Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Временный тяжелый танк КВ-85, 1943

Оглавление

Тяжелый танк КВ-85, известный также под заводским индексом "Объект 239", занимает особое место в истории советского танкостроения. Он стал последним серийным представителем прославленной, но к 1943 году технологически устаревшей линейки танков "Клим Ворошилов". Его жизненный цикл был чрезвычайно коротким, но критически важным для Красной Армии в один из переломных моментов Великой Отечественной войны.

Тяжелый танк КВ-85 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Тяжелый танк КВ-85 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История разработки

К концу 1942 года на советско-германском фронте сложилась кризисная ситуация. Тяжелые танки "Клим Ворошилов" и его облегченная модификация КВ-1с, несмотря на все свои недостатки, вполне достойно боролись с любой техникой противника, но уже к весне 1943 года их позиции начали пошатываться - их 76-мм пушки оказались бессильны против лобовой брони нового немецкого танка "Тигр". В то же время 88-мм пушка "Тигра" с легкостью поражала советские машины реальных дистанциях боя, создав опасный тактический вакуум в сегменте тяжелых танков РККА. Фактически, бить их было пока нечем, да и устоять перед попаданием нового немецкого танка не мог ни один танк РККА. В дополнение ко всему был и еще один момент - на “Тигры” никогда не сажали малоопытные экипажи, что еще больше усугубляло положение.

Ответом на этот вызов стало Постановление Государственного Комитета Обороны (ГКО) № 3289 от 5 мая 1943 года, которое инициировало программу срочного перевооружения танков и САУ. Полигонные обстрелы трофейного "Тигра" показали, что его броня уверенно пробивается 85-мм зенитной пушкой образца 1939 года (52-К) на дистанциях реального боя. На основе ее мощной баллистики ГКО поставил задачу разработать танковые орудия для установки как на существующие танки, так и на бывший в разработке новый тяжелый танк ИС. В работу включились сразу два ведущих КБ: Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ) под началом В.Г. Грабина и КБ артиллерийского завода № 9 под руководством Ф.Ф. Петрова. ЦАКБ представило пушку С-31, разработанную на базе 76-мм танковой пушки ЗИС-5, в то время как КБ завода № 9 адаптировало для установки в танк свою самоходную пушку Д-5С, получившую индекс Д-5Т.

Чертеж-схема танка КВ-85. Изображение в свободном доступе.
Чертеж-схема танка КВ-85. Изображение в свободном доступе.

В мае-июле 1943 года на Опытном заводе №100 были созданы два прототипа на шасси КВ-1с. Первый, "Объект 238" (КВ-85Г), представлял собой попытку модернизации "малой кровью", где в штатную башню КВ-1с с диаметром погона 1535 мм была установлена 85-мм пушка С-31. Однако этот путь был изначально тупиковым - боевое отделение танка стало настолько тесным, что эффективная работа экипажа, в особенности заряжающего, была невозможна. Проект был признан бесперспективным еще до начала сравнительных испытаний. Второй прототип, "Объект 239" (КВ-85), стал результатом более сложной и продуманной инициативы конструкторов ЧКЗ и Завода №100 под руководством Ж.Я. Котина. Он предложил весьма смелое решение - позаимствовать башню от разрабатывавшегося в то время тяжелого танка ИС (пока конструкторы доделывали ему корпус), адаптировать для него шасси от танка КВ-1с и установить 85-мм пушку. Для этого пришлось существенно перековырять подбашенную коробку, но это позволило совершить задуманное - выросший до 1800 мм погон обеспечивал комфортную “работу” сразу трех членов экипажа, а новая башня изначально разрабатывалась под новое 85-мм орудие.

КВ-85Г, менее удачный собрат нашего героя. Фотография в свободном доступе.
КВ-85Г, менее удачный собрат нашего героя. Фотография в свободном доступе.

Острая потребность фронта в танках, способных противостоять "Тиграм", привела к беспрецедентному ускорению процесса - заводские испытания "Объекта 239" были засчитаны как государственные, и уже 8 августа 1943 года, до их завершения, ГКО постановлением № 3891 принял танк на вооружение под индексом КВ-85 и приказал немедленно развернуть его серийное производство на ЧКЗ. Впрочем, производство КВ-85 продолжалось всего три месяца: в августе было выпущено 22 машины, в сентябре - 63, и в октябре - еще 63. Первые танки собирались на доработанных корпусах от КВ-1с, но позже в конструкцию бронекорпуса были внесены необходимые изменения для установки новой башни. Производство было свернуто в ноябре 1943 года, когда наивысший приоритет был отдан выпуску более совершенного танка ИС-1.

