Найти в Дзене

Чувство белого, чувство гармонии. Утонченная керамика Анны Лепорской

Об этой художнице мы узнали во время путешествия в Псков. Анна Александровна Лепорская (1900 – 1982) некоторое время жила в этом городе, где училась в художественно-промышленной школе им. Н.Ф. Фан-дер-Флита, на отделении керамики и фарфора. Продолжила образование в Ленинграде и провела в нем большую часть жизни.

На экспозиции в Поганкиных палатах, посвященной изделиям из фарфора, взгляд приковали эти лаконичные изделия редкого изящества.

Предметы из кофейно-десертного сервиза в комплектации «Эгоист». Форма «Ленинград». 1960 г. Автор – А. Лепорская. ЛФЗ, 1961. Фарфор, бесцветная глазурь. Чайница с крышкой. Форма «Невская». 1974 г. Автор А. Лепорская. ЛФЗ, 1974 – 79. Фарфор, бесцветная глазурь.
Предметы из кофейно-десертного сервиза в комплектации «Эгоист». Форма «Ленинград». 1960 г. Автор – А. Лепорская. ЛФЗ, 1961. Фарфор, бесцветная глазурь. Чайница с крышкой. Форма «Невская». 1974 г. Автор А. Лепорская. ЛФЗ, 1974 – 79. Фарфор, бесцветная глазурь.

Казалось бы, просто белая посуда без всякого узора, но совсем не обычная.

На соседней витрине мы увидели еще один сервиз в комплектации «Тет-а-тет», но уже другой формы – цилиндрический и с росписью «Тюльпаны и бабочки». Автор и формы, и росписи тоже она – Анна Лепорская. ЛФЗ 1978.

-2

И еще вот такие немного причудливые вазы в виде красного и синего кораллов, также ее авторства.

-3
-4

Наверное, фарфоровые сервизы Ленинградского завода им. Ломоносова – это то, благодаря чему сейчас помнят Анну Лепорскую, работавшую на заводе около сорока лет и создавшую много росписей и форм. Она была супругой главного художника ЛФЗ Николая Суетина, который привел ее сюда в 1945 году, чувствуя, что именно здесь в полной мере раскроется ее талант.

А познакомились супруги благодаря Казимиру Малевичу - оба были его учениками и почитателями. Вместе спроектировали и установили супрематическое надгробие художника - куб с черным квадратом. Благодаря Лепорской удалось сохранить значительную часть архива К. Малевича.

Первым созданным ею на заводе сервизом стал «Конус», который был сразу принят к производству.

Вот чашка «Синий фриз» 1947 года, расписанная по этой форме художником А.В. Воробьевским.

-5

С 60-х годов Лепорская начала не только создавать формы, но и расписывать уникальные выставочные экземпляры изделий. Тогда же усиливается ее интерес к белому цвету.

Сервиз "Капля". 1969
Сервиз "Капля". 1969
Кофейник из белого фарфора
Кофейник из белого фарфора

Перед началом работы над керамикой Лепорская долго искала себя в других видах изобразительного искусства – живопись маслом и акварелью, дизайн помещений. В 1937 году ей поручили оформление интерьера зала искусств советского павильона на Всемирной выставке в Париже, в 1939 году — на Международной выставке в Нью-Йорке. В картинах, написанных в 20-30-е годы, ощущается влияние французского импрессионизма и позднего периода творчества Малевича. Одной из лучших работ считается «Псковитянка» (1934).

-8
Курские курганы. 1930
Курские курганы. 1930
Портрет крестьянки. Вторая половина 30-х гг.
Портрет крестьянки. Вторая половина 30-х гг.
Поясная фигура в желтом. 1932-1934
Поясная фигура в желтом. 1932-1934

Целая серия пейзажных и портретных работ Анны Лепорской посвящена блокадному Ленинграду. В это тяжелое время художница, отказавшись эвакуироваться, жила и трудилась в осажденном городе.

Затемненный город. 1931
Затемненный город. 1931

Но известность художнице принесла именно работа над фарфором. Чаще всего стиль Лепорской характеризуют как неоклассицизм, при этом в ее изделиях чувствуется влияние авангарда и народного искусства.

Чашка "Пейзаж с вазой"
Чашка "Пейзаж с вазой"
Сервиз "Шахматы". 1960. Автор формы - А.А. Лепорская. Автор росписи - Н.П. Славина
Сервиз "Шахматы". 1960. Автор формы - А.А. Лепорская. Автор росписи - Н.П. Славина
Сервиз "Полевые цветы. Чертополох".
Сервиз "Полевые цветы. Чертополох".

Но вот что, пожалуй, было главным для нее:

«В работе над формой в фарфоре ясно, что ни функциональность предмета, ни технология не должны разрушать основного закона — гармонии делаемой вещи».
Еда
6,93 млн интересуются