Первый «Ваня» был спущен на воду 120 лет назад и стал героем Гражданской войны. Второй «Ваня» совершал трудовые подвиги в Великой Отечественной войне, под Сталинградом. И до сих пор на Волге работает буксир-толкач «Ваня Коммунист», названный в честь легендарной канонерки. Историю этих судов рассказываем на нашем канале.
Первый «Ваня»: флагман Волжской военной флотилии
История «Вани» началась в 1905 году в волжском городе Саратове. По заказу торгового дома Бореля был построен колесный буксирный пароход, который получил лаконичное имя «Ваня». Основателя фирмы называли «королем мукомолов», торговый дом был крупнейшим мукомольным предприятием Поволжья и владел небольшим пароходством, в которое входили 14 барж и два буксира. Пароход «Ваня» перевозил муку и зерно по Волге, на участке от Рыбинска до Сарепты, что под Царицыным (на территории современного Волгограда).
Об этом судне написано много, а вот точных технических характеристик не было. Поэтому в 1982 году ученые из Горького В. Богданов и В. Прончатов при поддержке научного консультанта, капитана речного флота А.А. Усова, воссоздали подробное описание буксира:
· Судно имело типичную для речных буксиров начала XX века архитектуру: стальной корпус парохода был образован прямоугольными шпангоутами, скругленными в скуловой части.
· Буксир делился на отсеки: форпик (крайний носовой отсек судна для размещения грузов или водяного балласта), носовые жилые помещения, машинное и котельное отделения, мазутная яма (цистерна), кормовые жилые помещения и ахтерпик (крайний отсек кормового трюма для хранения запаса воды, водяного балласта).
· Главная палуба имела обносы на бортовых кронштейнах, под которыми располагались колесные кожухи, а сверху — кожуховые каюты, где размещалась часть команды, а также камбуз, кладовая, баня и гальюны. Крыша кожуховых кают перекрывалась легкой палубой (тентом), на которой находились капитанский мостик и штурвальная рубка. Над входным люком в носовой жилой отсек устанавливалась носовая («хозяйская») рубка.
· Пароход был оснащен наклонной паровой машиной системы «Компаунд» мощностью 300 л.с. Пар для нее вырабатывали два огнетрубных котла.
· Для управления судном служил простой руль, который поворачивался ручным штурвалом из штурвальной рубки через систему стальных цепей и тяг, проходивших по главной палубе.
· На главной палубе находился паровой насос двойного действия системы «Камерон» для перекачки мазута и откачки воды из трюмов барж при авариях.
· Движители парохода — двухопорные гребные колеса с наружными ободами, поворотными лопастями (плицами) и бугельными эксцентриками. Каждое колесо имело 9 деревянных плиц.
Статья с техническими данными опубликована в советском популярном научно-техническом журнале «Моделист-конструктор» (1982, №11, 12).
Судьба буксира «Ваня» круто изменилась во время Гражданской войны. В 1918 году комиссару по особым делам Николаю Маркину поручили стратегическую задачу — формирование Волжской военной флотилии.
Центром создания флотилии стал Нижний Новгород. Сюда из Саратова направился буксир «Ваня» для переоборудования в канонерскую лодку, так как 29 июня 1918 года Нижегородское районное управление водного транспорта передало пароход в распоряжение комиссара Маркина. Буксир получил бортовой номер 5.
Судно серьезно переделали: снесли некоторые надстройки, сделали фундаменты под орудия, переделали жилые помещения для команды, забронировали рулевую рубку и котельное отделение. Артиллерийское вооружение состояло из трех морских орудий (двух 75 мм и одного 37 мм), а также из шести пулеметов «Максим» на треногах за щитами.
21 августа 1918 года «Ваня» ушел в составе флотилии на фронт в Казань, захваченную белочехами. На канонерской лодке «Ваня» держал флаг комиссар Волжской военной флотилии Николай Маркин. За мужество, проявленное экипажем при освобождении Казани, канонерская лодка, флагман Волжской флотилии, была награждена Красным знаменем ВЦИК. Решено было назвать судно по-революционному — «Ваня-коммунист». Но, по словам нижегородских историков, официально присвоить новое имя не удалось — 1 октября 1918 года во время операции канонерка приняла свой последний бой.
О жизни комиссара Маркина читайте в нашей статье👇🏻
Это случилось неподалеку от деревни Пьяный Бор, на Каме. Руководство флотилии отправило на разведку «Ваню», а вслед за ним миноносец «Прыткий», чтобы противник обнаружил себя и свои позиции. Когда корабли подошли к Малиновскому мысу, командир батареи противника решил, что это основные силы красных, и приказал открыть огонь.