Появление КВ-85 было экстренной и вынужденной мерой, прямым ответом на превосходство новых немецких тяжелых танков Pz.Kpfw. VI "Тигр", которые незадолго до этого дебютировали на Восточном фронте и продемонстрировали уязвимость советской бронетехники. Перед советскими конструкторами встала острая необходимость в кратчайшие сроки дать войскам машину, способную на равных бороться с тяжелобронированными целями, не дожидаясь запуска в серию принципиально новых танков (которые на тот момент уже готовились к запуску в серию). В таких условиях КВ-85 стал не только “палочкой-выручалочкой”, но и своеобразным “мостом” между устаревшим КВ и серьезно доработанным ИС. Эта гибридная конструкция, сочетавшая освоенное шасси с новой башней и вооружением, позволила не только быстро насытить фронт необходимым оружием, но и отработать новые компоненты, сохранив темп производства на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) в сложный переходный период. Это обеспечило плавный технологический переход и значительно ускорило последующее развертывание массового производства танков серии ИС. Короткий производственный цикл КВ-85 - это не признак неудачи, а свидетельство того, что он блестяще выполнил свою временную, но стратегически важную миссию.

Описание конструкции

КВ-85 был создан по классической для советских танков компоновочной схеме с кормовым рамещением моторно-трансмиссионного отделения. Отделение управления было совмещено с боевым отделением, что являлось стандартным решением для советских танков того периода. Конструктивно танк представляет собой гибрид, в котором шасси и значительная часть деталей бронекорпуса были унаследованы от серийного танка КВ-1с, в то время как башня с вооружением была полностью заимствована у нового тяжелого танка ИС-1.

Бронированный корпус и башня

Броневой корпус танка имел сварную конструкцию и собирался из гомогенной катаной брони средней твердости. Броневая защита была традиционно разной толщины, противоснарядной, с рациональными углами наклона лобовых деталей. Верхняя, средняя и нижняя часть лобовой брони корпуса состояла из плит толщиной в 75 миллиметров, установленных под рациональными углами наклона к вертикали. Борта корпуса собирались из плит толщиной в 60 миллиметров, расположенных вертикально. Корму корпуса прикрывали плиты толщиной 40 миллиметров под углом 65° (верхняя часть кормы) и 75 миллиметров (нижняя часть). Крыша была образована набором бронелистов толщиной в 30 или 40 миллиметров, а днище - листами толщиной в 20-30 миллиметров. Все это давало неплохую, в общем-то, защиту от вражеских снарядов, хоть и не совсем достаточную, если вспомнить про “Тигра”.

Танк КВ-85 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Танк КВ-85 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Башня КВ-85 представляла собой цельную броневую отливку сложной геометрической формы, заимствованную у танка ИС-1. Ее обтекаемая форма несколько повышала снарядостойкость, а толщина брони достигала 100 миллиметров по всему ее периметру. Дополнительную защиту давала маска орудия - она также имела толщину 100 миллиметров. Борта башни располагались под углом 15° к вертикали, незначительно повышая толщину стенок, а также совсем чуточку повышая вероятность рикошета. Крыша башни имела толщину 40 миллиметров. На ней располагалась неподвижная командирская башенка с шестью смотровыми щелями, закрытыми защитными стеклами-триплексами, что обеспечивало командиру круговой обзор.

Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка. Поскольку установка более крупной, в сравнении с КВ-1с башни не позволяла разместить в отделении управления стрелка-радиста, то он был вообще исключен из состава экипажа. Отверстие в лобовой части под шаровую установку курсового пулемета заваривалось, а сам пулемет устанавливался справа от механика-водителя в неподвижной монтировке. Неприцельный огонь из него вел механик-водитель путем нажатия на гашетку электроспускового механизма на одном из рычагов управления. Такое конструктивное решение перешло на последующие советские тяжелые танки ИС, а впоследствии из-за низкой эффективности неприцельного огня и ослабления лобового бронирования от курсового пулемета и вовсе отказались. Три члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и командира танка, а справа - заряжающего. Командир машины имел литую наблюдательную башенку с толщиной вертикальной брони до 82 мм. Посадка и выход экипажа производились через люки в башне: круглый двустворчатый люк командирской башенки и круглый одностворчатый люк заряжающего. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Вооружение

