Грузовая плоскодонная лодка-коломенка XVI века так заинтересовала Петра I, что он не только взял ее за образец для своих будущих судов, но и сам отправился на ней в Персидский поход. На новый манер коломенку переделали при личном участии императора.
Такие лодки использовались на Волге и других реках вплоть до XIX века. А не так давно на Ветлуге, на севере Нижегородской области, нашли вековую коломенку.
Сегодня на канале «История Волжского пароходства» расскажем, откуда пошло название этих судов, чем отличались знаменитые коломенки и почему на них обратил внимание сам Петр I, царь-судостроитель.
Особенности конструкции коломенок
Коломенка — это разновидность речных несамоходных беспалубных барок легкой конструкции. По словам историков, они отличались от других судов более узким корпусом. Яркая особенность коломенок — несколько рядов привальных брусьев, нашитых с наружной стороны бортов. Они были нужны для предохранения корпуса от повреждений при столкновении.
Коломенки строили из дерева хвойных пород. В движение лодки приводились веслами, для чего на борту работали от 16 до 40 гребцов. Ходили эти суда по озерам и рекам: Волге, Каме, Белой, Оке, Москве, Шексне, Дону, Неве и другим.
Виды коломенок:
⛵ Волжские — имели длину корпуса от 36 до 38 метров, ширину 7-8 метров. Оборудовались лёгкой крышей. Использовались преимущественно для перевозки металлов, иногда хлеба и дров. Грузоподъемность — от 120 до 192 тонн.
⛵ Камские, или малые коломенки — с небольшим по сравнению с волжскими корпусом, длиной от 13 до 19 метров и шириной 4 метра.
⛵ Вышневолоцкие, или полуколоменки — длина их корпуса составляла около 32 метров, ширина — около 6 метров. Грузоподъёмность — 160 тонн.
⛵ Суда для низовьев Волги, или железняки — самые крупные коломенки, длина их корпуса доходила до 45 метров при ширине в 11 метров. Грузоподъемность — до 440 тонн.
История и география коломенок
Название «коломенка» отсылает нас к одноименной реке и городу Коломне, рядом с которым находится подмосковное село Дединово на Оке. Именно оно в петровские времена было центром московского речного судостроения. Здесь появились первые грузовые суда этого типа.
География центров строительства коломенок:
· Тверь, расположенная на Волге, вблизи водных дорог, которые вели на северо-запад;
· Ярославль;
· Нижний Новгород, который к началу XVII века стал столицей волжского судоходства;
· Казань;
· Астрахань;
· Архангельск;
· Вятка.
Образец для императора
Как отмечают историки, Петру I, инспектировавшему Дединовские верфи, понравились очень удобные и простые коломенки. Правда, у них был довольно существенный недостаток — низкий срок службы. Коломенки строили всего на одну навигацию, после чего лодки шли на слом. Деятельный характер императора не оставил без внимания эту проблему, и он лично занялся доработкой коломенок, предложив ряд изменений для продления их срока службы.
«В 1718 году царь задумал сделать образец для судостроителей Оки, по которому они должны были строить свои суда. Для этого была куплена коломенка, которую на Москве-реке переделали на новый манер при личном участии Петра I. Убрали железные скобки снаружи бортов, которые крепили доски, деревянные гвозди-нагели заменили на металлические, установили более мощные днищевые доски и др. Об этом он сам записал в указе: “Судно, называемое коломенка, которую я переделал, послать в Дединово”. Со времен Петра Алексеевича усовершенствованные им коломенки стали использоваться в течение нескольких навигаций», — рассказала Татьяна Форисенкова, завотделом краеведения ЦГБ Коломны.
Кстати, на базе модернизированной коломенки в 1722 году по указанию Петра I построили струг «Москворецкий». На корме сделали каюты. На носу устроили места для гребцов — на каждой стороне струга было по 18 весел. Из Коломны вместе с супругой Екатериной император отправился в большое путешествие, Персидский поход, по Оке и Волге на Каспий, по маршруту Москва — Нижний Новгород — Казань — Астрахань и обратно.
Малая коломенка на Ветлуге
В 2021 году сотрудники Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника обнаружили в Ветлуге старинную коломенку.
«Из-за того, что в 2021 году Ветлуга сильно обмелела, в нашем активе появилось несколько судов, одно из которых — малая коломенка. Длина — 21,5 м, ширина при “жизни” — 4 метра. Лодка сохранилась наполовину. Мы видим кильсон, который составлен из 4 брусьев. Они закреплены между собой железными корабельными шпильками, это значит, что судну не меньше 100 лет. Сохранились двойные борта, обшивка, шпангоуты», — поделился Юрий Филиппов, генеральный директор музея-заповедника.
По словам эксперта, в XXI веке Ветлуга была судоходной рекой. Отсюда по водному пути переправляли лес, скипидар, смолу, уголь и деготь. Так и оказалась на этом месте малая коломенка. Скорее всего, она отслужила свой срок, и ее оставили в реке. Лодку еще предстоит изучить и восстановить. Возможно, судно станет музейным экспонатом.
Читайте также истории судов на канале «История Волжского пароходства»:
💡Рекорд «Степана Разина»: как капитан Николай Чадаев караван барж по Волге водил.
💡На всех парах: как по Волге пошли первые суда на березовых дровах.
💡Как на картине: рассказываем, какое судно тянут «Бурлаки на Волге».
💡История «речных княжон»: необычная судьба двухпалубных пароходов-близнецов.