Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Средний танк Т-34 в новом обличии, 1943

Оглавление

Средний танк Т-34 с 85-мм пушкой ЗИС С-53 родился не из спокойных планов инженеров, а из самой логики войны — стандартная “тридцатьчетверка” уже стала символом сопротивления и побед, но к середине войны оказалось: ее возможностей больше не хватает. На полях сражений появились немецкие “Тигры” и “Пантеры” — стальные чудовища, которые требовали ответа. И этот ответ был дан — новый танк стал новой главой истории: щитом, способным выдержать удар, и мечом, который мог пробить броню врага. Он сохранил дух своего предшественника, но обрел мощь, необходимую для решающих боев войны.

Средний танк Т-34 с 85-мм пушкой ЗИС С-53 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Средний танк Т-34 с 85-мм пушкой ЗИС С-53 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Все началось с орудия

В конце 1942 года на поля сражений в районе Ленинграда выдвинулись первые тяжелые танки Германии — Pz.Kpfw. VI “Tiger”. Огромные, неповоротливые, но при этом весьма "толстокожие" и вооруженные мощным 88-мм орудием, они практически сразу стали представлять серьезную угрозу для танков РККА. 88-мм снаряд “Тигра” пробивал броню любого советского танка, в любой проекции, на дистанциях до 2000 метров, в то время как 76-мм снаряд из ЗИС-5 или Ф-34 мог пробить лобовую броню “Тигра” лишь в упор, а борта на дистанциях до 250 метров. Учитывая, что на “Тигры” изначально не сажали экипажи из новичков, то подобраться к нему на расстояние уверенного пробития было почти нереально.

Первые разговоры о том, что нужно разработать новый танк, способный как выдерживать попадания из 88-мм пушки KwK 36, так и сражаться с ним на дистанциях танкового боя, начались практически сразу. Но предложить что-то не мог никто — ни военные, ни конструкторы к тому моменту не представляли возможностей пушки “Тигра”, поэтому не могли предложить ничего по бронированию, равно как не могли предложить ничего из вооружения, способного бить немецкие танки на удобных дистанциях. Однако в конце сентября 1942 года военным улыбнулась удача — был захвачен один “Тигр”, правда, представлявший собой убогое и почти бесполезное зрелище, ведь немцы, в попытках его эвакуировать, пришли к решению, что легче снять с него все оборудование, чем пытаться вытащить увязший танк. Тем не менее, военным удалось многое узнать о нем — выявили возможности орудия, догадались, что использовано в качестве пушки, и даже придумали, как провести обстрелы корпуса из разных орудий на различных дистанциях.

В феврале 1943 года был захвачен еще один “Тигр”, практически неповрежденный — на нем осталось все необходимое оборудование, что дало военным более полную картину о его устройстве. Тогда же было решено, что первый захваченный танк будет подвергнут обширной программе обстрела для выяснения пределов прочности его брони. Опытным путем, в ходе обстрелов, было выяснено, что наилучшим пробивающим действием на броню немецкой кошки обладала 85-мм зенитная пушка 52-К. Примерно тогда же и было решено разработать новую танковую пушку на основе зенитной, убивая тем самым двух “зайцев” — 52-К была мощным орудием, причем налаженным в производстве, а главное — достаточно дешевым.

Работы шли достаточно быстро — уже в конце лета 1943 года было представлено сразу два варианта 85-мм орудий — С-53 и У-12. И благодаря простоте конструкции, а также своим боевым характеристикам, на вооружение РККА была принята пушка С-53, в то время как пушка под обозначением Д-5 будет использоваться на САУ и тяжелых танках. Именно с С-53 и началось создание новой версии среднего танка Т-34.

Переходим к танку

Получив новую пушку, военные захотели ее поскорее применить в деле — однако ставить ее было некуда. То есть, она не влезала ни в одну из башен, а помимо нее, в башне должны были размещаться три человека экипажа, боеукладки, дополнительное оборудование… Тогда-то взор конструкторов был обращен к полузабытому проекту среднего танка Т-43, в конструкции которого главным объектом была увеличенных размеров башня, позволявшая установить не только штатную 76,2-мм пушку Ф-34 или ЗИС-5, но и что-то более габаритное по размерам. Путем недолгих изысканий было установлено, что в нее аккурат можно поместить Д-5, вместе с тремя членами экипажа, боеукладкой и прочим оборудованием, причем разместить их в относительном комфорте. Однако чем-то конструкторов башня от Т-43 не устраивала и на ее основе было разработано несколько проектов башни, с некоторыми (хоть и небольшими) отличиями в конструкции. К ноябрю обе башни были отлиты, установлены на танки (тогда использовали корпуса от стандартных Т-34), и вооружены — одна предсерийной Д-5Т, другая — С-53, которая позже будет принята на вооружение как ЗИС-С-53.

