Рассказ о советском трехбашенном танке Т-28, новинке Музея Техники Вадима Задорожного
То, что немецкие танки являются крайне желательными экспонатами в военно-технических музеях, не секрет. Вместе с тем, далеко не они одни являются желанными образцами военной техники. У нас как-то привыкли, что в музея стоят сплошные Т-34, хотя советская бронетанковая техника отличалась немалым разнообразием. И было немало известных образцов, которые ныне являются огромной редкостью. Так уж получилось, что когда-то массовые боевые машины порой сохраняются в единичных экземплярах.
Немало усилий в деле сохранения истории, а также возвращения раритетов из небытия, делают частные коллекционеры и музеи. Одним из мест, где занимаются подобной деятельностью, является Музей Техники Вадима Задорожного. Мастерская музея, а также его контрагенты, сделали немало для того, чтобы экспозиция пополнялась крайне интересными экспонатами. В этом году одной из главных новинок музея стал советский танк Т-28. Средний по массе, он исполнял роль танка прорыва. Восстановлен танк до ходового состояния.
Появление Т-28 стало результатом работы, которая шла с 1924 года по тематике "маневренного танка". Так в Красной Армии изначально обозначали средние танки, причем концепция данной боевой машины имела английские корни. Именно англичане (а конкретно Джон Фуллер) смогли сформулировать концепцию боевых машин, которые обладали высокой подвижностью и были способны на долговременные действия в глубине позиций противника. Правда, одно дело концепция, а другое - ее реализация. "Полноценные" маневренные танки у англичан как-то не задались. В отличие от Medium Tank Mk.I и Mk.II, которые исходно создавались как легкие, Medium Tank Mk.III и его предшественник не получились.
В Советском Союзе маневренный танк увидели несколько иначе. С самого начала требования к скорости его движения выглядели более реалистичными (проблемы у английских маневренных танков начинались на скоростях выше 30-35 км/ч). Впрочем, последовательно созданные маневренные танки Т-12 и Т-24, разработанные ГКБ ОАТ под руководством С.П. Шукалова и В.И. Заславского, быстро устарели. Непосредственная разработка танков производилась в Москве, а далее их осваивали в Харькове, на ХПЗ, руководил этими работами И.Н. Алексеенко.
То, что Т-24 не получился, было понятно еще весной 1931 года. В результате летом того же года в КБ-3 ВОАО (в него переформировали ГКБ ОАТ) началась разработка нового маневренного танка - Т-28. Руководил разработкой танка С.А. Гинзбург, одну из ведущих ролей в создании занимал О.М. Иванов. В качестве идейного вдохновителя был взят Medium Tank Mk.III, но именно как концепция. Ни о каком копировании не шло и речи: мало того, что информация по английскому танку была разрозненной, в чистом виде он не годился как копия. Так что англичане скорее помогли советской стороне, не захотев сотрудничать по его линии.
Куда больше в Т-28 было немецкого влияния. Для начала, в танке прописался немецкий авиационный мотор BMW VI (М-17), который далее развивался и по танковой тематике. Ходовую часть советские инженеры подсмотрели на немецком Großtraktor Krupp, машине неудачной в целом, но вполне годившейся как "донор" технических решений. Также на немце в дальнейшем подсмотрели и концепцию вооружения. Изначально Т-28 должен был иметь 45-мм танковую пушку (на опытном образце стояла 37-мм пушка ПС-1), но далее сделали выбор на калибре 76 мм, как более универсальном. Наконец, исходно башня Т-28 была двухместной, а командир, как и у немцев, находился в корпусе, спереди-слева (в левой пулеметной башне).
Фактически с Medium Tank Mk.III Т-28 роднила концепция установки впереди двух пулеметных башен. Данная идея стала развитием концепции "огневого ежа", позволив заметно улушить маневренность пулеметного огня. Одновременно пулеметные башни могли работать как "чистильщики окопов", ведя фланговый огонь. Идея интересная, но как выяснилось дальше, почти не рабочая. К моменту, когда "чистильщики окопов" стали массовым явлением, поля боя изменилось, хотя англичане цеплялись за данную идею аж до 1941 года. У нас она пропала в 1938 году.
Самое интересное, впрочем, происходило с концепцией Т-28. Собственно говоря, маневренным танком был только первый образец Т-28, который вписывался в исходную концепцию, включая боевую массу. А вот уже второй образец с большим запасом превзошел боевую массу 20 тонн, серийный же танк быстро дошел до массы 25 тонн. Когда Т-28 окончательно утверждали в системе вооружения Красной Армии, то обозначили как "танк резерва Главного Командования". Позже его стали обозначать как "танк качественного усиления", что особо не меняло сути.
Периодически Т-28 пытаются подвести как потенциальную альтернативу Т-34, оперируя схожей боевой массой. Этим людям можно только посочувствовать, ибо они попросту не знают систему вооружения, куда по ней включили Т-28 и что пришло на замену. Так вот, Т-28 фактически исполняли роль танков прорыва, а им на замену пришел танк КВ-1. Более того, даже в дивизиях 1941 года Т-28 проходили тоже как танки прорыва. И применяли их в ходе советско-финляндской войны таким же образом. А ранее они состояли на вооружении тяжелотанковых батальонов.
