Найти в Дзене
В СВЕТЕ ПСИХОАНАЛИЗА

Можно ли выжить в отношениях с нарциссом? Психоанализ героев фильма «Мой король» (Франция, 2015).

Оглавление

Предположим, — так бывает! — вы оказались в отношениях с мерзавцем. Было невыносимо больно и обидно. Но все же вы вовремя сориентировались и вышли из них. Точнее, не вышли, а выползли из них с огромной раной в душе. И вот вы живёте дальше, как можете, и точно знаете, что такого в вашей жизни больше случиться не должно. Вы просто не имеете права ещё раз так себя предать. Но вдруг, вы влюбляетесь. И он оказывается не мерзавцем. О, нет. Он оказывается «королём мерзавцев»!

Человек, потерявший контакт с собой

Сегодня мы направим свой психоаналитический взгляд на персонажей французского фильма «Мой король» (реж. Майвенн, 2015). Если кратко, то для меня это фильм про то, что бывает, когда человек теряет контакт с реальностью и самим собой. Кто же из двух главных героев фильма этот человек, потерявший контакт с собой? Давайте разбираться.

Главные герои фильма Джорджио и Тони. Он — харизматичный, эмоциональный и уверенный в собственной неотразимости мачо. Она — внешне уверенная и профессионально состоявшаяся женщина, успешный адвокат, а внутри — утратившая веру в свою женскую ценность и уставшая от разочарований женщина. И вот они встречаются и начинается бурный роман. Мы искренне рады за героев и предвкушаем их счастливой будущее, ведь наконец-то они друг друга нашли. Но, как говорит наш гениальный Фрейд, наши поступки и встречи не случайны, а предопределены всей нашей предыдущей историей развития, и поэтому результаты предсказуемы.

Вооруженные этими знаниями мы с первых же минут фильма смеем предположить, что не будет им счастья. Почему? Ну судите сами.

Органичный и спонтанный нарцисс

Джорджио с точки зрения психической структуры — перверсивный нарцисс. Его кажущаяся теплота и эмпатия — способы обаять жертву. Любит и ублажает он только себя. Люди для него – объекты для заполнения его внутренней пустоты. И эти объекты — преимущественно женщины, ибо именно женщины в силу своей эмоциональности и чувствительности отражают исключительность и грандиозность нарциссов так как тем требуется.

Вот и наш Джорджио использует женщин для насыщения своей незрелой психики хорошими представлениями о себе любимом, потому что без этого отражения своего образа в их глазах его нет, без этого он чувствует себя мелким, жалким и ничтожным. И от этого же чувства ничтожности Джорджио спасается наркотиками. «Только под ними я могу себя вести как полное дерьмо, именно таким я себе и кажусь», - говорит он Тони в редкую минуту откровенного разговора.

Объекты нарцисса — это не отдельные личности со своими желаниями и потребностями, а они — его продолжение, его расширение.

Как в отношениях с ним чувствует себя женщина нарцисса не интересует. Потому что объекты нарцисса — это не отдельные личности со своими желаниями и потребностями, а они — его продолжение, его расширение, дополнение его до целого. Их зависимость от него — это подтверждение его власти, силы и грандиозности.

Итак, структура личности Джорджио нам понятна. К тому же он своей натуры не скрывает. Он заранее сообщил Тони, что он «король мерзавцев». Кстати, для нарциссов свойственно с первых дней объявить кто он. Другое дело, что партнерша нарцисса в эту его правду, как правило, не верит и считает это таким тонким юмором. Итак, Джорджио органичен и спонтанен. Психоаналитики скажут — аутентичен, то есть никем не притворяется, ни от кого не скрывает кто он есть, даже от самого себя. Он живет собственную жизнь, не пытаясь прикрыться каким-то фасадом или ложным Я.

От самодостаточной сильной женщины к суициду

Другое дело героиня. Ее образ вызывает много напряжения. Мы не сразу понимаем кто она и почему попала в эти отношения. Как получилось, что из самодостаточной сильной женщины она превратилась в невыносимо зависимую женщину, позволила раскачать на эмоциональных качелях свою психику до такой степени, что сломала себе не только психику, но и «физику». От спокойной благополучной жизни пришла сначала к необходимости успокоительных, затем тяжелых антидепрессантов и, наконец, к суициду.

Внешний успешный фасад часто прикрывает внутреннюю дефицитарность.

Такая метаморфоза могла произойти только если вся прежняя устойчивость и самодостаточность была ложной, этаким тщательно выстроенным фасадом, прикрывающим внутреннюю дефицитарность. Подтверждением этому является также нарциссический шрам, который она не «вылечила» после разрушительных отношений (и его слов, в частности) с первым супругом — чувство своей женской ущербности.

И вот наша Тони встречает нарцисса Джорджио. И что мы видим? Оказывается, она тоже, как ни странно, использует его как объект, а именно, как спасение от чувства своей ущербности, как регулятор настроения и самооценки, как источник жизни и энергии, как дополнение себя до полноценной. И он ее нарциссически лечит. Время от времени. Но чтобы это продолжалось надо закрывать глаза на то какой он. А это невыносимо.