Опытный образец Т-34 образца 1944 года с пушкой ЗИС-С-53. Фотография в свободном доступе.
Опытный образец Т-34 образца 1944 года с пушкой ЗИС-С-53. Фотография в свободном доступе.

При этом в конструкцию корпуса изменений почти не внесли — поработали над размером башенного погона, слегка изменили технологию сборки. В остальном, скорее всего, решили не трогать технологичный и отлаженный в производстве корпус, ведь возможностей танка по защите хватало в условиях маневренного боя (для чего он и был предназначен изначально). 1 января 1944 года пушка С-53 была принята на вооружение танка Т-34 с возможностью ее установки в башни как со штатным погоном (1420 мм), так и расширенным погоном (1600 мм), а чуть позже на завод № 183 прибыла вся техническая документация для сборки новых танков. И самое главное — военная комиссия к тому моменту еще не закончила гонять опытные танки на полигоне!

Тот самый документ, фактически принимающий на вооружение новую "тридцатьчетверку". Скан с сайта historyrussia.org.
Тот самый документ, фактически принимающий на вооружение новую "тридцатьчетверку". Скан с сайта historyrussia.org.

Война, конечно, не давала много времени, но есть и одна русская пословица — “спешка нужна только при ловле блох”. Так и вышло — корпуса и башни начали собирать достаточно быстро, а вот пушек С-53 не хватало. Вернее, их еще даже не начали производить — во время испытаний было выявлено несколько важных технических недостатков, которые конструкторы завода № 92 не успели устранить. Поэтому первые “тридцатьчетверки” с 85-мм пушкой производили не на заводе № 183, как задумали вначале, а на печально известном заводе “Красное Сормово” — туда привозили готовые корпуса с других заводов, башни отливали на месте, и там же вооружали танки пушками Д-5Т. Таким образом, за первое полугодие на заводе “Красное Сормово” было выпущено 255 таких танков, которые не сразу были приняты военной комиссией. Уже с февраля 1944 года на завод начинают поступать пушки С-53, которые и должны были стать основным вооружением новой “тридцатьчетверки”.

Танк Т-34 с 85-мм пушкой ЗИС-С-53 в экспозиции музея Отечественной истории. Фотография в свободном доступе.
Танк Т-34 с 85-мм пушкой ЗИС-С-53 в экспозиции музея Отечественной истории. Фотография в свободном доступе.

В то же самое время, а именно с марта 1944 года, новые пушки начинают поступать и на завод № 183, что открывает новую сборочную линию, а с июня того же года, к производству новых “тридцатьчетверок” присоединяется и завод № 174 в городе Омск. И уже за первый производственный год было собрано, по данным из Википедии, 10 663 танка! За следующий, 1945 год, заводы собрали 12 551 танк, а в 1946, когда было решено остановить производство, был выпущен еще 2 701 танк. Таким образом, за два с половиной года, было выпущено 25 915 танков Т-34 с 85-мм пушкой. Он сослужил отличную службу — как на фронтах Великой Отечественной Войны, так и много позже. Официально его сняли с вооружения лишь в 1993 году, а последний задокументированный боевой эпизод “тридцатьчетверки” произошел в 2020 году в Йемене! Без малого танк прослужил 76 лет…

Описание конструкции

Т-34 образца 1944 года имел немного отличий от своего более раннего “собрата” — несколько усилили бронирование башни, заметно усилили вооружение, а также доработали двигатель. В остальном это была та же “тридцатьчетверка”, легкая, маневренная и смертельно опасная для немецкой техники.

Бронированный корпус и башня

Корпус танка имел внутренний объем, условно разделенный на четыре отделения: управления, боевое, силовой установки и силовой передачи. Они были изолированы друг от друга съемными стальными перегородками. В передней части корпуса находилось отделение управления, где располагались механик-водитель слева и пулеметчик справа. Здесь же размещались регулируемые сиденья, органы управления, приборы контроля работы двигателя и электрооборудования, курсовой пулемет, часть боекомплекта, аптечка, ЗИП, баллоны со сжатым воздухом для запуска двигателя и углекислотные огнетушители. Перед водителем находился щиток с приборами и основные рычаги, педали и рукоятки управления, а слева был установлен электрощиток с тахометром и спидометром.

