Ну что, поговорим про Mesozoic Art II. Впрочем, с теми, кто читал предыдущий том, разговор будет короткий. Новая книга такая же, только художники другие, и их больше. Все плюсы и минусы остались на месте. Всё, можно бежать в магазин)
С остальными давайте разберемся поподробнее.
Что хорошего
Как мне кажется, авторы (вернее, составители) книги ставили перед собой две цели и обеих достигли.
Первая — показать, какой разный бывает палеоарт. Сегодня палеоарт создается в самых разных стилях, делают его самые разные люди в самых разных уголках Земли. И вся эта цветущая пестрота представлена в книге.
Тут и фотореалистичный палеоарт:
И мультяшный:
И какой только не:
И конечно, тут не только динозавры, но и прочая дивная вымершая фауна:
Хотя динозавров все же большинство. И я не устаю поражаться, насколько разнообразными, интересными и крутыми они могут быть, оставаясь при этом научно достоверными. Только после книги еще обиднее становится за те убогие, однообразные и в конечном счете скучные версии динозавров из «Мира юрского периода».
Художников стало больше, но и книга увеличилась в объеме, в ней теперь 256 страниц, так что места хватает всем. Всем, но не на всё, но об этом позже.
Вторая цель — показать работу художников в максимально возможном качестве. С полиграфией, цветопередачей и прочими техническими моментами тут все хорошо, можно на этом даже не останавливаться. Я хочу заострить внимание вот на чем.
Как мы с вами в последнее время знакомимся с новым палеоартом? Автор выкладывает картинку у себя в соцсетях, как правило, запрещенных или замедленных в РФ. Админ какого-нибудь популярного российского паблика перепощивает его у себя. И мы видим ее на экране телефона диагональю 6-7 дюймов.
Ровно так я увидел работы Льюиса ЛаРосы или Рудольфа Химы. Но когда видишь даже знакомую тебе работу на весь разворот — впечатление совсем другое. Вот эту я бы вообще в виде фотообоев во всю стену бы распечатал (жаль, жена не поймет):
Что плохого?
Недостаток у книги ровно один, такой же, как у предыдущего тома. Мне не хватило внутреннего мира художников. Как учились рисовать, чем вдохновлялись, как именно происходила работа над какой-нибудь особенно трудной или интересной картиной? Я скучаю по книгам Dinosaur Art с их развернутыми интервью с каждым художником.
Я понимаю, что концепция изменилась, и теперь в приоритете количество, а не глубина. Для ценителей глубины есть другие книги. Но все равно чуточку жаль.
Когда на русском?
И напоследок про русский перевод. В комментариях под обзорами англоязычных книг меня часто спрашивают: а когда на русском? Короткий ответ: скорее всего, никогда. И дело не только в геополитике, правах и т. п.
Как переводчик я бы эту книгу, конечно, с удовольствием перевел. Но как читатель, честно говоря, не вижу большого смысла. Главное удовольствие тут — от полиграфии, и не факт, что в России смогут выдержать этот уровень. А текст здесь нарезан аккуратными короткими кусочками, которые отлично помещаются на экран телефона. А значит, можно навести камеру… и получить что-то в таком духе:
Текст не то чтобы отличный, я бы его хорошенько отредактировал, но по нему вполне понятно, о чем речь. Так что честно говоря, вполне можно попробовать добыть и англоязычный вариант.
Оно того стоит.
Другие обзоры книг по палеонтологии:
- Дэвид Хоун, «Хроники тираннозавра» (2017)
- Антон Нелихов, «Изобретатель парейазавров» (2020)
- Марк Уиттон, «Птерозавры» (2020)