Средний танк Т-43 — опытная боевая машина, созданная в годы Великой Отечественной войны как возможная замена Т-34. Разработка нового танка стала ответом на возросшие требования фронта, где требовалась машина с более мощным вооружением, улучшенной защитой и высокой подвижностью. Опыт боёв 1941–1942 годов убедительно показал: “тридцатьчетвёрке” нужна глубокая модернизация, чтобы противостоять новым образцам немецкой бронетехники. История Т-43 — это не только пример инженерного поиска, но и иллюстрация того, как в условиях войны конструкторы и военное руководство вынуждены были искать компромисс между желаемым и возможным.
История разработки
Ко второй половине 1942 года военным стало ясно — существующий вариант среднего танка Т-34 уже не отвечал требованиям современных военных действий. Появление длинноствольных орудий на немецких танках, в частности, на Pz.III и Pz.IV, а также новых противотанковых средств, сделало броню Т-34 уязвимой. Лобовая броня Т-34 в 45 мм перестала быть адекватной защитой для экипажа. Также появились претензии и к орудию — растущая броня немецких танков становилась для снарядов Ф-34 всё более серьёзным препятствием. Кроме того, конструкция “тридцатьчетвёрки” имела целый ряд недостатков, которые требовали решения — двухместная башня ограничивала боевые возможности экипажа, командиру танка приходилось исполнять обязанности наводчика, что не позволяло ему в полной мере осуществлять управление боем и наблюдение за полем боя. Это приводило к потере контроля за местностью, а следовательно, к снижению эффективности танка. Необходимо было создать танк с более мощной броней и улучшенной эргономикой, который мог бы заменить Т-34 как в производстве, так и на полях сражений.
Итак, военным нужен был новый танк, способный выдержать попадания снарядов от распространённых немецких танковых и противотанковых пушек, дешёвый в производстве и по возможности максимально унифицированный с серийным Т-34. Требования к танку прорабатывались в условиях острой необходимости — новая машина нужна была “ещё вчера”, при этом создавать отдельную линию для полностью новой машины не было возможности, ни финансовой, ни физической. Задача перед конструкторами стояла не из лёгких — базовая “тридцатьчетвёрка” уже исчерпала все запасы по модернизации, следовательно, из неё лепить что-то не вышло бы никак. С другой стороны, никто не запрещал использовать танк как опору для обновлённой концепции. Примерно с такими мыслями Александр Морозов принялся за работу.
Работы шли довольно споро — сказывалось как наличие базовой конструкции, так и наличие опыта в создании подобных машин. Уже к осени была разработана подробная техническая документация, а к концу декабря 1942 года был собран первый прототип танка, готовый к испытаниям. Прототип имел заметные сходства с базовой моделью Т-34, но сильно отличался как по внутренней компоновке, так и по отдельным узлам конструкции. Тем не менее, некоторые узлы удалось перенести без изменений — одним из них стала 76,2-мм танковая пушка Ф-34. Некоторым читателям может показаться странным, что на танке сохранили то же вооружение, что и на базовой “тридцатьчетвёрке” — но, во-первых, другого тогда ещё не было (85-мм пушка на базе зенитки ещё даже не была в задумке), а во-вторых, возможностей Ф-34 вполне хватало для борьбы с распространёнными танками противника. Ведь “Тигры” на тот момент представляли собой ещё единичные танки, “Пантеры” только разрабатывали…
Итак, первый прототип получил более “толстую шкуру”, следствием чего стала огромная проблема — прототип подрос по массе до 34 с лишним тонн, что повлекло за собой ещё немного неприятностей. Возросшая масса вызвала больший расход топлива, а значит, уменьшился пробег, также увеличилось удельное давление на грунт (и тем самым ухудшилась проходимость и управляемость). Уже на стадии заводских испытаний новый танк был “завёрнут” на доработку — представитель ГАБТУ, присутствовавший на смотре, остался недоволен машиной, о чём и не преминул сообщить наверх. Там, прочитав отчёт своего представителя, передали на завод пачку замечаний, таких как требование доработать компоновку башни, расширить башенный погон, переделать систему вентиляции башни. Потребовали внести изменения и в переднюю часть корпуса: установить курсовой пулемёт справа от механика-водителя и добавление полноценного люка механика-водителя, что было признано необходимым, несмотря на некоторое снижение стойкости лобовой брони.