В средней части корпуса располагалось боевое отделение и башня. По левую сторону от пушки сидел наводчик, за ним — командир танка, справа находился заряжающий. В корпусе боевого отделения размещался подогреватель, основная часть боекомплекта и тяги управления. По бортам, за фальшбортами, находились топливные баки.

Чертёж-схема корпуса Т-34 образца 1944 года. Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема корпуса Т-34 образца 1944 года. Изображение в свободном доступе.

Силовая установка размещалась в кормовой части корпуса. На продольной оси стояла подмоторная рама с двигателем, по бокам находились водяные радиаторы, аккумуляторы, масляные баки и средние топливные баки. В крыше были люки для доступа к двигателю и для подачи воздуха к радиаторам, закрывающиеся жалюзи. Трансмиссия также находилась в кормовой части — помимо нее, там разместили электростартер, воздухоочистители и кормовые топливные баки. В крыше имелся воздуховывод с жалюзи и откидной кормовой бронелист, обеспечивавший доступ к агрегатам.

Корпус танка был сварным и включал лобовую часть, борта, корму, днище и крышу. Он собирался из катаных броневых листов толщиной от 13 до 45 мм, установленных под рациональными углами. Лобовая часть состояла из верхнего и нижнего листов, причем на поздних машинах они сваривались встык, без соединительной балки. На верхнем лобовом листе находились амбразура для курсового пулемета и люк механика-водителя с закрываемыми смотровыми приборами. Борта корпуса выполнялись из нижних вертикальных и верхних наклонных листов, к которым крепились полки и крылья для ЗИП, десанта и запасных баков. На левом борту устанавливался ящик с инструментами для пушки, на правом — запасные траки и буксирные тросы. В нижних листах были отверстия и шахты подвески, между которыми размещались топливные баки, закрытые изнутри фальшбортами.

Схема бронирования корпуса Т-34 образца 1944 года. Изображение в свободном доступе.
Схема бронирования корпуса Т-34 образца 1944 года. Изображение в свободном доступе.

Корма корпуса состояла из верхнего и нижнего кормовых листов и картеров бортовых передач. Верхний лист был съемным, имел люк для доступа к трансмиссии, отверстия для выхлопных труб и крепления дымовых шашек. Днище корпуса имело люки для обслуживания узлов, а также аварийный выход для экипажа. Крыша состояла из трех частей: над боевым отделением, над двигателем и над трансмиссией. В ней были многочисленные люки для доступа к бакам, агрегатам и подвеске, а также воздухопритоки и жалюзи системы охлаждения. По периметру подбашенного листа располагалось кольцо шариковой опоры башни.

Башен для новой тридцатьчетверки разрабатывали, как я уже говорил, две — одна была предназначена для установки орудия Д-5, вторая для С-53. Обе башни были сконструированы по образу и подобию башни опытного среднего танка Т-43, но с массой отличий, как по форме, так и по объему. Единственное, что их объединяло, так это технология производства — все они были литыми.

Башня с пушкой Д-5Т

Когда в октябре 1943-го собрали опытный Т-34 с новой башней завода №112 и поставили туда пушку Д-5Т, выяснилось: идея хорошая, но исполнение хромает. Чтобы хоть как-то сбалансировать длинный ствол, цапфы сместили вперед — почти к самому лбу башни. Зато казенная часть уперлась в кормовую стенку, и заряжающий оказался в положении канатоходца в шкафу: снаряд приходилось проталкивать буквально вплотную к затвору. Вдобавок сама пушка «съедала» столько места, что башня уже не вмещала нормальный экипаж из трех человек. Пришлось ограничиться двумя, что сильно осложняло работу. Так Д-5Т, несмотря на мощь и отличную бронепробиваемость, в серию официально не пошла. Но фронту нужно было новое орудие немедленно, и в декабре 1943-го решили: пока доводят пушку С-53, завод №112 будет выпускать Т-34 с 85-мм пушкой Д-5Т.

Башня танка Т-34 с 85-мм пушкой Д-5. Фотография в свободном доступе.
Башня танка Т-34 с 85-мм пушкой Д-5. Фотография в свободном доступе.

