Сальвадор Дали "Пара с головами, полными облаков", 1936
Многие из нас страдают от сложностей в общении. Порой мы чувствуем, что самые дорогие люди не понимают нас. И часто наша гордость и убеждения мешают нам поговорить с ними, прояснить ситуацию или попросить о помощи. Так мы и живем, продолжая питать свои страдания. А между тем, «найдя источник своих страданий, мы сможем перекрыть его, и страдания угаснут», - говорит нам Тит Нат Хан, вьетнамский дзэн-буддийский монах, настоятель буддийского медитативного центра, автор ряда книг по дзэн-буддизму.
Я хочу поделиться с вами одной из его мудрых притч про страдание от гордости. Но в конце мы с вами посмотрим, а от гордости ли на самом деле было это страдание. Итак, вот сама притча.
«Во Вьетнаме есть известная история о молодой паре, пережившей огромные страдания из-за отсутствия внимательного общения. Муж отправился на войну, оставив беременную жену одну. Спустя три года, когда он вернулся из армии, жена вышла к воротам деревни, чтобы встретить его. Она привела с собой маленького мальчика. Мужчина впервые увидел своего сына. Встретившись, муж и жена не смогли сдержать слез радости. Они были так благодарны тому, что мужчина выжил и вернулся домой.
А в этой стране есть особая традиция: когда происходит важное событие, то что-то ставится на алтарь как подношение для предков. Жена сходила на рынок и купила цветов, фруктов и другой еды, чтобы положить на алтарь. Муж остался дома с сыном и попытался сделать так, чтобы тот называл его папой. Но мальчик отказывался. Он сказал: «Мистер, вы не мой папа. Мой папа – другой человек. Он приходил к нам каждую ночь. Когда он приходил, мама подолгу разговаривала с ним и плакала. Когда мама садилась, садился и человек. Когда мама ложилась, он тоже ложился. Вы не мой отец».
Когда мужчина услышал эти слова, его сердце превратилось в камень. Он больше не мог улыбаться и говорить. Когда жена вернулась, мужчина даже не взглянул на нее. Он стал очень холодным и вел себя так, словно презирал ее. Женщина не понимала, что произошло, и очень страдала.
После церемонии подношения предкам принято забирать принесенное с алтаря и устраивать счастливый семейный обед. Но мужчина отказался есть с женой и сыном.
Он ушел из дома и провел вечер в питейном заведении. Он напился, потому что не мог вынести своей боли. Мужчина вернулся домой поздней ночью и с тех пор уходил напиваться каждый вечер. Он больше не говорил с женой, не смотрел на нее, не ел дома. Женщина невыносимо страдала. На четвертый день она прыгнула в реку и утонула.
После похорон отец и сын вернулись домой. Когда мужчина зажег керосиновую лампу, мальчик закричал: «Это мой отец!» – и показал на тень отца на стене. Оказалось, женщина разговаривала со своей тенью каждый вечер, потому что очень скучала по мужу. Однажды мальчик сказал ей: «У всех в деревне есть отец, почему у меня нет?» Чтобы утешить ребенка, женщина показала на тень на стене и ответила: «Вот твой отец!» Конечно, когда она садилась, тень тоже садилась.
Теперь мужчина все понял. Его ошибочное восприятие рассеялось, но было слишком поздно. А ведь он мог бы подойти к жене и сказать: «Дорогая, я очень страдал в последние дни. Я не могу так жить. Пожалуйста, помоги мне. Пожалуйста, скажи мне, кто тот человек, который приходил каждый вечер и с которым ты разговаривала и плакала». Это очень просто. Если бы мужчина сделал это, женщина бы все объяснила, трагедии бы не произошло, и они бы легко вернули свое счастье. Это прямой путь. Но он не воспользовался им. Обида и гордость помешали ему обратиться к жене за помощью.
Женщина тоже страдала. Ее ранило поведение мужа, но она не попросила о помощи. Возможно, если бы она спросила у мужа, что случилось, он бы повторил слова сына. Но она не стала спрашивать, потому что тоже попала в ловушку гордости».
