Более полувека за проезд здесь брали от 10 копеек с человека и до 50 копеек за лошадь с подводой.
В тему:
➡️Легенда о «Ване-коммунисте»: одно имя и четыре поколения судов.
15 ноября 1815 года был спущен на воду первый пароход в России, он получил название «Елизавета». Это событие паровым гудком огласило начало новой технологической эры. Простой люд был в ужасе от чудо-машины, а коммерсанты в клубах дыма почуяли солидные прибыли. Уже в конце XIX века по Волге курсировало более 2 тысяч пароходов различного типа, в том числе паромов. С этим временем и связано появление на реке «Волгаря». О судьбе трудяги парома рассказываем на канале «История Волжского пароходства».
Трудности переправы
Казань во второй половине XIX века развивалась как крупный промышленный и торговый центр. Через город проходил большой поток транзитных грузов, следовавших на Урал, в Сибирь и в обратном направлении. Как и в большинстве прибрежных городов того времени, в Казани не было постоянной переправы через реку, а первый железнодорожный мост построили лишь в 1913 году.
Долгое время в качестве переправы жители волжского села Верхний Услон на правом берегу Волги использовали дощанки (или дощаники) — плоскодонные лодки с парусом и веслами. Этот путь являлся частью Большой дороги, подходящей к селу как с запада (со стороны Москвы), так и с юга.
Это было довольно опасным занятием, особенно в период весеннего разлива реки. Подробное описание всех тягот преодоления Волги в середине XIX века можно прочитать в книге «Былое и думы» Александра Герцена, который испытал такое путешествие на себе.
«Уставили мою коляску на небольшом дощанике, и мы поплыли. Погода, казалось, утихла; татарин через полчаса поднял парус, как вдруг утихавшая буря снова усилилась. Нас понесло с такой силой, что, нагнав какое-то бревно, мы так в него стукнулись, что дрянной паром проломился и вода разлилась по палубе. Положение было неприятное; впрочем, татарин сумел направить дощаник на мель… Крестьянин подъехал на небольшой комяге с женой, спросил нас, в чем дело, и заметил: «Ну, что же? Ну, заткнуть дыру, да, благословясь, и в путь. Что тут киснуть?»… Мужик и работники заткнули дыру всякой всячиной; мужик постучал топором, прибил какую-то дощечку; потом, по пояс в воде, помог другим стащить дощаник с мели, и мы скоро вплыли в русло Волги», — вот так описал свою поездку Герцен, сам не зная, что застал последние годы архаичных волжских судов, которые уже теснили пароходы.
Читайте по теме:
➡️На всех парах: как по Волге пошли первые суда на березовых дровах.
Поэтому ближе к концу XIX века волжские купцы активно занялись организацией паромного сообщения для перевозки людей, животных, машин и грузов. Новые паромы выглядели не как хлипкие лодочки, а совершенно иначе — дымящий буксир тащил за собой груженую баржу, невзирая на капризы погоды. Первая паромная переправа между Казанью и Услоном начала работать в 1845 году. Но, по словам краеведов, подробного описания судна не сохранилось.
«Волгарь» в Казани
Есть несколько версий появления «Волгаря» в Казани. По одной из них, Савелий Ковалев, купец из села Услон и один из совладельцев пароходного общества «Самолет», напрямую заказал новый паром в 1895 году в Швеции, в механической мастерской Бергсунда. По другой, этот шведский паром сначала работал в Нижнем Новгороде, в обществе «Финляндское легкое пароходство», и использовался для перевозки пассажиров на местных линиях, а Ковалев приобрел «Волгарь» приблизительно в 1912 году.
Паром «Волгарь» был впечатляющим судном для того времени, настоящим чудом техники. По словам казанского краеведа Валерия Грязнова, 36-метровый корпус парохода был сделан из металла, ширина парома составляла около 7 м, высота судна без надстроек — 2 м, осадка при полной загрузке — чуть более 1 м. Корпус имел пять переборок, было проведено электрическое освещение. Два гребных винта позволяли парому разворачиваться на месте и разгоняли его до 15 км/ч. Двигатель судна работал на мазуте, его мощность составляла 180 л.с., грузоподъемность — до 75 тонн. За один рейс «Волгарь» мог перевезти до 300 человек и 30 подвод с лошадьми. В экипаж входило 5 человек. В некоторых источниках можно встретить цифру 19 человек, но документального подтверждения этой информации нет.
В тему:
➡️ Катамараны: от плотов из бревен в Древней Индии до теплоходов на Волге.
Всю свою биографию, начиная с 1912 года, паром работал по следующему маршруту: Казань — остров «Маркиз» (большая часть его затоплена при разливе водохранилища) — Верхний Услон — Печищи. У «Волгаря» была своя пристань, принадлежавшая только ему. Стоимость проезда с человека — 10 копеек. За лошадей платили до 50 копеек. Одной из отличительных особенностей «Волгаря» был его эффектный внешний вид, который никого не оставлял равнодушным. Навигацию 1939 года судно встретило обновленным: у него появились белая труба с черной полоской, новая рубка.