План выглядел оптимистично: сотня машин к концу года. На деле первые танки пошли в серию только в январе 1944-го. Схема была такая: январь — 25 штук, февраль — 75, март — 150, а дальше — полный переход на новые танки вместо старых «тридцатьчетверок» с 76 мм пушкой. Д-5Т стала «времянкой», но именно с нее началось массовое перевооружение.

Башня с пушкой С-53

Параллельно шла работа над более удачным вариантом — пушкой С-53. Ее испытания на Т-43 и на Т-34 с башней Т-43 завершились успешно: главное новшество заключалось в том, что С-53 удалось разместить в просторной трехместной башне. Наконец-то командир перестал быть одновременно и наводчиком — у него появилось собственное место, и боевая эффективность сразу выросла. В декабре 1943 года С-53 была принята на вооружение, и начался переход на выпуск «настоящего» Т-34 с 85-мм пушкой ЗИС С-53.

Схема установки пушки ЗИС-С-53 в башне танка Т-34 обр. 1944 г.
1 — броневая защита пушки; 2 — кронштейн люльки для установки пулемета; 3 — пулемет; 4 — прицел; 5 — шпонка люльки; 6 — клин затвора пушки; 7 — казенник пушки; 8 — электромагнит электроспуска; 9 — шарнирная подвеска прицела; 10 — боковой уровень; 11 — гильзоуловитель; 12 — маховик углов прицеливания; 13 — спусковой шнур; 14 — левый щит ограждения; 15 — рычаг электроспуска; 16 — подъемный механизм; 17 — выключатели пушки и пулемета; 18 — стопор крепления пушки по-походному; 19 — кронштейн; 20 — кронштейн люльки для установки прицела; 21 — фланец люльки для крепления к броневой защите пушки; 22 — люлька; 23 — ствол пушки. Изображение в свободном доступе.
Схема установки пушки ЗИС-С-53 в башне танка Т-34 обр. 1944 г. 1 — броневая защита пушки; 2 — кронштейн люльки для установки пулемета; 3 — пулемет; 4 — прицел; 5 — шпонка люльки; 6 — клин затвора пушки; 7 — казенник пушки; 8 — электромагнит электроспуска; 9 — шарнирная подвеска прицела; 10 — боковой уровень; 11 — гильзоуловитель; 12 — маховик углов прицеливания; 13 — спусковой шнур; 14 — левый щит ограждения; 15 — рычаг электроспуска; 16 — подъемный механизм; 17 — выключатели пушки и пулемета; 18 — стопор крепления пушки по-походному; 19 — кронштейн; 20 — кронштейн люльки для установки прицела; 21 — фланец люльки для крепления к броневой защите пушки; 22 — люлька; 23 — ствол пушки. Изображение в свободном доступе.

Но поскольку процесс освоения новой пушки и башни требовал времени, на фронт сначала пошли танки с Д-5Т. Таким образом, два варианта башен существовали параллельно: Д-5Т — как временный компромисс, и С-53 — как окончательное решение. К весне 1944-го производство полностью перешло на машину с пушкой С-53. Так “тридцатьчетверка” обрела тот самый классический облик, по которому его сегодня знают и в музеях, и в компьютерных играх.

Вооружение

Как вы уже знаете, на танк устанавливали две пушки - Д-5 и С-53. Схожие по боевым характеристикам, они различались габаритами и обеспечивали разный комфорт в боевом отделении, и следовательно, играли существенную роль в обеспечении боевой эффективности обновленного танка.

Первым образцом вооружения для обновленной “тридцатьчетверки” стала 85-мм пушка Д-5Т, изначально разработанная для тяжелых танков КВ-85 и ИС-1. Она обладала хорошей баллистикой и мощной бронепробиваемостью, позволявшей бороться с «Тиграми» и «Пантерами». Однако конструкция имела ряд проблем. Для ее размещения пришлось разработать новую литую башню: цапфы орудия сдвинули вперед, и в результате казенник вплотную упирался в заднюю стенку. Это делало работу заряжающего крайне неудобной. Кроме того, сама башня оказалась тесной и могла вмещать только двух человек — наводчика и командира, которому приходилось совмещать функции наводчика и руководителя экипажа. Несмотря на эти недостатки, в 1944 году было выпущено двести пятьдесят Т-34 с пушкой Д-5Т. Эти машины стали переходным вариантом: они резко усилили огневую мощь «тридцатьчетверки», но долго в производстве не задержались.

