Найти в Дзене
Александр Долгих

Вся гениальность плана Росатома строить автомобили

Если смотрели новости последние дни, наверняка видели автомобиль Атом. На выставке к 80-летию атомной промышленности он, разумеется, тоже был. Вот он красавец. Ладный, современный, электрический. Я как ещё и автомобильный блогер (в прошлом, а может быть и в будущем), не могу не рассказать о нём. Разумом понимал, но что-то детское в глубине души хотело верить, а вдруг внутри двигатель на атомных батарейках, как пишут фантасты? Но нет, двигатель вполне обычный, как у всех электромобилей. И питается он от обычных литий-ионных батареек, а не от урановых таблеток. И никакого ядерного реактора в багажнике на случай апокалипсиса у него нет. Но тогда возникает другой вопрос — а при чём тут Росатом? Ответ есть, но в одном предложении не скажешь, связь гораздо глубже и интереснее, чем кажется. Однако если вы всё-таки ждёте короткого ответа, то он звучит так: вся интеллектуальная и технологическая мощь «Росатома» стоит за его созданием. Если интерес не удовлетворён, тогда давайте подробнее. В п

Если смотрели новости последние дни, наверняка видели автомобиль Атом. На выставке к 80-летию атомной промышленности он, разумеется, тоже был. Вот он красавец. Ладный, современный, электрический. Я как ещё и автомобильный блогер (в прошлом, а может быть и в будущем), не могу не рассказать о нём.

Разумом понимал, но что-то детское в глубине души хотело верить, а вдруг внутри двигатель на атомных батарейках, как пишут фантасты? Но нет, двигатель вполне обычный, как у всех электромобилей. И питается он от обычных литий-ионных батареек, а не от урановых таблеток. И никакого ядерного реактора в багажнике на случай апокалипсиса у него нет. Но тогда возникает другой вопрос — а при чём тут Росатом?

Ответ есть, но в одном предложении не скажешь, связь гораздо глубже и интереснее, чем кажется. Однако если вы всё-таки ждёте короткого ответа, то он звучит так: вся интеллектуальная и технологическая мощь «Росатома» стоит за его созданием. Если интерес не удовлетворён, тогда давайте подробнее.

Итак, почему ядерный супергигант взялся за автомобили?

В предыдущей статье (ссылка будет в конце), я уже рассказал, что Росатом — это не только про реакторы. Это гигантский государственный концерн, который занимается самыми сложными технологиями на планете.

А теперь давайте уточним, что такое современный электромобиль. Это не машина, это смартфон на колёсах. Электромобиль по своему механическому устройству гораздо проще автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Это факт, который подтвердит любой инженер.

Вся сложность электромобиля в софте. Не зря производители гаджетов в Китае разворачивают свои автомобильные производства. Потому что приделать колёса к смартфону не так уж и сложно.

А теперь представьте компанию, которая создаёт сложнейшие инженерные системы, управляет проектами уровня АЭС — это опыт координации тысяч подрядчиков, соблюдения невероятных стандартов качества и безопасности. Создание автомобиля с нуля для них — задача не то, чтобы совсем простая, но масштабом явно проще. И потом, у них есть все необходимые компетенции.

Ядерные технологии требуют создания уникальных материалов, способных выдерживать экстремальные нагрузки, температуры и радиацию. Эти же компетенции бесценны при разработке, например, легких и прочных кузовных панелей, компонентов для аккумуляторов и электродвигателей.

Для расчёта ядерных реакторов используются мощнейшие суперкомпьютеры. Эти же мощности позволяют проводить виртуальные краш-тесты, моделировать аэродинамику и просчитывать миллионы сценариев работы систем автомобиля до создания первого физического прототипа. Это экономит годы и миллиарды рублей.

А ещё «Росатом» умеет собирать воедино технологии из разных отраслей. Электромобиль — это не только машина, это ещё и элемент энергосистемы (зарядка, умные сети, аккумуляторы). Здесь опыт интеграции энергоблока в электросеть страны оказывается очень кстати.