Никто не обманывал, но в сказку хочется верить

«Ты же сама меня добивалась. Ты же видела кто я. Ты со мной не в библиотеке познакомилась», - говорит Джорджио. Да она видела. И она знала какой он, и как вел себя с женщинами. И в клубе в вечер знакомства тоже он был со своей Аньес. И она также знала чем для Аньес закончились отношения с Джорджио. Но мы же всегда думаем, что с нами будет все иначе. А когда на деле все совсем не иначе, тогда включается рационализация: ищется и находится кажущееся разумным объяснение разрушительных и опустошающих отношений. Джорджио максимально дистанцируется, диктует свои условия, ведет ту жизнь, к которой привык до брака и до встречи с Тони. А она все принимает и терпит. «До нее не достучаться», - говорит брат Тони. «Если он (Джорджио) женится, то она (Тони) обоснует это тем, что новый брак необходим ему, чтобы обсуждать прежний».

В отношениях с нарциссом ничего не строится, идет только разрушение.

Тони держится за отношения мертвой хваткой. «Я не уйду от него, когда передо мной перспектива семьи», - говорит она. Но интересует ли ее семья? Какая семья, если в паре нет выстраивания отношений? Они — каждый по отдельности. Либо кайф, либо пропасть. Долгосрочного построения отношений нет. «Мы с тобой ничего не строим. Мы только разрушаем себя», - говорит Тони в редкую для нее минуту прозрения. Даже ребенок ни тому, ни другому, по сути, не нужен. Для Джорджио он — очередная игрушка. Для Тони ребенок — всего лишь средство манипуляции, способ удержания партнера. Вспомните, как она бросает его отцу, когда находит того в постели с очередной пассией. Или вообще забывает сына в аптеке.

Почему жертва не хочет отпустить нарцисса

На самом деле Тони не уходит из отношений, потому что Джорджио закрывает ее пустоту, заполняет дыру нарциссического дефицита, которая у нее внутри, делает то, что она сама делать не научилась. Поэтому он для нее критически важен, она не может изъять его, он теперь встроен в нее. Она отказывается от собственных ощущений, она не верит себе, не понимает, что это все для нее разрушительно, у нее нет себя, а есть только отношения. Попадался мне как-то сборник стихов с названием «Больно только когда смеюсь». Хорошая метафора. В фильме, когда мы слышим частый и громкий смех Тони, трудно отделаться от ощущения, что этим смехом она из последних сил прикрывает свою боль. Маскирует суровую и горькую реальность ее жизни.

Порой чувство самосохранения заставляет ее отдаляться, выскакивать из контакта, спасая себя. В фильме мы наблюдаем непростой процесс физического восстановления Тони в реабилитационном центре восстановление ее психики после слома. Она снова начинает жить и наполняется энергией. Но надолго ли?

Когда она погибнет - это только вопрос времени

Обычный путь жертвы нарцисса — от эмоциональных расстройств к антидепрессантам и, далее, суициду. Поэтому лучшая стратегия для нее — «отползать» с арены разрушительных страстей, "зализывая раны" и перемещая себя в безопасное место, спасая себя и свою витальность. Оставаться в отношениях с нарциссом, это как приручать крокодила — когда вы лишитесь руки или ноги (а то и головы) это только вопрос времени.

«Бросай тех, кто бросил себя» – девиз нарцисса.

И хотя у фильма открытый финал, никакой загадки-то нет. По вожделеющему взгляду героини на «своего короля» мы понимаем, что ничему ее трудности не научили, и эти ужасные «американские горки» продолжатся. И это удручает. Нарцисс следует за своим желанием, использует объекты, «убивает» свои объекты. И полное опустошение и саморазрушение в отношениях с нарциссом, психическое и физическое, зависит только от количества душевных сил его жертвы, ее запаса витальности.

Длительность отношений зависит от того, сколько выдержит жертва, от количества ее душевных сил.

«Бросай тех, кто бросил себя» – девиз Джорджио, который передал ему его отец. А женщины Джорджио неизбежно бросают себя, гиперинвестируя его и отношения с ним, выбирают его вместо себя, а себя приносят в жертву. Женщине кажется, что только со «своим королем» она живет. Но это не напитывание жизнью, это игра в русскую рулетку до тех пор, пока не сработает боевой патрон.

Буду благодарна, если вы поставите лайк и подпишитесь - это помогает каналу развиваться. Спасибо, что читаете!

Запишитесь на сессию здесь или здесь.

Приглашаю в мой телеграм-канал Мне только спросить

ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ:

Что общего между бездомной собакой и мной? Мы обе готовы бежать за тем, кто обратит на нас внимание

Почему мы не можем выбрать себе другого партнера?

У каждого своя псих реальность и она все определяет

Что делать, если в жизни все рушится?

Думаете, что знаете все о причинах психосоматики? 10 моделей психосоматогенеза

Почему ты не можешь попросить?

Когда четвертой ножки в комплектации не было

Почему никто не сказал нам, что откладывать дела – это хорошо?

Любовь в холодном климате

Случайности не случайны или Что хотел сказать томатный сок