Однако основным орудием для серийных танков стала 85-мм пушка ЗИС С-53, разработанная под руководством В. Грабина. В отличие от Д-5Т, она проектировалась с учетом установки в просторную трехместную башню, но упор был сделан на более компактные габариты казенной части с сохранением всех боевых характеристик орудия. Это позволило вернуться к нормальной схеме экипажа: командир теперь занимался наблюдением и управлением, а не наведением орудия. С-53 имела более простую конструкцию, чем Д-5Т, и была технологичнее в производстве, кроме того, новая башня обеспечивала больший комфорт экипажу и возможность эффективной стрельбы в бою. С весны 1944 года выпуск “тридцатьчетверок” полностью перевели на вариант с пушкой С-53. Именно эта версия стала массовой и определила облик танка, знакомый нам сегодня.

85-мм танковая пушка ЗИС-С-53 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
85-мм танковая пушка ЗИС-С-53 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

На бумаге, как отмечалось в служебной инструкции для танкистов Красной Армии от февраля 1944 года, различия в боевых характеристиках пушек Д-5Т и С-53 (предшественницы ЗИС-С-53) были «незначительными». Обе системы были грозным оружием, способным эффективно бороться с новыми немецкими танками на реальных дистанциях боя. Если обратиться к цифрам, то можно увидеть эти сходства. Пушка Д-5Т имела массу качающейся части около 1500 кг и практическую скорострельность 5–8 выстрелов в минуту. ЗИС-С-53 была значительно легче — всего 1150 кг, а ее скорострельность составляла 5–6 выстрелов в минуту. Обе пушки использовали одни и те же боеприпасы, поэтому их бронепробиваемость была практически идентичной. Стандартный бронебойный снаряд БР-365К пробивал около 95–100 мм брони на дистанции 1000 метров, а подкалиберный БР-365П на той же дистанции преодолевал более 100 мм стальной плиты. Этого было достаточно, чтобы поражать борта «Тигра» или башню «Пантеры» на большинстве боевых дистанций.

Однако решающий вердикт вынесла не баллистика, а экономика и логистика. Именно здесь проявилось фундаментальное различие между двумя системами. Пушка Д-5Т, более сложная и металлоемкая, была выпущена в количестве всего 543 единиц. Она была узким местом в производственной цепочке. В то же время пушек С-53 и ее усовершенствованной версии ЗИС-С-53 было произведено в совокупности более 25 тысяч штук. Эта ошеломляющая разница в цифрах наглядно показывает, что войну выигрывает не только оружие в танке, но и завод, который это оружие производит. Конструкция Грабина была идеально адаптирована под возможности советской промышленности и стратегическую потребность в массовости.

В итоге каждая пушка сыграла свою незаменимую роль. Д-5Т стала тем самым «пожарным» решением, которое позволило без промедления запустить в серию первые Т-34 образца 1944 года и отправить их на фронт, закрыв критическую брешь в огневой мощи. Но именно ЗИС-С-53 стала сердцем и душой легендарного танка, который прошел путь от Курской дуги до Берлина и Праги, а после войны десятилетиями стоял на вооружении десятков стран мира.

Вспомогательное вооружение Т-34 образца 1944 года включало в себя два 7,62-мм пулемета Дегтярева — один из них устанавливался в спаренной с пушкой установке, второй — в верхнем лобовом листе, управляемый стрелком-радистом. Боекомплект к орудиям состоял из 56-60 снарядов (в зависимости от установленного орудия), а пулеметы комплектовались 50 дисками по 63 патрона.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Силовой агрегат обновленного танка не претерпел никаких изменений — на него по-прежнему ставилиV-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-2-34 с жидкостным охлаждением, струйным впрыском топлива и двухвальной газораспределительной системой (DOHC). Разработкой двигателя занимался К. Ф. Челпан, изначально создавая его под нужды авиации, с соответствующими плюсами (удельная мощность, компактность, алюминиевые детали) и минусами (высокие требования к производству и обслуживанию). Максимальная мощность двигателя достигалась при 1800 оборотах в минуту (такой темп долго держать не рекомендовалось из-за риска выхода обтюраторных колец из строя), эксплуатационная составляла около 400 “лошадок” при 1700 оборотах. Объем двигателя - 38,9 литров, при этом расход в экономичном режиме составлял примерно 1,5 литра топлива на километр пути по шоссе (в поздних модификациях танка). На ранних сериях объем топлива в баках достигал 460 литров, в поздних, благодаря установке кормовых топливных баков, запас топлива достигал уже 540 литров дизельного топлива.

