Продолжаю читать книги о динозаврах и рассказывать о них. Сегодня — Dinosaur Art 2, вышедшая в 2017-м году.
Название книги: Dinosaur Art II: The Cutting Edge of Paleoart
Русское название: в России не издавалась
Издательство: Titan Books
Автор: Steve White
Иллюстраторы: Сергей Красовский, Emily Willoughby, Peter Schouten, Андрей Атучин, Jason Brougham, Vitali Klatt, Tom Bjorklund, Mark Witton, Julio Lacerda, Velizar Simeonovsky.
Год выхода: 2017
Первый том в свое время мне очень понравился, второй тоже отличный:
На обложке (вернее, суперобложке) — описанный в 2014-м году торвозавр Гарни (Torvosaurus gurneyi), названный в честь известного палеоиллюстратора Джеймса Гарни. Ну, который написал и нарисовал Динотопию. Под суперобложкой книга стильного черного цвета:
Содержание:
Принцип не изменился: это по-прежнему сборник интервью с десятью художниками, украшенный их лучшими (или не очень) работами.
Книга радует еще до того, как начинается первое интервью, с Сергеем Красовским. Во вступлении Брайан Свитек пишет (почти повторяя мои слова из рецензии на первый том), что сборники палеоарта — это такие капсулы времени, которые фиксируют нынешнее состояние палеонтологии. Скажем, работы Найта и Буриана устарели с точки зрения науки и все равно навсегда вошли в историю палеоиллюстрации. Вот и новые работы интересны не тем, что они точнее старых, а тем, что отражают именно сегодняшнее состояние науки — со всеми нашими догадками, спекуляциями, ошибками и неточностями. Тем интереснее будет посмотреть на эти работы через десяток лет.
Дальше Роберт Николс (художник из предыдущего тома) в подробностях описывает, как он создавал свою знаменитую реконструкцию пситтакозавра. Очень подробно, вплоть до того, какой именно экземпляр брал за основу, какие материалы использовал, что в его реконструкции точно совпадает с окаменелостью, а что — он придумал сам. Очень интересно.
Мне кажется, в идеальной книге по палеоарту такие комментарии должна быть к каждой картине. Ну или хотя бы по одной у каждого художника.
Главное в книге Dinosaur Art — это, собственно, арт. И он не разочаровывает. Не устаю повторять, что на мониторе рисунки смотрятся не так, как на хорошей бумаге. Сесть в удобном кресле, открыть приятно увесистую книгу и не торопясь рассматривать иллюстрации — особенное удовольствие.
Честно говоря, я думал, что в этом и будет главный плюс книги: посмотреть на уже виденный арт, но на бумаге. В конце концов, я не первый год подписан на паблик Paleoart в Контакте, слежу за новинками в этой сфере, много чего видел. Но все равно книга подкинула массу сюрпризов. Не всё, не всё еще оцифровали в этом мире. А то, что оцифровали, у того же Питера Шаутена на официальном сайте лежит в крошечном разрешении. А тут перелистываешь страницу — и карнотавр во всей красе:
Или взять Андрея Атучина. За последнее время у него вышли книги When Dinosaurs Roamed, «Калейдоскоп исчезнувших миров», «Древние чудовища России» и «История Земли. От звездной пыли к звездной пыли». Последние три я читал и потому был уверен, что уж в Dinosaur Art II ничего нового не увижу. Не тут-то было! Чуть ли не половина его работ оказались для меня совершенно новыми. Хотя без знаменитого дейнохейра или диаблоцератопса, конечно, не обошлось.
Есть и совсем неожиданные открытия. Лично для меня книгу сделал меланхоличный арт финна Тома Бьорклунда и его безумный тираннозавр:
Ну и конечно же, в блоге под названием «Алиорам алтайский» не могу не выложить изображение алиорама алтайского:
Есть в книге и работы Марка Уиттона. Вот, например, сражающиеся завроподы, прямо как в первом сезоне «Доисторической планеты»:
Недостатков почти нет, скорее придирки. Например, некоторые картинки вставлены просто для галочки. Маленькие, со спичечный коробок. И кому они такие нужны? Не видно же ничего. Вот, например, в угол картинки поставили работу Сергея Красовского:
А ведь на ней показан спекулятивный, но очень любопытный взгляд на взаимоотношения разных видов динозавров: альваресзавроид альнашетри выклевывает остатки пищи из зубов гиганотозавра. То ли дело «Калейдоскоп исчезнувших миров», там эта картина занимает целую страницу:
Забавно, что в двух книгах эта картинка развернута в разные стороны.
Немного удивляет подбор художников. Скажем, Виталий Клатт со своими скульптурами сильно выбивается из общего ряда. Понимаю, термин «палеоарт» допускает широкое толкование. Сюда входят и скульптуры, и кино, и видеоигры. Но за два тома нам показали работы 19 художников, и один-единственный скульптор среди них смотрится странновато. Тем более, что на интервью с ним выделили меньше всего места, с десяток страниц. Если убрать его из книги и поставить вместо него какого-нибудь Габриэля Угето, никто бы и не заметил.
Так как это второй том, то ощущение новизны пропадает, конечно. Это уже не чудо, в существование которого трудно поверить, а просто еще одна отличная книга. Тем более, что предыдущем томе собраны художники, которых, как мне кажется, должен знать каждый — Грегори Пол, Дуглас Хендерсон, Джон Конвей... А вторая книга уже больше для фанатов.
Но уж фанатам ее пропускать нельзя.
Вопрос у меня только один: почему мы так и не увидели ни одного тома на русском? Я постоянно вижу в книжных магазинах дорогущие «Энциклопедии Marvel» или там «Все, что вы хотели знать о героях DC», но о динозаврах ничего подобного нет. Никогда не поверю, что какой-нибудь Зеленый Фонарь или Серебряный Серфер у нас популярнее велоцираптора и тираннозавра.
По данным Бюллетеня Кинопрокатчика, «Мир юрского периода-2» в России посмотрели 4,15 миллиона человек. По третьему фильму по понятным причинам данных нет. Только не говорите, что люди шли на МЮП ради неожиданных поворотов сюжета, остроумных диалогов и блестящей игры Криса Пратта. На хорошо нарисованных динозавров они хотели посмотреть. И в книгах Dinosaur Art этого добра — на каждой странице.
Если бы один из тысячи зрителей купил бы книгу — как раз получился бы тираж средней научно-популярной книги.
Впрочем, теперь уже возникла другая проблема: скорее всего, правообладатели просто не будут продавать права в РФ.
Так что остается только покупать на логобуке.
Мои обзоры других книг по палеонтологии:
- Дэвид Хоун, «Хроники тираннозавра» (2017)
- Антон Нелихов, «Изобретатель парейазавров» (2020)
- Марк Уиттон, «Птерозавры» (2020)