Доработанный прототип танка Т-43 был представлен в апреле 1943 года, а к маю их приказали собрать в количестве трёх единиц для всесторонних испытаний. Однако к маю их собрать не успели — Морозова пожурили, но потребовали ускориться. Тем более, что уже 29 мая был подписан приказ о проведении совместных испытаний Т-34 и Т-43, включавших пробег протяженностью 2000-2200 км по маршруту Нижний Тагил – Москва, который должен был быть завершен не более чем за 20 дней. Испытания назначили было на 20 июля 1943 года, но вмешался первый секретарь Нижнетагильского горкома ВКП(б) Е.Ф. Колышев направил письмо Сталину, отстаивая серийное производство Т-43 без проведения испытаний. И ни звонки, ни телеграммы высоких чинов (которым было переслано это письмо для ознакомления), прямо сигналившие “Успокойтесь, товарищ Колышев”, секретаря не смогли убедить. Сталину же до его обращений дела не было — уже полным ходом шла Курская битва и всё внимание высшего военного командования было приковано к ней. Но непокорность секретаря нужно было усмирить и чуть ли не личным указанием Вождя, вопросом вплотную занялся Лаврентий Берия. Лишь после его вмешательства Колышев вынужден был отступить и испытания танка перенесли на 1 августа 1943 года. Разумеется, во избежание эксцессов, контроль за подготовкой к их проведению, равно как и сами испытания, находились под руководством главы НКВД. Впрочем, в сам процесс он не вмешивался, лишь ограничив круг людей, допущенных к участию в проведении испытаний.
В ходе испытаний (со 2 по 29 августа) первый прототип прошел 2669 км, а второй – 1348 км. Средние скорости были сопоставимы с Т-34: 26,1 км/ч по шоссе, 20,2 км/ч по грунтовым дорогам и 18,6 км/ч по бездорожью. Расход топлива также был аналогичен Т-34, однако Т-43 имел меньший запас топлива (318 литров против 400 литров), что приводило к сокращению запаса хода. Возможности преодоления препятствий были сравнимы с Т-34, ограничиваясь мощностью двигателя. В части вооружения Т-43 "значительно превосходил Т-34" благодаря торсионной подвеске, которая улучшала точность стрельбы, и более широкому башенному погону (1600 мм), увеличившему скорострельность до 13 выстрелов в минуту (по сравнению с 10 у Т-34). Обзорность была высоко оценена, хотя планировались дальнейшие модификации командирской башенки. Отсеки экипажа в целом были хорошо оценены, но были отмечены такие проблемы, как скольжение наводчика влево и удары заряжающего головой о торсион люка. Отделение механика-водителя критиковалось за меньший размер по сравнению с Т-34, а также были подняты вопросы об органах управления и размере люка. Наблюдались и проблемы с надежностью, включая "детские болезни" и перегрузку резиновых бандажей опорных катков, аналогичные проблемам Т-34. Тем не менее, торсионная подвеска Т-43, несмотря на некоторые ограничения, улучшила точность стрельбы и способствовала более высокой скорострельности. Т-43 продемонстрировал оптимальность торсионной подвески для среднего танка, что привело к ее внедрению в Т-44. Это подчеркивает роль Т-43 как экспериментальной платформы, подтвердившей ключевые технологические достижения для последующих советских танков, таких как Т-34-85 и Т-44, делая его важным "промежуточным звеном".