Очистка воздуха на впуске осуществлялась при помощи воздушных фильтров “Циклон” - они не содержали масла, не требовали столь частого обслуживания, и обеспечивали надежную защиту мотора даже в запыленных условиях юга. Таких фильтров на двигатель устанавливалось по две штуки. Маслосистема танка была представлена двумя баками по 40 литров каждый, в который полагалось заливать следующие сорта масла - МК летом, зимой - МЗ. При отсутствии или нехватке масла МК (только в летнее время) допускалось использование смеси, состоявшей из 70% масла МК (даже чуть б/у, хоть это и не рекомендовалось) и 30% веретенного масла. Такая смесь чуть хуже выполняла свои функции, вызывала чуть больший “жор масла”, но выбор временами был невелик - либо такая смесь, либо никакой. Система охлаждения двигателя - жидкостная, была представлена двумя радиаторами по 80 литров каждый, расположенными по бокам двигателя. Выхлопная система - прямоточная, без всякого рода фильтров, глушителей и прочих конструктивных элементов, не нужных на массовой военной технике того времени.

Трансмиссия Т-34 включала в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали), пятиступенчатую механическую коробку передач с постоянным зацеплением, а также улучшенный главный фрикцион сухого трения и одноступенчатые бортовые передачи. Тормозить танку предлагалось с помощью бортовых ленточных тормозов с обшивкой феродо.

В ходовой части Т-34 использовалась свечная подвеска или как ее еще именуют подвеска Кристи, унаследованная им от серии танков БТ, но в случае Т-34 подвеска была модернизирована и пружина была размещена под небольшим углом. С каждого борта ходовая часть состояла из пяти больших сдвоенных опорных катков диаметром 830 мм, направляющего колеса (ленивца) спереди и расположенного сзади ведущего колеса. Конструкция опорных катков могла существенно отличаться в зависимости от завода-производителя и года выпуска: использовались штампованные или литые катки, обрезиненные для лучшей амортизации. Опорные катки крепились на балансирах, соединенных с пружинами подвески, находившимися внутри корпуса танка, в прикрепленных к бортам коробах. Цельнолитое ведущее колесо имеет ступицу, отлитую вместе с дисками и ободами, между которыми расположено шесть роликов. Рабочая поверхность ролика, с которой соприкасаются гребни траков, выполнена в виде желобка — для лучшего зацепления с гребнем трака и уменьшения его износа.

Гусеницы Т-34 — стальные, гребневого зацепления, состоявшие из чередовавшихся гребневых и «плоских» траков. Гусеница имела ширину 500 мм, а собиралась она из семидесяти двух траков. Для улучшения проходимости, на траки могли устанавливаться грунтозацепы («шпоры») различной конструкции, крепившиеся болтами к каждому четвертому или шестому траку.

Электрооборудование и связь

Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме с напряжением в 24 вольт по основной сети. Резервная сеть, предназначенная для запитывания внутреннего освещения и радиосвязи, запитывалась от 12 В. Источниками электроэнергии в танке выступали генератор ГТ-4563А мощностью 1 кВт и четыре аккумуляторные батареи 6-СТЭ-128 емкостью 128 А.ч каждая. В составе потребителей были электростартер СТ-700, электропривод поворота башни, вентиляторы вытяжки, контрольные приборы, аппаратура внешнего и внутреннего освещения, электросигнал, умформер радиостанции и лампы ТПУ.

За связь танка отвечала приемо-передаточная радиостанция 9РС (радиус действия микрофоном на ходу — 18 — 20 км, на стоянке — 28 −32 км), экипаж мог пользоваться внутренним переговорным устройством ТПУ-3-БИС-Ф. Кроме того была возможна световая и флажковая сигнализация.

Приборы наведения

Наводчик для наведения на цель имел: — телескопический прицел ТШ-16 (увеличение 4х, поле зрения 16°) а также боковой уровень для стрельбы с закрытых позиций. Командир для обнаружения целей имел: — перископический наблюдательный прибор МК-4 в командирской башенке. В качестве резервного средства имелись 5 визирных щелей в командирской башенке. Наводчик располагал своим перископическим наблюдательным прибором МК-4 в крыше башни. Стрелок для стрельбы из курсового 7,62-мм пулемета ДТ использовал: — телескопический прицел ППУ-8Т. Механик-водитель вел наблюдения через: — 2 перископических прибора наблюдения в крышке люка.