Тит Нат Хан назвал свою историю притчей о гордости. Но только ли о гордости идет в ней речь? Еще и ложное, ошибочное понимание ситуации стало в этой притче причиной трагедии. Действительно, искаженное восприятие действительности способно причинить человеку огромные страдания. Любой из нас может что-то неверно понять, не так интерпретировать. А почему?
Потому что наша внутренняя психическая реальность - наши убеждения, установки, домыслы, фантазии - это как бы фильтры, которые опускают, искажают и обобщают сведения, поступающие через органы чувств. И то, как мы себе представляем действительность с ее событиями, как мы их интерпретируем, определяет как мы реагируем на окружающий мир, какой смысл придаем нашему опыту и поведению других.
Это такая наша внутренняя карта мира, и она в большей степени, чем сама действительность влияет на наше понимание других и, как следствие, на наше поведение. Любые объекты внешней реальности человек воспринимает не напрямую, а опосредованно, с учетом собственных представлений, имеющихся в его психике, в которых заложен его прошлый опыт. Если другой человек сейчас совершает какое-либо действие по отношению к нам, то в нашей психике воспроизводится определенная программа, связанная с нашими представлениями и эмоциональным опытом из прошлого. И потому, некоторые действия (совершенно нейтральные) мы можем воспринимать как агрессию, а другие, наоборот, очень позитивно, но при этом и часть факторов в реальности упускается, и мы склонны приписывать то, чего не было.
То есть, для нас единственное значение (даже не первостепенное, а именно – единственное) имеет записанный в психике внутренний опыт, наши представления, эмоции и чувства, связанные с этим опытом, а не то, что на самом деле происходит. Наш собеседник может вкладывать в свои действия или слова какой угодно смысл, мы все равно поймем все так как себе представили.
Вот и у наших вьетнамских героев притчи мы наблюдаем не гордость, а искаженное восприятие действительности, фантазии, рожденные негативным прошлым опытом ранних отношений. И потому, на необычное и, в общем-то нейтральное, заявление ребенка у отца в мыслях появляется единственная и самая драматичная трактовка события. И, главное, патологическая уверенность, что его трактовка — единственно верная. Наш персонаж считает «меня предали, обманули, я покинут, никому нельзя верить, весь мир – это только отчаяние и разочарование» (т.е. наблюдаем дефицитарно-нарциссическую психическую структуру во всей красе).
И у героини в ответ на странное поведение мужа рождается единственная реакция — меня отвергли, значит, я плохая, ничтожная и не достойна жить (депрессивно-мазохистическая структура личности с плохим внутренним объектом).
Вот такая грустная история про то, как предвзятое восприятие действительности может привести к трагедии. Скажете – ерунда, вымысел? — Да. История намеренно гиперболизированная. Но в той или иной трактовке похожие ситуации сплошь и рядом случаются в жизни. Чем больше неточностей и искажений в нашей психике, в нашей карте мира, тем больше у нас трудностей и проблем в жизни. А чем точнее, тем ближе она к реальности, тем легче и надежнее с ней жить.
И психоанализ является тем инструментом, который помогают людям исследовать, расширять, обогащать и дополнять свои внутренние карты мира, эти наши образы реальности и «слепки» с действительности.
Буду благодарна, если вы поставите лайк и подпишитесь - это помогает каналу развиваться. Спасибо, что читаете!
Запишитесь на сессию здесь или здесь.
Приглашаю в мой телеграм-канал Мне только спросить
ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ:
Почему ты не можешь попросить?
Что скрывается за желанием угождать и готовностью «прогнуться»?
Про эмоциональную эксплуатацию и немного солнца в холодной воде
Когда четвертой ножки в комплектации не было
Случайности не случайны или Что хотел сказать томатный сок
Почему никто не сказал нам, что откладывать дела – это хорошо?
Чем психоанализ отличается от других психологических направлений
Друзья, огромная благодарность тем, кто поддерживает канал донатами! Это не просто поддержка, а знак, что вам нравится канал. Это даёт силы создавать ещё больше полезного, интересного и качественного контента для вас!