Несмотря на выявленные недостатки, общая оценка испытаний (2-29 августа) была положительной, и комиссия рекомендовала немедленное серийное производство танка. Два опытных Т-43 также продемонстрировали свою защищенность на фронтовых испытаниях с 19 августа по 5 сентября 1943 года, получив несколько попаданий без пробития брони. Повторяющиеся задержки в производстве и испытаниях Т-43 указывали на бюрократическую инерцию и ограничения ресурсов. Однако прямое вмешательство партийного руководства, включая Берия, демонстрировало высокое политическое давление и срочность, связанные с проектом. Несмотря на общую положительную оценку и рекомендацию к серийному производству, проект было решено окончательно отменить — доработка проекта обошлась бы в солидную копеечку, следовательно, стала бы лишней графой в списке проблем, вызванных работами по новому танку.
Описание конструкции
В целом, конструкция опытного танка Т-43 была основана на серийном среднем танке Т-34 — полного копирования, разумеется, не было. Но сама концепция корпуса, некоторые конструктивные и технические решения были перенесены с “тридцатьчетвёрки” практически без изменений. Однако чем-то танки между собой отличались? Рассмотрим конструкцию детальнее.
Бронированный корпус и башня
Корпус Т-43 претерпел "полную переделку" по сравнению с Т-34, с "компактным размещением всех узлов и механизмов" для повышения защищенности. Толщина верхней лобовой детали корпуса выросла до 75 мм (располагалась под углом 54°), что чуть ли не вдвое больше аналогичной детали танка Т-34. Бортовая броня корпуса тоже подросла и составляла 75 мм (под углом 35°), а кормовая – 75 мм (0°). Первый вариант Т-43 (1942 года) имел трехместную башню с небольшой командирской башенкой. Бронирование башни составляло 90 мм спереди и по бортам (под углом 20°). В апреле 1943 года башня была "полностью переработана", став "фундаментально иной" и "более просторной". Новая конструкция позволила разместить командира слева, сместив установку орудия немного вперед и вправо. Система вентиляции была перенесена в заднюю часть крыши, а наводчик попадал на своё рабочее место через командирскую башенку. Увеличение внутреннего объёма башни позволило выделить больше места для боекомплекта.
Изменения в башне потребовали расширения подбашенной коробки для обеспечения большего комфорта экипажа. Также в носовую часть корпуса был возвращён курсовой пулемет, размещавшийся справа от механика-водителя, а также установлен полноценный люк для механика-водителя, что было признано необходимым, несмотря на некоторое снижение стойкости лобовой брони. Боевая масса Т-43 снизилась до 33.5 тонн. Габаритные размеры Т-43 составляли: длина корпуса – 6900 мм, длина с пушкой вперед – 8100 мм, ширина – 2583 мм, высота – 2750 мм. Отсеки экипажа в целом были хорошо оценены, но отмечались проблемы, такие как скольжение наводчика влево и удары заряжающего головой о торсион люка. Отделение механика-водителя критиковалось за меньший размер по сравнению с Т-34, а также были вопросы к органам управления и размеру люка.
Вооружение
Основным вооружением среднего танка Т-43 изначально являлась 76,2-мм танковая пушка Ф-34, аналогичная той, что устанавливалась на Т-34. Это орудие было стандартным для советских средних танков на тот момент и обеспечивало достаточную огневую мощь против большинства немецких танков до появления "Тигров" и "Пантер". В качестве вспомогательного вооружения танк оснащался двумя 7.62-мм пулеметами ДТ. Один из них, как правило, был спарен с основным орудием, что позволяло вести огонь по целям, находящимся в поле зрения прицела пушки. Второй пулемет располагался в курсовой установке в лобовой части корпуса, справа от механика-водителя, обеспечивая дополнительную огневую поддержку и возможность подавления пехоты. Боекомплект танка был достаточно внушительным и включал 85 снарядов для 76-мм пушки и 2772 патрона для пулеметов, что обеспечивало продолжительное ведение боя без необходимости частой дозагрузки.