Боевое применение

Боевой путь танка новой “тридцатьчетверки”, принятой на вооружение 23 января 1944 года, охватывает более полувека и географию от Берлина до Анголы. Став ответом на появление у вермахта тяжелых танков, эта машина не только стала одним из главных инструментов победы в Великой Отечественной войне, но и продолжила свою службу в десятках локальных конфликтов по всему миру. Боевое крещение Т-34 образца 1944 года принял в степях Украины — по одним сведениям, это произошло 5 марта 1944 года в Черкасской области, по другим — там же, но уже в ночь с 23 на 24 марта 1944 года. Изначально эффект от применения новых машин был невысоким, так как они поступали в части небольшими партиями, по несколько единиц на бригаду, и "растворялись" в общей массе танков Т-34 предыдущей модели.

Средний танк Т-34 образца 1944 года в Берлине. Фотография в свободном доступе.
Средний танк Т-34 образца 1944 года в Берлине. Фотография в свободном доступе.

Впервые в заметных количествах новые “тридцатьчетверки” были применены летом 1944 года в ходе стратегической наступательной операции «Багратион» в Белоруссии. К началу наступления эти машины составляли уже более половины из 811 «тридцатьчетверок», участвовавших в операции. Именно здесь, в боях за освобождение Минска, танк в полной мере продемонстрировал свои преимущества, и с этого момента Т-34 образца 1944 года стал основной боевой машиной советских танковых войск, вынеся на себе всю тяжесть боев завершающего этапа войны. Танки этой модели широко применялись во всех ключевых наступательных операциях 1945 года — они стали главной ударной силой советских танковых армий в стремительном наступлении на территории Польши и Германии, сыграли важную роль в отражении последнего крупного немецкого контрнаступления у озера Балатон. К началу штурма Берлина укомплектованность танковых бригад машинами этого типа была практически стопроцентной. Они сражались на улицах немецкой столицы, поддерживая штурмовые группы, форсировали реку Шпрее и участвовали в боях у Рейхстага. Но на этом боевой путь танка не закончился — к началу войны с Японией в августе 1945 года в советские войска на Дальнем Востоке поступило 670 таких танков. В ходе Маньчжурской операции танки 6-й гвардейской ТА совершили беспрецедентный 350-километровый бросок через пустыню Гоби и горы Хингана, сыграв решающую роль в молниеносном разгроме Квантунской армии. В боях они показали полное превосходство над любыми японскими танками (которые, по правде говоря, в ходе Второй Мировой Войны представляли собой достаточно жалкое зрелище).

Казалось бы, на этом моменте боевой путь “тридцатьчетверки” должен бы закончиться — Великая Отечественная война завершена, японский империализм тоже, на Земле воцарился хрупкий мир. Но нет — танк оставался основой танковых войск Советской армии вплоть до середины 1950-х годов, пока его постепенно не сменили более современные Т-54. Танк также массово поставлялся союзникам по Варшавскому договору. Например, Войско Польское получило 328 машин в 1944-1945 годах, а 1-я отдельная чехословацкая бригада — 52 танка в начале 1945 года. Следующий военный конфликт, в котором принимали участие Т-34 образца 1944 года, не заставил себя долго ждать — разразилась война на Корейском полуострове.

Подбитый Т-34 образца 1944 года в Корее. Фотография от 20 июля 1950 года, находится в свободном доступе.
Подбитый Т-34 образца 1944 года в Корее. Фотография от 20 июля 1950 года, находится в свободном доступе.

Т-34 образца 1944 года стал главным танком Корейской Народной Армии (КНА) в начальный период войны. В июне 1950 года они стали неожиданностью для южнокорейских и американских войск, чьи средства ПТО — 57-мм пушки и базуки, оказались бессильны против брони «тридцатьчетверок». Примечательно, но эта машина стала первым в мире танком, сбившим реактивный самолет — 3 июня 1950 года четверка реактивных истребителей-бомбардировщиков F-80C «Шутинг Стар», ведомая командиром 80-й эскадрильи майором Амосом Слудером, отправилась в район Пъенге-Ри для атаки вражеской техники, двигающейся к линии фронта. Обнаружив колонну из примерно 90 автомашин и танков, американцы пошли в атаку, применив с малой высоты неуправляемые ракеты и огонь бортовых 12,7-мм пулеметов. Неожиданный ответ последовал от северокорейских Т-34, которые открыли по низколетящим самолетам огонь из своих 85-мм орудий. Удачно выпущенный снаряд разорвался перед самолетом ведущего и осколками повредил топливные баки, на борту возник пожар. Пилот попытался было вытянуть машину до безопасной базы, но не удалось. Уже 5 июля 1950 года 33 танка 107-го полка КНА успешно атаковали позиции 24-й пехотной дивизии США. Однако после вступления в войну более современных американских танков и усиления противотанковой обороны почти все северокорейские “тридцатьчетверки” были уничтожены или захвачены к ноябрю 1950 года.