Вообще производственный путь Т-28 должен был прекратиться в 1937 году, на смену ему предполагался колесно-гусеничный танк Т-29. Причин на то была масса, начиная с ходовой части, которая хоть и обеспечивала Т-28 качества стабильной огневой платформы, но плохо работала при езде по бездорожью начиная со скоростях выше 16-20 км/ч. Но тут выяснилось, то сам Т-29 имеет ряд проблем, начиная с двухместной башни, которую "заметили" уже в годе испытаний эталонного образца. Куча всего интересного вылезло на Кировском заводе, где приняли сотню Т-28 в дефектном состоянии (главная причина, по которой Иванов получил 58-ю статью, на его место пришел новый главный конструктор СКБ-2 - Ж.Я. Котин). В общем, замены не состоялось, а Т-28 вынужденно выпускали вплоть до 1940 года.
Т-28, конечно, был не идеальным танком прорыва, при этом еще и очень дорогим. В ходе производства ценник вырос до 370-380 тысяч рублей, не 500 тысяч, как Т-35, но тоже очень много. Тем не менее, он оказался самым массовым танком своего класса в межвоенный период, а также самым массовым. Повоевал он вполне достойно, конечно, основная масса Т-28 погибла летом 1941 года, но то же самое можно сказать и про другие танки довоенного выпуска. Те же КВ-1 свою броню смогли реализовать в довольно редких случаях. Последний же раз Т-28 ходили в бой летом 1944 года.
Увы, тяжелые потери 1941 года и ряд других причин привели к тому, что Т-28 стал не просто редким, а очень редким танком. До недавнего времени единственным в России Т-28 был танк, находящийся в экспозиции Центрального Музея Вооруженных Сил РФ. Эта машина до того, как попасть в Кубинку, а оттуда в ЦМВС, использовалась как учебная матчасть Саратовского Танкового Училища. Еще пара танков стоит в Пароле, Финляндия. Также в Верхней Пышме не так давно появился Т-28, базой для которого послужил корпус со Сестрорецкого УР (он там служил как неподвижная огневая точка).
Танк, находящийся в Музее Техники Вадима Задорожного, восстанавливался силами мастерской "Арьергард". Основой послужили останки танка, найденные в Карелии. Собирались детали с разных мест, так что точно сказать, каким был именно этот танк, непросто. Восстанавливать его решили в поздней конфигурации, с 76-мм пушкой Л-10. Ставить ее стали с 1938 года, данное орудие стало промежуточным на пути с более совершенным Л-11 и Ф-32. Часть деталей пришлось собирать с нуля, включая ходовую часть. Посему есть некоторые условности.
Главное во всём этом то, что теперь в коллекции музея имеется крайне редкий танк, причем это не статичная коробка, а ездящий образец. Т-28 является машиной совсем не маленькой, посему идея поставить его первым в "танковой аллее" между музейными корпусами оказалась очень правильной. Раньше тут первым стоял Cromwell IV, советский танк здесь явно более интересный экспонат. На него люди сразу обращают внимание, в том числе и на наличие у него трех башен.
Последним штрихом облика данного танка стали тактические знаки. На Т-28 их хватает, основная масса на лето 1941 года. Занималась маркировками малярная бригада, естественно, с утверждением прототипа. За него взяли весьма неординарную машину, которая к моменту потери в августе 1941 года успела весьма активно повоевать. Данный танк оказался в составе 12-й танковой дивизии, которая после боев июня-июля 1941 года проходила переформирование под Киевом. Для ее усиления в состав 12-й ТД влили останки 4-го механизированного корпуса.
Среди тех, кто оказался на новом месте, были и танкисты 53-го танкового полка 81-й моторизованной дивизии. В самом конце июля 1941 года танковый полк из дивизии изъяли, а 81-я МД стала 81-й СД. Так вот, еще в ходе боёв за Немиров Львовской области 53-й танковый полк запомнился характерными маркировками в виде ромбов и тактических номеров А-1, А-2 итд. В составе 12-й ТД часть танков получала знакомые тактические знаки в виде ромбов и А-1, А-2, Б-1, Б-2 итд.
Эти самые танки со знакомыми тактическими знаками оказались в составе 2-го батальона 23-го танкового полка 12-й танковой дивизии. Командовал ими капитан А.С. Сальников, всего в составе батальона на 2 августа 1941 года находилось 24 Т-28. В их числе был танк с башенным номером 5123 и тактическим номером А-2 на кормовом листе корпуса, он воевал в составе 1-й роты батальона. Боевой путь этого танка закончился в августе 1941 года, а вот его собратья провоевали дольше. Танк с башенным номером 5223 был потерян под Можайском. Что же касается командира батальона, то он избежал окружения, продолжал воевать, по состоянию на ноябрь 1944 года, когда он получил медаль "За боевые заслуги", гвардии майор Сальников воевал в составе 91-й танковой бригады 3-й гвардейской танковой армии.
Автор благодарит Андрея Карпова (г. Москва) за помощь в подготовке материала
Другие статьи по отечественным средним и тяжелым танкам 1930-1938 гг и машинам на их базе:
Рассказ о танке-истребителе ИТ-3, прямом предшественнике колесно-гусеничного танка Т-29
История колесно-гусеничного танка Т-29, который так и не смог заменить танк Т-28
История колесно-гусеничного танка прорыва Т-115, который разрабатывался на замену Т-28 и Т-29
Особенности реставрации Т-35, или когда возможность ездить и ходовое состояние - не одно и то же
История Т-100Y, штурмовой самоходной артиллерийской установки на базе тяжелого танка Т-100