Найти тему

На всех парах: как по Волге пошли первые суда на березовых дровах

В начале XIX века на смену парусному флоту пришли паровые машины. Сначала новые суда этого класса называли стимботами, но после переименовали в более привычные для нас «пароходы».

Чем поразило публику первое судно такого типа? Кто был строителем первого русского стимбота? И как нужно было вести себя на палубе? Рассказываем на канале «История Волжского пароходства».

Первый пароход у Кронштадта. Альбом литографий «Воспоминания о Санкт-Петербурге»
Первый пароход у Кронштадта. Альбом литографий «Воспоминания о Санкт-Петербурге»

Русский шотландец

Чарльз, или, как его звали в России, Карл Николаевич Берд — российский промышленник шотландского происхождения, приехавший в столицу в 1786 году вместе с архитектором, механиком и изобретателем Карлом Гаскойном для усовершенствования Александровского пушечно-литейного завода в Петрозаводске. Проработав несколько лет помощником Гаскойна, Берд организовал собственную компанию, которая быстро стала успешной.

Шотландец отличался умением находить общий язык с чиновниками, что в итоге обеспечило ему выгодные заказы и повышения в чине. Берд основал первый в стране частный механический и первый в Петербурге литейный завод. Позже к нему пристроили лесопильню, паровую мукомольню и корабельную верфь. За первые тридцать лет работы на заводе изготовили около 200 паровых машин, 11 из которых были пароходными.

Карл Николаевич Берд. Фото museum.ru
Карл Николаевич Берд. Фото museum.ru

Маленький, да удаленький

В 1815 году с верфи завода Берда сошел первый российский стимбот (steam — «пар», boat — «лодка»), получивший название «Елизавета», в честь императрицы.

Интересные факты об этом судне:

🚢Пароход был построен на базе деревянной тихвинской барки небольшого размера — длиной 18,3 метра, шириной 4,57 метра и осадкой 0,61 метра.

🚢Судно приводилось в движение паровой установкой мощностью 4 лошадиные силы.

🚢Максимальная скорость парохода — 5,8 узлов (10 км/ч). Кстати, узнать, почему скорость судна измеряют в морских узлах, можно в нашей статье.

🚢По обоим бортам корпуса были установлены гребные колеса диаметром 2,4 м.

🚢Наибольшее изумление у публики вызывала 8-метровая труба, из которой вырывался дым. Топливом служили обычные дрова.

🚢Назначение судна — перевозка людей, товаров и буксировка других судов.

🚢На корме были установлены несколько скамеек под тентом для пассажиров.

Судно испытывали несколько месяцев. На пруду Таврического сада пароход показал хорошую скорость. Первый рабочий рейс у «Елизаветы» состоялся 3 ноября 1815 года из Санкт-Петербурга в Кронштадт, этот маршрут судно прошло за 3 часа 15 минут. Репортаж о первом плавании попал в известный петербургский журнал «Сын Отечества». Именно в этой статье впервые был введен термин «пароход».

«Теперь в одни сутки почти можно съездить в Кронштадт из Петербурга три раза, даже при неблагоприятных обстоятельствах, когда будет противный ветер», — удивлялся журналист. И добавил, что для приведения в движение паровой машины потратили 1 сажень березовых однополенных дров и небольшое количество каменных угольев, проехали 60 верст.

Интересный факт:
По словам историков, американский изобретатель пароходов Роберт Фултон тоже хотел заниматься в России судостроением. В 1811 году он предложил российским властям проект сооружения паровых судов, а в 1813 году получил соответствующую привилегию сроком на 15 лет. Ни одного судна для России американский инженер построить не успел. Шотландец Берд его опередил и заложил основу для российских пароходов.
пароход «Волга», автор: PROKOF https://fleetphoto.ru
пароход «Волга», автор: PROKOF https://fleetphoto.ru

«Волга» на Волге

Воодушевленный успехом Берд в 1816 году построил второй стимбот. Судно практически ежедневно курсировало по Неве между Санкт-Петербургом и Кронштадтом, собирая огромную толпу желающих посмотреть на невиданную диковинку. Пароход доказал свою надёжность.

В июне 1817 году Карл Николаевич Берд получил привилегию сроком на 10 лет, позволявшую строить и использовать пароходы по всей России. Судя по отчету Берда для департамента хозяйственных и публичных зданий, к 1820 году по водным путям империи ходило не менее дюжины паровых судов бердовского производства, три из которых — в Волжском бассейне (Волге, Оке, Суре, Мокше, Шексне и Мологе).

Кстати, один из этих пароходов, названный «Волга», оборудованный двумя паровыми машинами (каждая мощностью по 30 лошадиных сил), курсировал между Нижним Новгородом и Астраханью. Судно буксировало по две-три баржи (до 1500 тонн суммарного груза). Два других парохода, оснащенные менее мощными моторами (по 16 л.с. каждый), работали между Нижним Новгородом и Рыбинском.

Свое предприятие на реках Волжского бассейна Берд вел вместе с ярославским помещиком Дмитрием Петровичем Евреиновым, которому в 1822 году и продал «Волгу», четыре малых парохода, а также пару десятков грузовых судов, уступив вдобавок и права на строительство здесь новых пароходов. Евреинов инициировал организацию первого на Волге акционерного пароходного общества, которое было утверждено указом Сената в октябре 1823 года. К 1835 году в России насчитывалось 52 парохода.

Читайте также:

Как по Волге пошли первые в мире теплоходы — судостроение в начале XX века

Правила поведения на пароходе:

— Пассажирам запрещалось вмешиваться в управление судном, даже несмотря на чин и звания.

— Для проезда на пароходе нужно было приобрести билет.

— Проезд стоил 5 рублей или 2 рубля, однако кондуктор мог принять на борт и без платы, если у пассажира не было денег, а ехать было очень нужно.

— Курить запрещалось в каюте, но разрешалось на палубе.

Читайте также по теме:

Как на картине: рассказываем, какое судно тянут «Бурлаки на Волге»

«Самолёт» на Волге: кто придумал речные круизы и создал первый туристический путеводитель?