Найти в Дзене

Вкус эпохи: 5 чаепитий в русской живописи

Оглавление

Кустодиев улыбается, Маковский блистает, Перов хмурится — чай в их картинах горяч не только по температуре.

Чаепитие в русском быту — не просто утоление жажды, а, если угодно, театральный ритуал, в котором самовар задает тон, чашки становятся реквизитом, а беседа — основным действием. Именно здесь, в шелесте ложечек, художники искали и находили суть русского характера, будь он купечески румяным, боярски жемчужным или по-бедняцки растрепанным.

Предлагаю рассмотреть пять полотен, где чай не только напиток, но и культурный код: ароматный, горячий, пронзительно метафорический.

«Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918
Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918

1918 год. Россия уже не та, но в душе Кустодиева все еще пылает самовар довоенного образца. Прикованный к инвалидному креслу и вооруженный лишь воспоминаниями, художник пишет картину, ставшую ностальгической одой дореволюционной России. Перед нами — купчиха, необъятная и уверенная в себе, как сама идея стабильности. Она восседает на балконе, окруженная выпечкой, вареньем и хрустящими символами достатка, словно хозяйка рая, где сахар всегда в избытке. Вдали — городок с церквями, над ним — небо такой синевы, что даже эмали Фаберже смущенно отводят глаза.

Кустодиев превращает жанровую сцену в икону ушедшего мира, где уют еще не вступал в конфликт с идеологией. Это не столько реализм, сколько тоска по мифу, густо подслащенная художественным сиропом. И в этом — ее сила.

«Чаепитие» Бориса Кустодиева

Борис Кустодиев. Чаепитие. 1913
Борис Кустодиев. Чаепитие. 1913

За пять лет до того же самовар закипал у Кустодиева в другом регистре. В 1913 году он создает сцену уличного чаепития: во дворе — стол, за столом — родня и гости, за плечами — мирная провинция. Все тут ярко, нарядно, безмятежно: шелестят платья, кухарки несут самовар. Мастеровитая живопись, любовь к деталям — все это превращает бытовую сцену в почти праздничную литургию.

Здесь чаепитие становится актом национального самоуважения, символом семьи, уюта, солнца и румяного пирожка.

«За чаем» Константина Маковского

Маковский К.Е. Боярышня. За чаем. 1914
Маковский К.Е. Боярышня. За чаем. 1914

Если Кустодиев писал купчих по памяти, то Маковский создавал женские образы с академической тщательностью и легкой одержимостью исторической реконструкцией.

Его боярышня «за чаем» пьет чай с блюдечка — не просто в духе времени, а в его парадной версии. Белоснежные ткани, жемчуг, серьги и — чай, неспешно, с достоинством. Все, как полагается в доме, где чай — не столько напиток, сколько момент тихого торжества над временем, где женственность и ритуал сливаются в почти иконический образ. Маковский будто пишет молитву о гармонии, выдержанную в пастельных тонах с ароматом сушки.

«За чаепитием» Александра Морозова

Александр Морозов. За чаепитием. Конец XIX века.
Александр Морозов. За чаепитием. Конец XIX века.

У Морозова все иначе. Его герой — не из праздничного альбома, а из повседневной жизни. Пожилой мужчина сидит с чашкой в руках, не позируя, не философствуя, а просто радуясь теплу. Его лицо спокойное и доброжелательное, интерьер — скромен, атмосфера — почти монашески тиха. В этом чаепитии нет театра, но есть внутренняя музыка: скрип стула, шелест избы, еле уловимая благодарность за момент. Морозов не приукрашивает, не символизирует — он просто наблюдает, с уважением к простому жесту. И как ни странно, в этой обыденности ощущается сила.

Морозов не возвышает чай до символа, он просто его изображает. Но в этой простоте — и есть истина. Чаепитие здесь становится человеческим жестом — бесхитростным, глубоким, трогательным. В этом — вся русская душа, без театра.

«Чаепитие в Мытищах» Василия Перова

Василий Перов. Чаепитие в мытищах. 1862
Василий Перов. Чаепитие в мытищах. 1862

Перов, в отличие от своих коллег, был художником с нравственным увеличительным стеклом. Он писал не мечту, а реальность, и если реальность была нелицеприятна — тем хуже для реальности. «Чаепитие в Мытищах» — картина с диагнозом.

На картине — Мытищи, где чистая вода, кажется, не смывает лицемерие. В тени дерева упитанный священник вкушает чай с такой сосредоточенностью, словно благодать можно заварить. Рядом прислуживает женщина, а на переднем плане — нищий солдат, которому не достается ни чая, ни сострадания. Самовар сверкает, стол изобилует, но все это — не пиршество, а упрек.

Перов использует чаепитие как инструмент обличения. Он показывает, что даже самая мирная церемония может быть полем нравственной драмы. Здесь нет места ностальгии — только острая правда.

Вместо эпилога: горячая точка русского быта

Русское чаепитие — не просто культурная привычка, это своего рода застольная философия. Через самовар и фарфор художники выражали взгляды на общество, традиции, мечты и разочарования. Где-то чай — сладкая иллюзия, где-то — горький упрек, а где-то — просто теплый жест человечности.

Пять картин, пять тональностей, пять взглядов на страну, в которой чай — не напиток, а способ бытия. И, возможно, именно поэтому за чашкой чая мы и по сей день не только согреваемся, но и задумываемся — о прошлом, о себе, о смысле.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

Еще почитать:

Об искусстве за час: 10 книг для вечернего чтения

Искусство делиться впечатлениями: как говорить о книгах увлекательно

Густав Климт и Эгон Шиле: дружба в мире искусства

Смех и краски: 5 историй из жизни художников

Оригинал или подделка? Секреты экспертизы произведений искусства

Чай
114,7 тыс интересуются