По сравнению с Т-34, Т-43 демонстрировал "значительно превосходящие" возможности в области вооружения, что было достигнуто благодаря целому ряду конструктивных улучшений, не связанных напрямую с калибром орудия. В частности, внедрение торсионной подвески, в отличие от подвески Кристи на Т-34, обеспечивало более стабильную платформу для стрельбы. Это позволяло экипажу вести более точный огонь на ходу и с коротких остановок, что было критически важно в динамичных танковых боях. Кроме того, более широкий башенный погон диаметром 1600 мм, в отличие от меньшего погона Т-34, позволил оптимизировать внутреннее пространство башни. Это улучшило эргономику работы заряжающего, обеспечив ему больше свободы движений и удобство при подаче снарядов. В результате, практическая скорострельность 76-мм пушки увеличилась до 13 выстрелов в минуту, в то время как у Т-34 этот показатель составлял около 10 выстрелов в минуту, что давало Т-43 существенное тактическое преимущество в огневом контакте.
С появлением на Восточном фронте новых, тяжелобронированных немецких танков, таких как "Тигр" и "Пантера", а также успешным применением 85-мм пушки Д-5 на советских самоходных артиллерийских установках СУ-85 и тяжелых танках КВ-85, возникла острая необходимость в усилении огневой мощи средних танков. В ответ на это требование, в начале сентября 1943 года в башню Т-43 был установлен макет 85-мм пушки Д-5Т. Этот эксперимент подтвердил, что внутренний объем переработанной башни Т-43 был достаточен для размещения нового, более крупного и мощного орудия, способного эффективно бороться с новейшей немецкой бронетехникой. Комиссия, проводившая испытания, рекомендовала немедленно приступить к испытаниям танка с боевым 85-мм орудием. Известно, что на одном из прототипов Т-43 76-мм пушка Ф-34 была фактически заменена на 85-мм пушку Д-5Т-85 для дальнейших испытаний, что подчеркивает стремление к адаптации танка под новые боевые реалии и повышению его противотанковых возможностей.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Силовая установка Т-43 была основана на проверенном и широко используемом в советском танкостроении дизельном двигателе В-2. Этот двигатель, развивавший мощность 500 лошадиных сил, был идентичен тому, что устанавливался на серийные танки Т-34, что обеспечивало высокую степень унификации и упрощало логистику и обслуживание в условиях военного времени. Несмотря на увеличенную боевую массу Т-43 (33.5 тонн по сравнению с 31 тонной у Т-34 в мае 1943 года), танк демонстрировал сопоставимые скоростные характеристики с Т-34. Максимальная скорость по шоссе достигала 54 км/ч, а по грунтовым дорогам – 24 км/ч. Средние скорости, зафиксированные в ходе полигонных испытаний (со 2 по 29 августа 1943 года), также были близки к показателям Т-34: 26,1 км/ч по шоссе, 20,2 км/ч по грунтовым дорогам и 18,6 км/ч по бездорожью. Однако, несмотря на унификацию двигателя, Т-43 унаследовал от Т-34 "слишком длинное моторно-трансмиссионное отделение", что было не самым оптимальным конструктивным решением и влияло на общую компоновку танка. Трансмиссия, вероятно, также имела много общего с Т-34, но конкретные детали ее конструкции в доступных источниках не уточняются.
Одним из наиболее значимых отличий и улучшений в ходовой части Т-43 стало применение торсионной подвески, которая заменила подвеску Кристи, использовавшуюся на Т-34. Торсионная подвеска, состоящая из торсионных валов, расположенных внутри корпуса, обеспечивала более плавный ход танка и, как следствие, "улучшала точность стрельбы". Это было критически важно для повышения боевой эффективности, позволяя экипажу вести более прицельный огонь на пересеченной местности. Успешное тестирование торсионной подвески на Т-43 стало важным шагом в развитии советского танкостроения и проложило путь для ее внедрения в следующем поколении средних танков, таких как Т-44, который впоследствии стал основой для послевоенных советских танков.
