Крупные надписи «без сои» на некоторых продуктах наталкивают на мысль, что это что-то вредное, чего лучше избегать. Но, например, соевый сыр тофу — один из ключевых компонентов, возможно, самой здоровой в мире японской кухни. Как же так?
Самый популярный страх — ГМО-соя. Многие сорта этого растения действительно имеют измененный в лабораториях геном. В итоге, например, им становится нипочем ядохимикат под названием глифосат, которым обрабатывают поля от сорняков. Противники технологии, правда, уверены, что остатки отравы накапливаются в бобах и приводят к раку, мутациям, аутизму, проблемам со зрением.
В том, что угроза есть, уверены даже некоторые ученые. Например, Ирина Ермакова — доктор биологических наук, в прошлом — научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. В конце нулевых ее исследование вызвало бурю споров. В качестве подопытных выступали крысы: контрольной группе давали обычный корм, другие получали смесь с ГМО-соей. Потом оценивалось здоровье — их самих и потомства.
Ирина Ермакова: «Я была просто в шоке. То есть я начала кормить животных, самок, за две недели до спаривания с самцами. Крысята появлялись, но около 50%, даже более, быстро умирали, была очень высокая смертность. Из оставшихся живых около 40% были недоразвитыми, очень слабенькими, и все они были бесплодными».
Ермакова утверждает, что научное сообщество попыталось заставить ее замолчать. В достоверности работы выразили сомнения, и она не была опубликована, только престижный журнал Nature Biotechnology выпустил критический разбор. По словам Ермаковой, в итоге ей пришлось прекратить исследования и уйти из института. Но она по-прежнему уверена, что технология ГМО опасна.
Но Михаил Гельфанд — доктор биологических наук, вице-президент «Сколтеха» по биомедицинским исследованиям — говорит, что заговора тут нет, а выводы Ермаковой многократно опровергнуты перепроверками в разных странах. Но как же объясняются высокая смертность и патологии у крыс? Гельфанд уверен, что тут не обошлось без подтасовок.
Михаил Гельфанд: «Уже дальнейшие анализы показали, что сами сведения, которые сообщались в этой статье, были не вполне достоверными, потому что источник корма, конкретная фирма, те артикулы, описания продукта, которые имеются на сайте компании, они не совпадают с теми описаниями, которые были в статье».
Подобными проблемами страдают и другие работы, обвиняющие ГМО в тяжких грехах. Нет ни одного убедительного доказательства вреда таких продуктов или того, что они накапливают яд глифосат, которым травят сорняки. Эти подозрения подробно проверялись в разных частях мира, и подтверждений никто не нашел. ГМО-соя совсем не страшная. Она лучше растет, устойчива к вредителям и дает больший урожай, при этом оставаясь безопасной для человека. Зачем же во многих странах ее запрещают выращивать, в том числе в России? Как правило, это делают просто ради защиты местных производителей с обычными сортами.
Ирландка Айка Доэни много лет пила кофе на соевом молоке и умерла от тяжелой внезапной аллергии — анафилактического шока. После чашки любимого напитка у нее перехватило дыхание, инъекция адреналина не помогла, врачи не смогли ничего сделать. Но виновата ли соя? Отчасти, может быть. У погибшей была аллергия на орехи. А их белки похожи на те, что есть в бобовых — арахисе и сое. Организм может много лет нормально переносить эти продукты, а потом однажды «запутаться» и включить иммунный ответ.
Мария Польнер, врач аллерголог-иммунолог, дерматолог, косметолог: «Чаще всего эта реакция бывает несколько слабее, и она встречается реже. Вероятность аллергии на сою будет составлять от 5 до 15%».
Некоторые считают, что сою следует избегать мужчинам, так как от нее может вырасти грудь из-за содержания женских гормонов. К счастью, это всего лишь страшилка из интернета: исследования такой эффект не подтверждают.
Все выпуски программы «Живая еда»