«Волгарь» — замечательное, превосходно спроектированное судно. Небольшое по размеру, оно имело просторную, прочную открытую деревянную палубу для провоза автомашин, гужевого транспорта и скота… Формы носа и кормы у “Волгаря” практически одинаковые. На носу и на корме полуутопленные в палубу закрытые пассажирские салоны с окошками. На крышах этих надстроек были маленькие открытые пассажирские палубы с сетчатыми перилами. На них вдоль ограждения и посередине стояли решетчатые скамьи со спинками. С основной палубы шли по два трапа — вниз в салон и наверх, на пассажирскую палубу. Посередине основной, грузовой палубы стояла небольшая надстройка со штурвальной рубкой, мостиком и трубой на крыше. Система гребных винтов была выполнена так, что паром мог разворачиваться вокруг своей оси почти на месте. Хотя был и руль поворота, как у всех пароходов», — писал Николай Урахчинский, кандидат технических наук, создатель моделей старинных волжских пароходов.
Как вспоминал Николай Петрович свои детские поездки на пароме, на «Волгаре» был образцовый порядок: все блестело чистотой, механизмы работали безотказно. График движения был настолько точен, что по причальному свистку «Волгаря» люди проверяли часы. «Это была заслуга бессменной команды из опытных, добросовестных речников. Они и внешне так выглядели: опрятны, подтянуты. Особенно колоритным был капитан, пожилой, солидный, с большими слегка прокуренными усами. С такой командой плавание казалось безопасным и достойным красоты корабля», — писал Урахчинский.
На службе у людей
Как у любой легенды, в биографии «Волгаря» можно найти много мифов и несостыковок. В некоторых источниках можно встретить версию, что паром получил гордое название после революции. Историк Валерий Грязнов опроверг это мнение:
«Свое название «Волгарь» получил не после революции, а в момент прибытия на Волгу. В то время в Нижнем Новгороде уже ходил другой паром под названием «Окарь». В нашем доме бережно хранится реликвия — толстый журнал-ведомость, на обложке которого написано: «Пароходство Савелия Степановича Ковалева. Расчетная со служащими перевоза парохода «Волгарь» и дебаркадеров. Навигация 1912 года. Дедушка служил на пристани «Волгаря».
Есть также несколько версий судьбы легендарного казанского парома в революционные годы. По одной, судно, несмотря на все перипетии вокруг, продолжило перевозить пассажиров и грузы, обеспечивая переправу через реку. По другой, «Волгарь» под ветрами истории закладывал «левый галс» — в те времена многие гражданские суда переквалифицировали в боевые, якобы не избежал этой участи и наш герой. Есть мнение, что «Волгарь» принимал активное участие в Гражданской войне в составе Красной Армии, а, освободившись от военных походов, отправлялся в агитпоходы по Волге и Каме.
Но, как считают историки, паром перепутали с другим «Волгарем». В сентябре 1918 года в Нижнем Новгороде буксир «Матвей Башкиров» переоборудовали в боевой корабль и назвали «Волгарь-доброволец». В 1967 г. на нем был организован Музей истории Волжской военной флотилии, проработавший 20 лет.
Историк Валерий Грязнов писал, что «Волгарь», 10 лет отработав в Нижнем Новгороде, нес свою бессменную вахту в Казани с начала навигации до поздней осени почти 50 лет, с 1912 по 1961 год. В 1918 году он был национализирован и впоследствии приписан к Волжскому объединенному речному пароходству. Паром трудился без обеда и выходных, полный световой день, по одному расписанию: судно ночевало в Услоне, на работу выходило в 4.00, рейсы — раз в час. В пути — около 20 минут.
У старшего поколения остались в памяти пронзительный гудок «Волгаря» и поездки на пароме. Вадим Печников, почетный работник высшего профобразования РФ, писал, как в начале 1940-х его семья жила в Верхнем Услоне в летние месяцы. Началась война.
«Мне было всего семь лет, но я хорошо помню, как «Волгарь», следуя вдоль берега, долго‑долго издавал какие-то особенно печальные, непрерывные гудки: это было прощание с услонскими «новобранцами», мобилизованными на фронт. Ведь все военные годы он был, по сути, «траурным пароходом», увозившим новобранцев от родных мест, от семейных очагов. И каждый раз с тревогой и болью смотрели на него сельчане. Трудная миссия выпала на долю капитана «Волгаря» и его команды. Потом уже на «Волгарь» стали смотреть с радостью и надеждой: ведь с каждым рейсом возвращались домой солдаты-победители», — вспоминал профессор.
Вот так многие десятилетия работал «Волгарь» на благо людей, уникальный, один такой на всю Волгу. По словам историков, паром продолжал ходить и по разлившейся Волге, когда образовалось Куйбышевское водохранилище. Сохранились фото «Волгаря» начала 1960-х. Это были его последние навигации. Куда отправился паром, закончив службу, историки не знают.
Читайте также:
На коломенке в Персидский поход: от старинного сухогруза до судна для Петра I.
Дедушка современного сухогруза: история насада, древнейшего грузового судна на Руси.
Как на картине: рассказываем, какое судно тянут «Бурлаки на Волге».