Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
«Родственницы» Снегурочки: от Европы до Японии
Одна тает от любви, другая замораживает чувства по первому желанию — и вместе они рассказывают о том, как по-разному культуры представляют себе холод. Снегурочка — кажется, до невозможности русский персонаж. Настолько русский, что ее легко представить где-нибудь между оливье и мандаринами. Но если отвлечься от новогодней мишуры, у этой «ледяной девы» неожиданно много родственниц: от норвежской богини зимы до японского духа метели. Прямых заимствований между этими образами почти невозможно доказать,...
2 дня назад
«Искусство по понятиям» (2023): циничная комедия об арт-рынке
Арт-дилер, мафиози и киллер заходят в бар... Нет, в галерею. Звучит как начало дурного анекдота, но именно по этой схеме строится сюжет одной из самых остроумных криминальных комедий о том, как тщеславие арт-сообщества победило здравый смысл. Режиссер Николь Паон с изяществом опытного мошенника подбрасывает нам криминальную комедию о том, что лучший способ отмыть деньги — выставить их на всеобщее обозрение в белом кубе галереи и назвать искусством. Внимание! Может содержать спойлеры. В центре этой...
4 дня назад
Лаланн и его гиппопотам: $31,4 млн за медь, патину и характер
Иногда рекорд на аукционе объясняется тем, что перед вами скульптура, которая оказывается баром. Hippopotame Bar (1976) — одна из тех вещей Франсуа-Ксавье Лаланна, которые заставляют пересмотреть взгляды на мебель. Точнее, на то, что именно имеет право стоять в гостиной. Перед нами полноразмерный гиппопотам-бар, созданный по заказу американской наследницы и патронессы искусства Анны Шлюмберже — женщины, чья коллекция умела соединять роскошь и любопытство так, будто это самый естественный союз на свете...
4 дня назад
Смеемся и плачем: два лица современного искусства
Вы ведь тоже замечали эту легкую шизофрению в залах современного искусства? С одной стороны — зал номер один. Он похож на конфетную фабрику, взорвавшуюся в калейдоскопе. Яркие, почти кислотные краски, узнаваемые силуэты поп-икон, игрушечные формы, вызывающие непроизвольную улыбку. Это искусство, которое не хочет вас грузить. Оно хочет, чтобы вы сделали селфи, купили открытку в музейном магазине и почувствовали легкий приступ ностальгии. Такие работы говорят: «Расслабься, потребляй, получай удовольствие...
5 дней назад
Не ностальгия, а эстафета: «Мы к вам заехали на час…» в Музее Музыки
Название словно намекает на короткий визит, но с этими песнями так не получится. В московском декабре зима ведет себя как концептуальная инсталляция: вчера минус десять, сегодня ноль, а снег существует на правах художественной идеи — где-то рядом, но не обязательно в экспозиции. В такие дни особенно хочется простого чуда: чтобы стало светлее, теплее и чуть музыкальнее. Так я и отправилась в Российский национальный Музей Музыки — на выставку «Мы к вам заехали на час…», посвященную «Бременским музыкантам»...
1 неделю назад
Всероссийский конкурс «Патриотический плакат в советском стиле» среди студентов
Если вы давно смотрите на советский плакат как на мощный визуальный язык — с лаконичными лозунгами и ясной композицией, — то вот повод попробовать себя в этом жанре не только в тетради, но и «по-взрослому». Фрагмент плаката В. Климашина «Слава воину-победителю». 1945 Советский плакат — одна из самых узнаваемых визуальных систем ХХ века: работа с цветом, типографикой и образом здесь доведена до предельной точности. В этом конкурсе предлагают не копировать старые листовки, а продолжить традицию. 📌 О конкурсе • Тема 2025 года: «Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»...
1 неделю назад
Стоит ли оно того: как формируется цена на произведения искусства?
Почему одна картина — инвестиция, а другая — просто «чтобы красиво было». Две картины одинакового размера и с похожими пейзажами могут отличаться в цене в десятки раз, и дело тут не в облаках и не в оттенке зеленого — а в том, какую историю они рассказывают рынку. Привет! На связи Вероника, я искусствовед, кандидат наук в области искусства и дизайна, преподаватель и блогер. И сегодня поговорим о том, из чего вообще складывается цена на произведение искусства — и что с этим всем делать обычному человеку...
1 неделю назад
«Квадрат» (2017): искусство, доверие и обезьяна в смокинге
Светящийся квадрат проверяет веру в человечество. Спойлер: тест провален. Представьте себе светящийся квадрат на площади. Ступил внутрь него – и ты обязуешься помогать ближнему. Красиво, правда? Рубен Эстлунд в своем лауреатском «Квадрате» берет эту утопическую идею (почти Малевич, только с социальной ответственностью вместо супрематизма) и устраивает ей жестокий, но невероятно остроумный стресс-тест. Результат? Под глянцевой оболочкой либерального гуманизма и музейного лоска бурлит все то же человеческое – страх, агрессия и иерархия...
2 недели назад
Испанский стыд в стиле арт: заметки о бартере
«Подарите мне вашу книгу. Я про вас напишу», — прозвучало не как предложение, а как ультиматум, обнажив всю абсурдность современного бартера, где реальный труд оценивается в виртуальной валюте внимания. Подслушала диалог, который заставил меня задуматься о настоящей цене цифровой славы. Зимние московские ярмарки — это особый вид перформанса. Здесь можно наблюдать маленькие сценки, достойные кисти Хогарта. У стенда одного художника — человека со сложившимся, узнаваемым почерком — царила атмосфера легкого смятения...
2 недели назад
Мои наблюдения из закулисья арт-мира: терминологический фронт
Поделюсь одним диковинным дисбалансом, который не дает покоя моему взору. Речь о страсти к наименованиям – или, точнее, о ее избирательном распределении в разных уголках художественной вселенной. На одном фланге: священные залы музеев и академические институции. Здесь царит почтенная неторопливость. Сотрудники этих храмов муз – люди основательные. Они предпочитают копать вглубь, а не вширь. Зачем спешно внедрять какой-нибудь новомодный «трансмедиальный пост-концептуализм», когда с классическим «барокко»...
2 недели назад
«Шедевр» (2018): художник и галерист играют в русскую рулетку с арт-рынком
Аргентинская трагикомедия показывает: когда искусство и капитализм заходят в бар, выйти в здравом уме удается не всем. Что будет, если свести в одном кадре стареющего холерика с кисточкой и галериста, у которого в жилах течет не кровь, а чистый арт-рынок? В «Шедевре» этот взрывоопасный коктейль подан со вкусом и без сахара. Внимание! Будут спойлеры Режиссер Гастон Дюпра, уже знакомый зрителю по фильму «Почетный гражданин», вновь сочиняет киносценарий вместе с братом, Андресом (тем самым, который в обычной жизни управляет Национальным музеем изящных искусств в Буэнос-Айресе)...
2 недели назад
О чем говорит московское молодое искусство: заметки с «Выпуска ’25»
Смотрим на дипломные работы в «Зарядье» и набрасываем коллективный портрет поколения, которое одновременно уважает традицию, иронизирует над реальностью и спокойно живет в двух мирах — офлайн и цифровом. Я успела попасть на выставку «ВЫПУСК ’25» буквально на финишной прямой — за пару дней до закрытия. Это большой междисциплинарный проект, где с 10 октября по 30 ноября здесь показывали дипломные работы молодых художников и дизайнеров Москвы — тех, кто в ближайшие годы будет создавать музейные афиши, театральные программы и заполнять креативные отделы по всей столице...
3 недели назад