В одной из предыдущих публикаций мы писали о первом чайном магазине в Париже, который открыл в 1864 году московский купец 1-ой гильдии Николай Иосифович Корещенко. У этой истории есть не менее интересное продолжение.
В 1931 году в №2180 эмигрантской газеты «Возрождение», выходившей во Франции, была опубликована небольшая заметка «Первый русский ресторан в Париже»:
«Когда был основан в Париже первый русский ресторан?
Большинство русских, которым задали такой вопрос, несомненно, ответили бы, что первый русский ресторан появился в Париже в первый год эмиграции. Между тем это не так.
Не только до российской эмиграции, не только до Великой войны, но и до провозглашения во Франции 3-й республики в Париже уже можно было получить и борщ и кулебяку. В "Возрождение" доставлен медный жетон, величиною в 10-ти сантимную монету. На нем надпись по-русски (на обратной стороне по-французски): «Русский трактир на Всемирной Выставке в Париже Николая Иосифовича Корещенко из Москвы». А посередине год - 1867.»
Удивительно, но уже в наше время автор этой статьи начал изучение истории московского купца Николая Иосифовича Корещенко с такого же рекламного жетона. Вероятно, жетоны были выпущены достаточно большим тиражом, т.к. они часто встречаются на антикварных площадках как в России, так и за рубежом.
Наладив чайную торговлю в Париже и доставку товаров во Францию из России, московский купец 1-ой гильдии Николай Иосифович Корещенко получил право представлять Россию на Всемирной Выставке в Париже 1867 года, но не в качестве экспонента, а как ресторатор. В то время было принято представлять на выставке не только новейшие достижения промышленности, науки, техники, культуры и искусства, но и национальную кухню. Московский чайник (так в старые времена шутливо называли чаеторговцев) Николай Иосифович Корещенко устроил национальный ресторан при русской экспозиции и, конечно, там непременно угощал хорошим чаем из русского самовара.
В №77 за 1867 год газета «Русский инвалид» писала «Моск. Вед. сообщают несколько сведений об устройстве в помещении выставки русского трактира, за что взялся известный наш чайный торговец Н. И. Корещенко, известный уже в Париже, как основатель там русской чайной торговли; к нему обратилась комиссия по выставке, с предложением взять на себя устройство русского трактира. В то время, когда тут же на выставке за французский ресторан взято комиссией аренды 400,000 франков, г. Корещенко получил свое место даром, с тем, впрочем, чтобы принял на свой счет внутреннюю и наружную отделку трактира. Насколько это дело выгодно, можно судить по тому, что г-ну Корещенко предлагали отступного 120,000 франков. Внутренность и наружный фасад трактира отделаны резным деревом, на манер резьбы в русских избах. Снаружи вывеска манит посетителей своею оригинальностью: единственные во всем здании выставки славянские буквы помещены на фоне, изображающем всякие яства…»
Национальные рестораны обычно носили название страны, которую они представляли, а Корещенко решил сделать так, чтобы все запомнили еще и имя его хозяина. Для этого он напечатал большое количество рекламных жетонов, которые вручались посетителям в качестве сувенира на память. Интересно, что на французской стороне жетона для замены русской буквы «Щ» в фамилии «КОРЕЩЕНКО» потребовалось целых семь (!) латинских букв и получилось - «KORE SCHTSCH ENKO». Идея с сувенирными жетонами сработала отлично и русские путешественники писали именно о ресторане Корещенко на парижской выставке. Нельзя не отметить, что часто впечатления от ресторана затмевали саму экспозицию. В периодике и литературе того времени описания русского трактира на Всемирной Выставке в Париже 1867 года встречаются часто и мы выбрали из них самые яркие.
Писатель Боборыкин П.Д. «Воспоминания в двух томах. Том 1. За полвека (главы I—VIII)»:
«И России впервые пришлось щегольнуть своими московскими трактирами и чайными. Купец Корещенко прославил себя на оба полушария. Его ресторан торговал бойко. И русских наезжало очень много в Париж; да и посетителей других национальностей влекло кулинарное и этнографическое любопытство. Во-первых — еда; во-вторых — цветные шелковые рубашки московских половых; в-третьих — две «самоварницы», в сарафанах и кокошниках. Из них Авдотья стала быстро очень популярной, особенно между французскими любителями женского пола...»
Газета «Русский инвалид» №91 [1867]:
«Как чем любопытна выставка? пояснил нам реченный провинциал, да уж ты одно то возьми, что там г. Корещенко трактир русский открыл! Ты представь это только себе, что в самом-то центре образованности вдруг тебе половой из «Новотроицкого», в рубашке этак, в кружок стриженный, борщ, щи со сметаною, или битки подает! И ты с этим самым половым трактуешь о разных интересных сюжетах столицы мира и даже от него Московские Ведомости требуешь! Да как же после этого не ехать, не посмотреть, как это они там тарелками греметь будут, свежей осетрины не покушать? Ну, уж, брат, извини, последним «выкупным» пожертвую, а узрю все в яве, - узрю, изумлюсь, а потом хоть «ныне отпущаеши» пой - все равно!..»
Газета «Русский инвалид» №100 [1867]:
«Из увеселительно-питательных заведений все-таки царствует над всеми наш трактир. Целый день у окон глазеет толпа на половых, самовар и Авдотью-самоварницу. В attaché, русской комиссии, я бы не пошел, но в associé, к Н. О. Корещенко, с большим бы удовольствием. В оригинальности для иностранцев, русский трактир уступит разве только тунисской кофейне, открытой на этой неделе, под дворцом тунисского бея…»
Журнал «Заря» [1870]:
«Что может быть более всегражданственного, как всемирная промышленная выставка?
Однако, что мы видим?