У Росатома уже есть своя электрозаправочная сеть. И на ней надо гото-то заряжать.
У Росатома уже есть своя электрозаправочная сеть. И на ней надо гото-то заряжать.

С тем, что Росатом может — разобрались. Но вопрос на ответ: "Зачем?" пока не раскрыт. И тут снова не так всё очевидно. С одной стороны, диверсификация. То самое "не храни все яйца в одной корзине". И Росатом как никто другой понимает, что будущее — за новыми видами энергии и технологиями. Автомобилестроение, особенно электрическое, — это один из крупнейших рынков в мире.

С другой стороны — это не просто абстрактная диверсификация, это создание рынка для своих продуктов. И вот тут начинается самое интересное. «Росатом» через свои дочерние компании (например, РЭНЕРА — сокращение от «Росатом Энергоаккумулирующие Решения») активно развивает производство литий-ионных ячеек. Одна гигафабрика уже есть, вторая скоро запустится. Но куда девать все эти батарейки? Нужен крупный, гарантированный потребитель внутри страны. Электробусы и электрические речные трамвайчики — замечательно, но масштабы не те.

Батарейки в Атоме отечественные, с гигафабрики РЭНЕРА. Когда я говорю отчественные, значит, что они реально из всего российского. Скоро откроют ещё одну гигафабрику по их производству. Задействованы они будут не только в электромобилях. Копирайт: Топливный дивизион "Росатома"
Батарейки в Атоме отечественные, с гигафабрики РЭНЕРА. Когда я говорю отчественные, значит, что они реально из всего российского. Скоро откроют ещё одну гигафабрику по их производству. Задействованы они будут не только в электромобилях. Копирайт: Топливный дивизион "Росатома"

Идеально — электромобили. Только где из взять? Ни АвтоВАЗ, ни КамАЗ, ни ГАЗ — никто никогда не делал автомобили, а для того, чтобы научиться, у них нет ресурсов и технологических и научных возможностей, как у Росатома. Значит надо создавать продукт самостоятельно. И вот тут мы плавно подходим к ответу на вопрос о том, а зачем же Росатом взялся за производство автомобилей.

Проект «Атом» создаёт спрос на свои же аккумуляторы и свою же электроэнергию. Шикарная многоходовочка, стратегия вдолгую.

Копирайт: Топливный дивизион "Росатома"
Копирайт: Топливный дивизион "Росатома"

Ну и, в-третьих, тот самый технологический суверенитет. Проект "Атом" создаёт в России полный цикл производства «умного» электротранспорта, чтобы не зависеть от иностранных технологий. На этом можно было бы и закруглиться, но я имею блог и желание пофантазировать, поэтому давайте заглянем за дальний горизонт.

В ближайшей перспективе «Атом» будет использовать обычные Li-ion аккумуляторы, но почему бы в далёком будущем не задействовать прямые компетенции Росатома?

Копирайт: Иван Ветров, «Атом»
Копирайт: Иван Ветров, «Атом»

Например, водородные технологии. «Росатом» строит установки для производства «зелёного» водорода, а водородные автомобили — одно из потенциальных направлений развития транспорта.

Или изотопы для аккумуляторов: Ведутся исследования по использованию стабильных изотопов для улучшения характеристик батарей (например, для управления тепловыми режимами).

-9

Или — это уж совсем чистая фантастика для серийного автомобиля, но всё же — теоретически, для каких-нибудь специальных транспортных средств или машин для работы в экстремальных условиях Арктики можно было бы использовать микромощные радиоизотопные источники энергии для подогрева элементов или питания маломощных систем в долгих автономных походах.

Как вы понимаете, языком трепаться, это не электромобили проектировать, а потому давайте закругляться. Вообще я ещё имею рассказать вам о том, почему Росатом не хочет становиться автопроизводителем, что в нём отечественного и какие у него будут фишки, но это в следующий раз и только в том случае, если будет много лайков и комментов. А пока оставляю вам ниже ещё кое-какие интересные ссылки, наслаждайтесь и гордитесь, что Росатом — это российская компания: