Найти в Дзене
Александр Долгих

Почему сейчас у России появился шанс на прорыв в автопроме

Оглавление

Вы видели эту аббревиатуру — WAW. Мелькала повсюду с того самого форума атомной промышленности. И вот я, как бывший автомобильный блогер, всегда твердивший, что электромобили в России — несвоевременная сказка, заявляю с полной ответственностью: теперь есть реальный шанс вломиться в мировую автомобилизацию с ноги. И вот почему.

Фото: Газета «Страна Росатом», Алексей Башкиров
Фото: Газета «Страна Росатом», Алексей Башкиров

Раньше такое было невозможно. Но причины — не те, о которых все подумали.

Не суровый климат

Слышал это миллион раз. А теперь посмотрите на Норвегию, где 80% проданных в 2023 году новых автомобилей — электромобили. Или на Беларусь: при населении в 9,2 млн человек против наших 146 млн, у них за год продано в 3 раза больше электромобилей, чем в России. Климат? Не угадали.

Беларусам, у которых есть электромобиль, выдают зелёные номера, поэтому сразу видно, как много их в Минске.
Беларусам, у которых есть электромобиль, выдают зелёные номера, поэтому сразу видно, как много их в Минске.

Не отсутствие зарядок

Это вообще миф. Энергокомпании вложились с запасом. Сегодня в России 11 000 зарядных станций в 53 городах. В одной Москве их столько, что они простаивают. Коэффициент использования — жалкие 2,5-4%. Для окупаемости нужно минимум 9%. Так что проблема не в столбах, а в том, что к этим столбам некому подъехать. Заправки есть, а машин — кот наплакал.

Не дешёвый бензин

Да, он дешевле, чем в Европе. Но наше электричество — ещё дешевле! Разница в стоимости километра пути между электромобилем и бензиновой машиной может достигать 5-7 раз. Экономия — колоссальная, но покупать было попросту нечего.

Нечего купить

Настоящая причина провала: не было отечественного электромобиля. Точнее, не могло быть. Никто и никогда их здесь не делал. Ни АвтоВАЗ, ни ГАЗ, ни УАЗ. Не было ни опыта, ни совместных предприятий, чтобы его перенять. Промышленность проспала революцию.

Что изменилось?

И что, теперь опыт взялся из ниоткуда? Вроде того. Потому что за дело взялся Росатом. С одной стороны, у госкорпорации нет опыта в постройке даже велосипеда с ДВС. А с другой — это её главное преимущество. Известный факт: когда на завод Volkswagen в Калуге набирали персонал, брали людей с улицы, но не брали вазовцев. Потому что переучивать всегда сложнее, чем учить с нуля.

Электромобиль — устройство до примитивности простое. Исторически он появился раньше машины с ДВС, но тогда не было достойных батарей. Конструктивно ему нужно четыре вещи: платформа (рама и кузов), батарея, электромотор и мощный софт для управления.

Фото: Топливный дивизион "Росатома", Семён Борисов.
Фото: Топливный дивизион "Росатома", Семён Борисов.

И вот здесь — главный парадокс. Для традиционного автопроизводителя самое простое — это как раз сделать кузов. А всё остальное — это киты, на которых держится современный электрокар. Нет своих батарей — машина будет дорогой и неконкурентоспособной. Нет своих моторов — та же история. Нет своего софта и вычислительных мощностей — ты проиграешь конкуренцию.

Справиться с этим даже АвтоВАЗу не под силу. Слишком дорого. Нет компетенций. Объемы не окупят вложений. Но у Росатома всё это есть. Первая гигафабрика по производству литий-ионных ячеек уже работает. Вторая — на подходе. Собственное производство электроприводов (двигателей) стартует в следующем году. Мощнейшие IT-решения, включая квантовые компьютеры для расчетов и моделирования есть и были всегда. И не менее важное — опыт. Росатом умеет управлять десятками сложнейших производств и тысячами подрядчиков, так что задача собрать автомобиль для них хоть и сложная, но масштабом поменьше, чем построить атомную электростанцию.

-4

Так в чем же шанс?

Первые автомобили Атом от Росатома сойдут с конвейера завода «Москвич» уже в следующем году. Но ключевое — Росатом не хочет быть автопроизводителем. Его цель — стать производителем компонентов, российским Bosch или Aisin.

Он будет производить не машины, а платформы-конструкторы и всё остальное. Представьте «Лего» на максималках: готовая платформа (можно длиннее, можно короче), модульные батареи (больше мощности — ставь больше блоков), электромоторы (один, два, четыре — бери сколько надо), электронная «начинка» (всё уже придумано за тебя).

Бери этот набор, натягивай свой уникальный кузов (который сегодня можно спроектировать за неделю и напечатать из углепластика), раскидай по салону экраны — и вот тебе новый кроссовер, седан или фургон. Собственный бренд за копейки. Так собирают компьютеры и смартфоны. С автомобилями такого ещё не было.

Потому что автопром — это гордыня. BMW не станет ставить двигатели от Renault. Это публичное признание своего поражения. Но если ты не конкурент, а партнер-поставщик, как Росатом, тебе могут доверять все. И АвтоВАЗ, и КамАЗ, и кто угодно. Да хоть тем же американцам или немцам «помочь» — продать им платформу и поднять их же автопром.

И это еще не всё

Росатом — ещё и крупнейший производитель энергии. И он может делать зарядные станции… на своих же батареях. Зачем? Затем, что не везде можно воткнуть мощную зарядку, не перестраивая городскую сеть. А если станция — это просто большой аккумулятор, который медленно «питается» от сети, а быстро отдает заряд машинам, то её можно поставить где угодно: во дворе, в поле, в горах.

-7

Вот он, тот самый короткий путь. Не догонять, а срезать. Создать не очередной автозавод, а новую отрасль — поставщика решений для всей мировой автомобилизации. Амбициозно? Безумно. Но впервые за долгие годы — реалистично.

В общем, держим кулачки и скрещиваем пальцы, чтобы всё задуманное сбылось. А ниже ещё несколько интересных статей по теме: