В начале XIX века на смену парусному флоту пришли паровые машины. Сначала новые суда этого класса называли стимботами, но после переименовали в более привычные для нас «пароходы».
Чем поразило публику первое судно такого типа? Кто был строителем первого русского стимбота? И как нужно было вести себя на палубе? Рассказываем на канале «История Волжского пароходства».
Русский шотландец
Чарльз, или, как его звали в России, Карл Николаевич Берд — российский промышленник шотландского происхождения, приехавший в столицу в 1786 году вместе с архитектором, механиком и изобретателем Карлом Гаскойном для усовершенствования Александровского пушечно-литейного завода в Петрозаводске. Проработав несколько лет помощником Гаскойна, Берд организовал собственную компанию, которая быстро стала успешной.
Шотландец отличался умением находить общий язык с чиновниками, что в итоге обеспечило ему выгодные заказы и повышения в чине. Берд основал первый в стране частный механический и первый в Петербурге литейный завод. Позже к нему пристроили лесопильню, паровую мукомольню и корабельную верфь. За первые тридцать лет работы на заводе изготовили около 200 паровых машин, 11 из которых были пароходными.
Маленький, да удаленький
В 1815 году с верфи завода Берда сошел первый российский стимбот (steam — «пар», boat — «лодка»), получивший название «Елизавета», в честь императрицы.
Интересные факты об этом судне:
🚢Пароход был построен на базе деревянной тихвинской барки небольшого размера — длиной 18,3 метра, шириной 4,57 метра и осадкой 0,61 метра.
🚢Судно приводилось в движение паровой установкой мощностью 4 лошадиные силы.
🚢Максимальная скорость парохода — 5,8 узлов (10 км/ч). Кстати, узнать, почему скорость судна измеряют в морских узлах, можно в нашей статье.
🚢По обоим бортам корпуса были установлены гребные колеса диаметром 2,4 м.
🚢Наибольшее изумление у публики вызывала 8-метровая труба, из которой вырывался дым. Топливом служили обычные дрова.
🚢Назначение судна — перевозка людей, товаров и буксировка других судов.
🚢На корме были установлены несколько скамеек под тентом для пассажиров.
Судно испытывали несколько месяцев. На пруду Таврического сада пароход показал хорошую скорость. Первый рабочий рейс у «Елизаветы» состоялся 3 ноября 1815 года из Санкт-Петербурга в Кронштадт, этот маршрут судно прошло за 3 часа 15 минут. Репортаж о первом плавании попал в известный петербургский журнал «Сын Отечества». Именно в этой статье впервые был введен термин «пароход».
«Теперь в одни сутки почти можно съездить в Кронштадт из Петербурга три раза, даже при неблагоприятных обстоятельствах, когда будет противный ветер», — удивлялся журналист. И добавил, что для приведения в движение паровой машины потратили 1 сажень березовых однополенных дров и небольшое количество каменных угольев, проехали 60 верст.
Интересный факт:
По словам историков, американский изобретатель пароходов Роберт Фултон тоже хотел заниматься в России судостроением. В 1811 году он предложил российским властям проект сооружения паровых судов, а в 1813 году получил соответствующую привилегию сроком на 15 лет. Ни одного судна для России американский инженер построить не успел. Шотландец Берд его опередил и заложил основу для российских пароходов.
«Волга» на Волге
Воодушевленный успехом Берд в 1816 году построил второй стимбот. Судно практически ежедневно курсировало по Неве между Санкт-Петербургом и Кронштадтом, собирая огромную толпу желающих посмотреть на невиданную диковинку. Пароход доказал свою надёжность.
В июне 1817 году Карл Николаевич Берд получил привилегию сроком на 10 лет, позволявшую строить и использовать пароходы по всей России. Судя по отчету Берда для департамента хозяйственных и публичных зданий, к 1820 году по водным путям империи ходило не менее дюжины паровых судов бердовского производства, три из которых — в Волжском бассейне (Волге, Оке, Суре, Мокше, Шексне и Мологе).
Кстати, один из этих пароходов, названный «Волга», оборудованный двумя паровыми машинами (каждая мощностью по 30 лошадиных сил), курсировал между Нижним Новгородом и Астраханью. Судно буксировало по две-три баржи (до 1500 тонн суммарного груза). Два других парохода, оснащенные менее мощными моторами (по 16 л.с. каждый), работали между Нижним Новгородом и Рыбинском.
Свое предприятие на реках Волжского бассейна Берд вел вместе с ярославским помещиком Дмитрием Петровичем Евреиновым, которому в 1822 году и продал «Волгу», четыре малых парохода, а также пару десятков грузовых судов, уступив вдобавок и права на строительство здесь новых пароходов. Евреинов инициировал организацию первого на Волге акционерного пароходного общества, которое было утверждено указом Сената в октябре 1823 года. К 1835 году в России насчитывалось 52 парохода.
Читайте также:
Как по Волге пошли первые в мире теплоходы — судостроение в начале XX века
Правила поведения на пароходе:
— Пассажирам запрещалось вмешиваться в управление судном, даже несмотря на чин и звания.
— Для проезда на пароходе нужно было приобрести билет.
— Проезд стоил 5 рублей или 2 рубля, однако кондуктор мог принять на борт и без платы, если у пассажира не было денег, а ехать было очень нужно.
— Курить запрещалось в каюте, но разрешалось на палубе.
Читайте также по теме:
Как на картине: рассказываем, какое судно тянут «Бурлаки на Волге»
«Самолёт» на Волге: кто придумал речные круизы и создал первый туристический путеводитель?