Основным преимуществом КВ-85 стала новейшая на тот момент, 85-мм танковая пушка Д-5 образца 1943 года с длиной ствола 52 калибра. Как я уже говорил, орудие было разработано на базе зенитной пушки 52-К калибра 85 мм и ее баллистика была сходной с баллистикой немецкой пушки KwK36, что ставили на “Тигры”. Орудие устанавливалось на цапфах в амбразуре литой башни и было полностью уравновешено, что облегчало наводку, как по горизонтали, так и по вертикали. Углы вертикальной наводки составляли от -3° до +23° (по другим данным, от -5° до +25°), а горизонтальная наводка обеспечивалась вращением башни на 360°. Также орудие обладало возможностью “ювелирной” наводки, когда ствол двигался на 2-3 градуса вправо и влево при зафиксированной башне. Практическая скорострельность у опытных экипажей достигала 6–8 выстрелов в минуту. Выстрел мог осуществляться как вручную, так и при помощи педали электроспуска, установленной у наводчика.

Боекомплект к орудию состоял из 70 выстрелов унитарного заряжания, что размещались в укладках вдоль бортов боевого отделения и в кормовой нише башни. В его состав входили различные типы снарядов: бронебойные тупоголовые и остроконечные, подкалиберные и осколочные снаряды. Бронебойные снаряды УБР-365 с тупоголовым снарядом БР-365 и УБР-365К с остроголовым снарядом БР-365К имели массу 16 кг (снаряд - 9,2 кг) и начальную скорость 792 м/с, что позволяло пробивать до 102-106 мм брони на дистанции 1000 метров по нормали. Также имелся подкалиберный выстрел УБР-365П со снарядом БР-365П, который при массе выстрела 11,42 кг (снаряд - 5,0 кг) и начальной скорости 1050 м/с мог пробить 140 мм брони на дистанции 500 метров. Для поражения небронированных целей и пехоты использовался осколочный выстрел УО-365 с гранатой О-365 массой 14,95 кг (снаряд - 9,54 кг) и начальной скоростью 785 м/с.

Вспомогательное вооружение состояло из трех 7,62-мм пулеметов ДТ с общим боекомплектом 3276 патронов. Один пулемет был спарен с пушкой, второй (курсовой) был неподвижно закреплен в лобовом листе корпуса справа от механика-водителя, а третий (кормовой) размещался в шаровой установке в задней стенке башни.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Силовая установка КВ-85 без изменений была позаимствована у предыдущей модели КВ-1с - в движение танк приводил дизельный 12-цилиндровый В-2К объемом 38,9 литра, выдававший 600 “лошадок” мощности при 1800 оборотах в минуту, двигатель. Их выпуск к тому моменту уже был налажен, а пуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 мощностью 15 л. с. или сжатым воздухом из двух резервуаров емкостью 5 литров в боевом отделении машины. Ввиду плотной компоновки танка, основные топливные баки объемом 600-615 л располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Запаса топлива хватало на 225 километров движения по шоссе в экономичном режиме, а максимальная скорость движения танка достигала 34 километров в час. Танк также оснащался четырьмя наружными дополнительными топливными баками общей емкостью 360 л, не связанными с топливной системой двигателя.

Дизельный 12-цилиндровый двигатель В-2К объемом 38,9 литра и мощностью в 600 лошадок. Изображение взято из блога sashapak.livejournal.com.
Дизельный 12-цилиндровый двигатель В-2К объемом 38,9 литра и мощностью в 600 лошадок. Изображение взято из блога sashapak.livejournal.com.

Трансмиссия танка КВ - механическая, включавшая в себя пятиступенчатую коробку передач механического типа. Помимо нее, в составе трансмиссионного узла были - многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо», два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали», два бортовых планетарных редуктора и ленточные плавающие тормоза. Однако именно этот узел раньше вызывал больше всего нареканий у танкистов - трансмиссия КВ была чрезвычайно перегружена и малейшие ошибки механика-водителя могли обойтись очень дорого. Но массовые рекламации, отправленные в адрес завода-изготовителя танков КВ все-таки возымели свое действие - на КВ-85 этот узел серьезно доработали, повысив надежность и ходовые характеристики танка.

Ходовая часть на КВ-85 перекочевала целиком с КВ-1с. Фотография в свободном доступе.
Ходовая часть на КВ-85 перекочевала целиком с КВ-1с. Фотография в свободном доступе.

Подвеска машины - индивидуальная торсионная с внутренней амортизацией для каждого из 6 штампованных двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы - спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми обрезиненными штампованными поддерживающими катками по каждому борту. Механизм натяжения гусеницы - винтовой; каждая гусеница состояла из 86-90 одногребневых траков шириной 700 мм и шагом 160 мм.