«Первый же залп вражеских орудий накрыл канонерку. Один снаряд уничтожил кормовое орудие, второй разорвался в машинном отделении. Судно потеряло ход и управление. Дважды пытался миноносец «Прыткий» прийти на помощь канонерке, но сплошная стена разрывов заставляла его отступать. Горящий «Ваня» остался в одиночестве, а из-за поворота вышли суда противника. Но маленький волжский буксир не собирался сдаваться. Единственная его уцелевшая пушка продолжала вести огонь по врагу. Маркин приказал матросам спасаться вплавь, когда от пожара стали рваться собственные снаряды. 48 человек (из 70) подобрали из воды спущенные с миноносца моторные катера и шлюпки. Но комиссара среди них не оказалось...», — описали последний бой комиссара Маркина и «Вани» В. Богданов и В. Прончатов.
Интересный факт
В 1953 году поэтесса Ольга Берггольц описала героическую историю волжского парохода в «Песне о «Ване-коммунисте». Произведение она посвятила драматургу, капитану первого ранга Всеволоду Вишневскому, который служил матросом-пулеметчиком на канонерке под руководством Николая Маркова и чудом спасся в том бою.
Второй «Ваня»: на помощь Сталинграду
В том же 1918 году имя героической канонерки было увековечено на другом судне Волжской военной флотилии. По архивных данным, название «Ваня-коммунист» получил буксир «Дегтярев», построенный в 1911 году в Нижнем Новгороде. Речной пароход с железным корпусом изначально назвали в честь владельца М.А. Дегтярева. Буксир был оснащен наклонной паровой машиной «Компаунд» с инжектором мощностью 750 л.с. Движители — два бортовых гребных колеса.
Переименованный буксир превратился в канонерскую лодку и участвовал в сражениях до 1920 года, после чего его разоружили и отправили мирно работать на Волге и ее полноводных притоках. С началом Великой Отечественной войны «Ваня-коммунист» обеспечивал нужды фронта и Красной армии в составе возрожденной Волжской военной флотилии.
По архивным данным, «Ваня-коммунист» действовал в составе военизированных судов Волжского бассейна и занимался снабжением сражавшихся в Сталинграде войск. Канонерка доставляла топливо, военные грузы и участвовала в боевых операциях Красной Армии, имея на борту среднекалиберное орудие системы «Канэ» и зенитные пулеметы.
«15 мая 1943 года "Ваня-коммунист" поднимался по Волге со стороны Астрахани с грузом продовольствия и медикаментов. У поселка Светлый Яр пароход наскочил на магнитную мину и затонул. Установлены личности лишь пяти человек из 17. Это капитан Александр Федорович Панин, механик Иван Куприянович Туманов и члены его семьи, которые также были частью экипажа: его жена Зинаида Ивановна и сын Виктор — кочегары, дочь Валентина — масленщик», — рассказал председатель Волгоградского отделения Российского военно-исторического общества Виктор Василевский.
Больше 75 лет буксир покоился на дне Волги. В 2020 году прошла экспедиция РВИО и военно-исторического музея «Наследие». По архивных материалам специалисты точно определили местонахождения судна. Водолазы, погрузившись на 20-метровую глубину Волги в Светлоярском районе Волгоградской области, обследовали затонувшую канонерку. Большая часть парохода длиной почти 64 м оказалась засыпана песком. С судна подняли артефакты — стреляные гильзы времен ВОВ, предметы быта и даже детскую обувь.
Читайте также:
➡️ «Волга спасала огромную страну»: подвиг речников во время Сталинградской битвы.
Третий и четвертый «Вани»: трудяги на Волге
Вернемся к истории волжского «Вани». После того как храбрый буксир затонул во время Сталинградской битвы, его имя решено было передать другому судну. В 1957 году пермские корабелы построили судно «Ваня Коммунист» по проекту 757, тип «Бор-600». Это однопалубный двухвинтовой паровой буксир, который работал в Волжском пароходстве. Трудовой путь судна закончился в 1987 году.
В том же году на судоверфи в Звенигово (Марий Эл) для Волжского пароходства построили новый буксирный теплоход, который получил легендарное имя. «Ваня Коммунист» — речной буксир-толкач типа БТО, проекта 81200.
Технические характеристики буксира «Ваня Коммунист» (по данным korabel.ru):
· Цельнометаллический двухвинтовой теплоход с четырехъярусной надстройкой.
· Мощность — 700 л.с.
· Грузоподъемность — до 8000 тонн.
· Особенность судна — гидравлическое поворотно-упорное устройство принципиально нового типа, с автосцепом типа О-150Т-8 и поворотными насадками на винтах, что в комплексе обеспечивает хорошую управляемость судна с составом.
· Работа гидроприводных механизмов обеспечивается автономным дизель-насосом, что помогает снизить потребность в электроэнергии и значительно уменьшить установленную мощность электростанции.
· Команда — 10 человек.
· Уровень автоматизации, примененный на судне, позволяет эксплуатировать судно с малым по численности экипажем без постоянной вахты в машинном отделении.
«Ваня Коммунист» трудится на Волге и других реках страны до сих пор, сохраняя память о своих волжских предках.
Читайте также по теме:
➡️Сенсация на Волге: история первого в мире буксира, с которого началась эра теплоходов.