Несмотря на преимущества торсионной подвески, увеличенная боевая масса Т-43 привела к тому, что его "удельное давление на грунт было весьма близко к тяжелым танкам". Это негативно сказалось на его проходимости по мягким грунтам и, в сочетании с меньшим объемом топливных баков, привело к сокращению запаса хода. Т-43 имел запас топлива 318 литров, в то время как у Т-34 этот показатель составлял 400 литров, что напрямую влияло на дальность действия танка: 280 км по шоссе и 210 км по грунту, по сравнению с примерно 400 км у Т-34. Возможности преодоления препятствий у Т-43 были сопоставимы с Т-34 и ограничивались в основном мощностью двигателя. В ходе испытаний также были отмечены проблемы с надежностью ходовой части, включая "детские болезни" и перегрузку резиновых бандажей опорных катков, что было аналогично проблемам, с которыми сталкивались и танки Т-34.
Причины закрытия проекта
Битва на Курской дуге в июле 1943 года стала в некотором роде поворотным моментом, который высветил отставание СССР в танкостроении и ускорил программы по созданию новых бронемашин. И действительно, массовое появление новых немецких танков “Тигр” и “Пантера”, против которых 76,2-мм пушки “тридцатьчетвёрок” могли выступать только при большой удаче (та же KwK 36, установленная на “Тиграх”, могла бить Т-34 с дистанции в километр без особых проблем), предопределило судьбу нового танка. Да, на него попытались было поставить 85-мм пушку Д-5Т, но она к тому моменту была слишком сырой, да и шасси “тридцатьчетвёрки” уже было перегружено. К тому же, Курская битва выявила иные перспективы в тактике танковых сражений — во-первых, победила броня, расположенная под рациональными углами наклона (позволяло существенно снизить вес при сохранении уровня защиты), во-вторых, танкостроители вынуждены были сменить вектор развития на огневую мощь танков (прежде все усилия направляли на повышение бронирования машин).
Уже 5 ноября 1943 года ГБТУ утвердило новые тактико-технические требования для улучшенного Т-43 с усиленной броней и 85-мм пушкой Д-5Т, при этом боевая масса оценивалась в 33-34 тонны. Новые требования фактически предрешили судьбу Т-43, поскольку вписать машину в указанную массу оказалось невозможным, и приоритеты сместились на вооружение уже существующего Т-34. Основной же причиной, по которой Т-43 не пошел в серийное производство, была "потеря времени из-за различных задержек и нежелания Морозова следовать требованиям ГБТУ, особенно в отношении расширения башенного погона". К концу 1943 года стало очевидно, что танк не будет производиться серийно. И всё это невзирая на то, что новый танк предлагал значительные улучшения по сравнению с Т-34-76 в бронировании и имел перспективные особенности, такие как торсионная подвеска и улучшенная скорострельность. Однако растущие “аппетиты” ГБТУ сделали его слишком сложным и тяжелым для быстрого производства, плюс конструкция Т-43 изначально не имела запаса на будущие модернизации. Именно поэтому усилия конструкторов были перенаправлены на более быстрое и достижимое перевооружение существующего Т-34 85-мм пушкой (самое интересное, что эта переделка происходила с использованием вновь разработанных узлов от Т-43). Это решение позволило довольно оперативно начать производство более эффективного Т-34-85, что было критически важно в условиях войны.
Заключение
Средний танк Т-43 представляет собой амбициозную, но в конечном итоге нереализованную попытку советского танкостроения создать более защищенную и эффективную боевую машину в ответ на быстро меняющиеся угрозы на Восточном фронте. Разработанный на базе Т-34, он стремился устранить недостатки своего предшественника, в первую очередь, в области броневой защиты и качества производства. Проект прошел через значительные конструктивные изменения, включая полную переработку башни и корпуса, и подвергся всесторонним испытаниям, которые выявили как его преимущества, так и недостатки.
Ключевые достижения Т-43 включали значительно усиленное бронирование, улучшенную скорострельность благодаря более широкому башенному погону и повышенную точность стрельбы за счет внедрения торсионной подвески. Фронтовые испытания подтвердили его высокую броневую стойкость. Однако проект столкнулся с рядом проблем, включая увеличение боевой массы, что негативно сказалось на запасе хода и проходимости, а также "детские болезни" и критику эргономики некоторых отсеков.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.