Танки Т-34 образца 1944 года активно поставлялись арабским странам и использовались Египтом и Сирией в арабо-израильских войнах, в том числе в Шестидневной войне 1967 года. Также во Вьетнаме, Т-34 с 85-мм пушкой стал первым танком на вооружении армии Северного Вьетнама (PAVN). Это были модернизированные в СССР машины, часто с опорными катками от Т-54/55. Хотя к моменту активного вмешательства США они уже уступали основным танкам PAVN (Т-54/55 и Тип 59), «тридцатьчетверки» продолжали использоваться в боях и особенно в качестве мобильных огневых точек в системе береговой обороны.

Истребитель танков Т-100 Египетской армии, собранный на базе Т-34 образца 1944 года. Фотография в свободном доступе.
Истребитель танков Т-100 Египетской армии, собранный на базе Т-34 образца 1944 года. Фотография в свободном доступе.

В 1970-80-х годах Т-34 образца 1944 года (уже прошедшие модернизацию, как в СССР, так и на Кубе) активно применялись кубинскими войсками и армией правительства МПЛА (ФАПЛА) в ходе гражданской войны. Их первое применение состоялось в июле 1975 года в боях за столицу Анголы, Луанду. Они участвовали в боях против сил УНИТА и южноафриканской армии.

После распада Югославии в 1990-х годах огромный парк танков Т-34 (на 1991 год их насчитывалось 889 единиц) использовался всеми сторонами конфликта в Хорватии и Боснии. Они участвовали в боях за Вуковар, Дубровник и на Сремском фронте. Последние боснийские “тридцатьчетверки” были сняты с вооружения и утилизированы только в 2000 году.

Югославский Т-34 образца 1944 года (правда, после многих модификаций башню почти не узнать). Фотография в свободном доступе.
Югославский Т-34 образца 1944 года (правда, после многих модификаций башню почти не узнать). Фотография в свободном доступе.

Несмотря на свой преклонный возраст, средний танк Т-34 образца 1944 года (разумеется, с неким числом модернизаций) до сих пор официально состоит на вооружении или находится на хранении в армиях более десятка государств, преимущественно в странах Африки и Азии, таких как Гвинея-Бисау, Куба, Мали, Ангола и Северная Корея. Этот факт является свидетельством его надежности, простоты и долговечности конструкции, заложенной советскими инженерами более 80 лет назад.

Та самая "тридцатьчетверка", одна из тех, что "наделали шума" в Йемене в 2014-2019 годах. Фотография в свободном доступе.
Та самая "тридцатьчетверка", одна из тех, что "наделали шума" в Йемене в 2014-2019 годах. Фотография в свободном доступе.

Заключение

Танк Т-34 образца 1944 года представляет собой результат глубокой и своевременной модернизации базовой модели Т-34, предпринятой в ответ на качественное усиление бронетехники противника в 1943 году. Ключевыми нововведениями стали установка 85-мм орудия и внедрение новой трехместной башни, что позволило устранить основные тактические недостатки предшественника: недостаточную огневую мощь и функциональную перегруженность командира.

Данные конструктивные решения значительно повысили боевую эффективность машины, сохранив при этом высокий уровень подвижности и технологичности, заложенный в исходной платформе. Став основным средним танком РККА на завершающем этапе Великой Отечественной войны, он вынес на себе основную тяжесть боев 1944-1945 годов. В послевоенный период он составил основу танковых парков Советской Армии и армий десятков других государств. Таким образом, этот танк можно считать классическим примером успешной эволюции боевой машины, в которой сбалансированность тактико-технических характеристик, массовость производства и высокий модернизационный потенциал обеспечили ей продолжительную и эффективную эксплуатацию в различных вооруженных конфликтах.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.