Приборы наблюдения

Система наблюдения и прицеливания обеспечивала экипажу приемлемый обзор и возможность ведения эффективного огня. Наводчик располагал двумя прицелами. Для стрельбы прямой наводкой использовался телескопический прицел 10Т-15 с увеличением в 2,5х, а для ведения огня с закрытых позиций и кругового обзора - перископический панорамный прицел ПТ4-15 с таким же увеличением. Оба прицела позволяли вести точный огонь по целям на дистанциях до 1,5 км для стрельбы прямой наводкой и до 3 км при стрельбе с закрытых позиций. Стрелок кормового пулемета мог использовать оптический прицел ПУ от снайперской винтовки с четырехкратным увеличением. Командир танка вел наблюдение через шесть смотровых щелей с триплексами в своей башенке. Механик-водитель использовал смотровой прибор с триплексом, установленный в бронированном люке-пробке в лобовом листе корпуса. Кроме того, командир и заряжающий имели в своем распоряжении перископические приборы МК-4 для наблюдения за полем боя.

Электрооборудование и связь

Бортовая электрическая сеть танка была однопроводной, с напряжением 24 В. Источниками энергии служили четыре аккумуляторные батареи и генератор ГТ-4563А. Для связи на танке устанавливалась радиостанция, которую, в отличие от КВ-1с, перенесли из корпуса в башню и разместили рядом с рабочим местом командира. Внутренняя связь между членами экипажа обеспечивалась танковым переговорным устройством (ТПУ). Для внешней сигнализации в экипаже имелся сигнальный пистолет.

Боевое применение

С сентября 1943 года новые танки КВ-85 начали поступать на вооружение элитных частей - Отдельных гвардейских тяжелых танковых полков прорыва (ОГвТТП). Эти формирования предназначались для взламывания наиболее сильно укрепленных участков обороны противника, что предопределило высокую интенсивность их использования, поэтому некоторые машины шли в бой, едва ли не прямо при выгрузке с вагонов. Будучи машиной недостаточно бронированной для уверенного противостояния немецким тяжелым танкам, КВ-85 требовал экипажи с достаточной выучкой - от нее в бою зависело если не все, то очень многое, в том числе и выживаемость машины и ее экипажа.

Основную массу выпущенных КВ-85 (а выпустили их не так много - всего около 150 единиц) направили на южные направления советско-германского фронта, где они приняли активное участие в ожесточенных боях за освобождение Левобережной Украины и позднее - Крыма. Основной тактической задачей полков, вооруженных КВ-85, был прорыв эшелонированной обороны противника. В этих условиях главной угрозой для них становились не столько вражеские танки, сколько мощная противотанковая артиллерия, самоходные установки в засадах и плотные минно-взрывные заграждения. Малое количество серийных машин стало причиной того, что о боевом пути КВ-85 известно не так много - некоторое их количество осталось подбитыми на территории противника, однако данных о восстановлении и использовании их в бою немецкими танкистами, нет. Есть лишь сведения о том, что как минимум один танк был подвергнут обстрелам на полигоне в Куммерсдорфе, но эти сведения слишком обрывочными.

Сохранился и такой отчет об использовании КВ-85 в рядах РККА:

Согласно боевому распоряжению штаба 17-го корпуса, оставшиеся 5 танков и самоходных артиллерийских установок (3 танка КВ-85 и 2 СУ-122) к 7:00 28.01.44 г. заняли круговую оборону в совхозе им. Тельмана в готовности к отражению атак танков противника в направлении Росоше, совхоза «Коммунар», совхоза «Большевик». Около танков заняли оборону 50 пехотинцев и 2 противотанковых орудия. У противника было отмечено скопление танков южнее Росоше. В 11:30 противник, силою до 15 танков “Тигр” и 13 средних и малых в направлении Росоше и пехотой с юга, предпринял атаку на совхоз им. Тельмана.
Занимая выгодные позиции, из-за укрытий строений и стогов, подпустив танки противника на расстояние прямого выстрела, наши танки и САУ открыли огонь и расстроили боевые порядки противника, подбив при этом 6 танков (из них 3 «Тигра») и уничтожив до взвода пехоты. Для ликвидации прорвавшейся немецкой пехоты из состава советской группировки был выделен КВ-85 ст. лейтенанта Кулешова, который огнём и гусеницами выполнил свою задачу. К 13 часам того же дня немецкие войска, не решаясь атаковать советский полк в лоб, обошли совхоз им. Тельмана и завершили окружение советской группировки.
Бой наших танков в окружении против превосходящих сил противника характеризуется чрезвычайным умением и героизмом наших танкистов. Танковая группа (3 КВ-85 и 2 СУ-122) под командованием командира роты гвардии ст. лейтенанта Подуста, обороняя совхоз имени Тельмана, одновременно не давала немецким войскам перебрасывать войска в другие районы боёв. Танки часто меняли огневые позиции и вели прицельный огонь по немецким танкам, а СУ-122, выходя на открытые позиции, расстреливали пехоту, посаженную на транспортёры и двигавшуюся по дороге на Ильинцы, чем преграждали свободу манёвра немецким танкам и пехоте, а, главное, способствовали выходу из окружения частей 17-го стрелкового корпуса. До 19:30 танки продолжали вести бой в окружении, хотя пехоты в совхозе уже не было. Манёвр и интенсивный огонь, а также использование укрытий для ведения огня позволило почти не понести никаких потерь (кроме 2 раненых), нанеся противнику ощутимый урон в живой силе и технике. За 28.01.44 г. подбито и уничтожено танков «Тигр» - 5 штук, Pz.Kpfw.IV - 5 шт., Pz.Kpfw.III] - 2 шт., бронетранспортёров - 7 шт., противотанковых орудий - 6 шт., пулемётных точек - 4, повозок с лошадьми - 28, пехоты - до 3 взводов.

Боевая эффективность КВ-85 оценивается как неоднозначная, а бои с их участием шли с переменным успехом. С одной стороны, 85-мм пушка Д-5Т позволяла советским танкистам уверенно поражать всю номенклатуру немецкой бронетехники, включая тяжелые танки "Тигр" и "Пантера", на дистанциях до 1000 метров. Это было огромным шагом вперед по сравнению с 76-мм орудиями тяжелых танков КВ-1с и средних танков Т-34. С другой стороны, бронирование корпуса, унаследованное от КВ-1с, уже не выдерживало огня немецких 88-мм и длинноствольных 75-мм пушек, что приводило к значительным и зачастую безвозвратным потерям. В этих условиях исход поединка во многом зависел от тактической грамотности и выучки экипажей, их умения использовать сильные стороны своей машины (мощное орудие и хорошую маневренность для тяжелого танка) и нивелировать ее главную слабость - недостаточное бронирование корпуса.

Танки КВ-85 в Симферополе. Фотография в свободном доступе.
Танки КВ-85 в Симферополе. Фотография в свободном доступе.

Небольшой объем выпуска (всего 148 машин) и чрезвычайно высокая интенсивность боевого применения привели к быстрой убыли танков этого типа. К осени 1944 года практически все КВ-85 были потеряны в боях или списаны из-за полученных повреждений. В строевых частях их полностью заменили новые, более защищенные танки ИС. Несколько уцелевших машин в 1945 году были переданы Народной армии Польши, где использовались в качестве учебных.

Судьба КВ-85 - это судьба "солдата-спринтера". Он не был создан для долгой войны - его задача была лишь в том, чтобы прикрыть брешь в танковых войсках, в ожидании новых, более совершенных машин. Именно поэтому КВ-85 бросали в бой на самых горячих участках фронта. Танки неизменно выполняли свою задачу, но очень высокой ценой - почти полным уничтожением менее чем за год боев. Это не стоит рассматривать как конструктивный провал или недоделку инженеров - это трагическое подтверждение того, что КВ-85 был использован именно так, как и предназначалось, в качестве необходимого, но в некотором роде расходного инструмента для достижения победы.

Заключение

Тяжелый танк КВ-85 следует оценивать не как самостоятельную и законченную конструкцию, а как своевременное, прагматичное и единственно верное в тех условиях компромиссное решение. Он стал быстрым и эффективным ответом на острый тактический вызов, позволив Красной Армии в кратчайшие сроки получить машину, способную противостоять новейшей немецкой бронетехнике.

Опыт его создания и, что более важно, боевого применения наглядно продемонстрировал правильность выбранного пути развития тяжелых танков - сбалансированного наращивания огневой мощи и броневой защиты. КВ-85 окончательно похоронил концепцию тяжелого танка, вооруженного тем же орудием, что и основной средний танк. Выводы, сделанные по результатам его применения, напрямую повлияли на форсирование работ по созданию танка ИС-2 со 122-мм пушкой, который и стал настоящим "убийцей" немецкого "зверинца". Таким образом, недолгая, но яркая служба КВ-85 проложила дорогу к будущим победам советских танкистов.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.