Русская изба, ее кружевные убранства, созданные простым топором мужика, привлекли внимание иностранцев; все хвалят одежду русскую, которую, конечно, для выставки постарались показать лицом.
Русский трактир Корещенко был всегда полон, русская кухня всем понравилась. Еще небольшой пример того, что я зову народным творчеством, развитием своего; у нас в трактирах нет обычая держать за конторками женщин… Это обычай европейский. Чтобы Картина была полнее, чтобы привлечь в трактир еще более иностранцев г. Корещенко принял этот чуждый обычай; но красавица его была не в кринолине и чепчике; она была в сарафане и кокошнике...»
Венюков М.И. «Из воспоминаний М.И.Венюкова. Книга 2: 1867-1878»:
«Русский отдел выставки… был недурен; лучше, чем я ожидал, хотя и далеко уступал не только французскому и английскому, но бельгийскому и многим другим второстепенным. Только неуменье выставить товар лицом и поддерживать его в блестящей опрятности бросались в глаза. Но впрочем "главным успехом" России на выставке 1867 г. были не мануфактурные товары, расставленные и развешанные по шкафам, а две здоровые и красивые бабы из тульской губернии, которых Корещенко заставил разливать чай в своем "русском ресторане". Благодаря им, в этом ресторане отбоя не было от посетителей, для которых при том представляли большую заманчивость икра, осетрина и кулебяка с вязигой. Я тоже том не раз вкушал все эти блага и много других, вроде, например, ленивых щей, гречневой каши, блинов и прочих, напоминавших родину…»
И, наконец, в книге с говорящим названием «Пребывание государя императора в Париже и покушение на его жизнь» 1867 года издания описано посещение Государем Императором русского трактира Корещенко:
«Спустившись по лестнице, Государь прошел мимо русского трактира г. Корещенко, где половые в цветных шелковых рубашках ожидали его с хлебом-солью, а самоварница Авдотья поднесла великолепный букет с вензелем Его Величества из цветов. Государь милостиво обещал зайти после, и отправился осматривать конюшни, русскую избу, юрту киргизскую и двух собак своей охоты...
В русском трактире Николая Иосифовича Корещенко, Государь Император изволил завтракать, войдя в верхний этаж, где для Его Величества и Их Высочеств был сервирован роскошный русский завтрак: кулебяки, расстегаи, рябчики, калачи, вина Араньева и Кавказские; единственное иностранное вино допущено на Императорский стол было шампанское rous-sillon. Стол был изящно убран цветами и фруктами. Посуда, заказанная для этого дня, была украшена государственными гербами. Половые, на лицах которых можно было прочесть выражение счастья и восторга, что им привелось служить своему Батюшке Царю, приветствовали Его Величество через одного из своей среды крестьянина Алексея Шумова (из Новотроицкого трактира в Москве), который от души сказанными словами выразил общее счастье лицезреющих Царя. Государь Император милостиво спросил половых, откуда они и получил в ответ, что это все крестьяне Калязинского уезда, Тверской губернии, за тем Государь спросил еще, нравится ли половым в Париже. «Дома лучше» отвечали они в один голос. Маршал Вальян, гг. Руэр и Лепле удостоились чести быть приглашенными Его Величеством отведать русской кулебяки, икры, семги, осетрины, кахетинского и крымского вина…»
Как видите, нам не пришлось рассказывать, чем был так хорош русский ресторан Корещенко. Это прекрасно сделали очевидцы. Из приведенных красочных описаний видно, что ресторан пришелся по вкусу и русским путешественникам, и французам. Для полноты картины нам остается только добавить несколько иллюстраций из французских журналов 1867 года.
Во французском журнале «Le Monde illustré» (№523 за 1867 год) на первой странице одного из номеров, посвященного Всемирной выставке, показан интерьер русского ресторана и, наверное, Вы сразу узнали половых в шелковых рубахах и самоварницу Авдотью из описаний очевидцев, приведенных ранее. На той выставке простая русская девушка Авдотья стала настоящей знаменитостью. Она - непременный герой описаний экспозиции, а о том, какое впечатление она произвела на французскую публику можно еще судить по иллюстрации из французской газеты «Le Charivari» [12.06.1867], известной своими карикатурами.
Французский художник-карикатурист изобразил за работой представительниц национальных ресторанов на Всемирной выставке. Почетное место в центре занимает русская красавица Авдотья. Она в кокошнике и держит в руке заварочный чайник, позади – резное дерево, украшавшее русский трактир. Подпись «хороший чай за неимением красоты» может показаться не очень лестной, но не забываем, что это французская карикатура, которая во все времена была очень жесткой. Другим странам достались характеристики похуже – например, справа от Авдотьи представительницы Бадена и достаточно фривольная подпись «Деликатесы и галантность в любое время суток». Как сложилась дальнейшая судьба Авдотьи, увы, неизвестно.
К нашему сожалению, вскоре после Всемирной выставки в Париже теряются следы и московского купца Николая Иосифовича Корещенко. В №80 Журнала «Всемирная иллюстрация» за 1870 в рубрике «Разные известия» есть короткое сообщение: «Москва. 26 июня чайные магазины г. Корещенки опечатаны. Пассив его определяют в 1.200,000 руб. Здесь говорят, что г. Корещенко выехал заграницу.» Можно предположить, что у Николая Корещенко возникли серьезные финансовые проблемы, но фамилия Корещенко не уходит с чайного рынка и уже в 1872 году появляется реклама Торгового дома Ольги Корещенко – жены Николая Корещенко. Она не только достойно продолжила семейное чайное дело, но и первой в России ввела ряд интересных нововведений, о которых мы обязательно расскажем Вам в следующих статьях. Продолжение следует…