Об этой художнице мы узнали во время путешествия в Псков. Анна Александровна Лепорская (1900 – 1982) некоторое время жила в этом городе, где училась в художественно-промышленной школе им. Н.Ф. Фан-дер-Флита, на отделении керамики и фарфора. Продолжила образование в Ленинграде и провела в нем большую часть жизни.
На экспозиции в Поганкиных палатах, посвященной изделиям из фарфора, взгляд приковали эти лаконичные изделия редкого изящества.
Казалось бы, просто белая посуда без всякого узора, но совсем не обычная.
На соседней витрине мы увидели еще один сервиз в комплектации «Тет-а-тет», но уже другой формы – цилиндрический и с росписью «Тюльпаны и бабочки». Автор и формы, и росписи тоже она – Анна Лепорская. ЛФЗ 1978.
И еще вот такие немного причудливые вазы в виде красного и синего кораллов, также ее авторства.
Наверное, фарфоровые сервизы Ленинградского завода им. Ломоносова – это то, благодаря чему сейчас помнят Анну Лепорскую, работавшую на заводе около сорока лет и создавшую много росписей и форм. Она была супругой главного художника ЛФЗ Николая Суетина, который привел ее сюда в 1945 году, чувствуя, что именно здесь в полной мере раскроется ее талант.
А познакомились супруги благодаря Казимиру Малевичу - оба были его учениками и почитателями. Вместе спроектировали и установили супрематическое надгробие художника - куб с черным квадратом. Благодаря Лепорской удалось сохранить значительную часть архива К. Малевича.
Первым созданным ею на заводе сервизом стал «Конус», который был сразу принят к производству.
Вот чашка «Синий фриз» 1947 года, расписанная по этой форме художником А.В. Воробьевским.
С 60-х годов Лепорская начала не только создавать формы, но и расписывать уникальные выставочные экземпляры изделий. Тогда же усиливается ее интерес к белому цвету.
Перед началом работы над керамикой Лепорская долго искала себя в других видах изобразительного искусства – живопись маслом и акварелью, дизайн помещений. В 1937 году ей поручили оформление интерьера зала искусств советского павильона на Всемирной выставке в Париже, в 1939 году — на Международной выставке в Нью-Йорке. В картинах, написанных в 20-30-е годы, ощущается влияние французского импрессионизма и позднего периода творчества Малевича. Одной из лучших работ считается «Псковитянка» (1934).
Целая серия пейзажных и портретных работ Анны Лепорской посвящена блокадному Ленинграду. В это тяжелое время художница, отказавшись эвакуироваться, жила и трудилась в осажденном городе.
Но известность художнице принесла именно работа над фарфором. Чаще всего стиль Лепорской характеризуют как неоклассицизм, при этом в ее изделиях чувствуется влияние авангарда и народного искусства.
Но вот что, пожалуй, было главным для нее:
«В работе над формой в фарфоре ясно, что ни функциональность предмета, ни технология не должны разрушать основного закона — гармонии делаемой вещи».