Найти в Дзене

Оригинал или подделка? Секреты экспертизы произведений искусства (гость выпуска — Любовь Бутко)

Искусные подделки в мире искусства могут сиять так же ярко, как и подлинные шедевры, поэтому мы решили немного порассуждать о том, как не оказаться в плену обмана.

В этом выпуске разбираем вопросы, которые терзают как коллекционеров, так и тех, кто просто хочет украсить свой дом оригинальным предметом:

• Как отличить оригинал от подделки: от личных историй до практических советов по визуальной атрибуции и техническому анализу.

• Экспертиза – зачем и когда она нужна: узнайте, чем отличаются консультация для личного интереса и продажаи, а также на какие нюансы стоит обратить внимание при выборе специалиста.

• Рынок подделок: Разбираем, какие объекты искусства чаще всего подделывают – от фарфора и бронзы до советских плакатов и автографов космонавтов – и где можно безопасно приобрести подлинник.

Гость выпуска — Любовь Бутко, основатель и владелец арт-галереи Rarita и «Советский плакат», руководитель отделения «Искусствоведов и кураторов» в ТСХ ДПИ и эксперт с многолетним опытом, рассказывает о тонкостях оценки антиквариата и произведений искусства.

🎧 Слушайте на любимой платформе и погружайтесь в тонкости экспертизы, которая поможет избежать неприятных сюрпризов!

Расшифровка разговора

Вероника Никифорова (далее — Вероника): Привет! Сегодня мы поговорим о том, как не нарваться на подделку в бушующем океане искусства. Когда ко мне обращались за экспертизой, почти каждый раз за этим стояла какая-то сомнительная история — и я каждый раз отказывала. Давай подумаем: кто вообще такой эксперт-искусствовед? В чем заключается его работа и как он может помочь людям?

Любовь Бутко (далее — Любовь): Слушай, ну ты, мне кажется, немного нагнетаешь [улыбается]. Итак, что делать, если у тебя есть, скажем, вазочка ЛФЗ? Вроде бы простая, но хочется понять — это действительно 1965 год или новодел (ЛФЗ ведь и сами часто повторяют формы)?

Сначала надо понять, зачем тебе экспертиза. Тут три варианта:

  • Первый — просто интересно, что за вещь, и ты хочешь оставить ее себе.
  • Второй — собираешься продавать. Тогда важно не только подтвердить подлинность, но и оценить рыночную стоимость.
  • Третий — ты уже купил что-то дорогое, например, на аукционе, и хочешь окончательно убедиться, что вещь настоящая.

Когда есть понимание, «зачем», можно просто поискать экспертов в интернете. Есть два основных пути:

  • Первый — аккредитованные эксперты Минкульта. Их работа обычно недорогая, включает визуальный осмотр, иногда — технико-технологическую экспертизу. Кстати, они не имеют права работать в коммерции.
  • Второй — специалисты-искусствоведы. Кто-то по фарфору, кто-то по бронзе, кто-то по ювелирке. Они могут быть при музеях или галереях. Это визуальная атрибуция: посмотрят и скажут — стоит углубляться или нет.

Есть еще судебные эксперты — аттестованные при Верховном суде. Таких немного, и к ним обращаются в крайних случаях — например, если предмет украден или идет спор о праве собственности.

Так что задача номер один — понять, зачем тебе экспертиза. А дальше уже выбирать: к кому идти — к специалисту, эксперту Минкульта или в профильную организацию.

Вероника: Ты так детально все расписываешь, что мои драматические нагнетания просто рассыпались на фоне твоей системности!

Нейросеть рисует знатоков
Нейросеть рисует знатоков

Вероника: Я бы добавила, что вопросы атрибуции можно разделить на уровни. Первый — знаточество. Это визуальный, интуитивный анализ: седовласый дядечка в пиджаке смотрит и сразу говорит — подлинник, подделка, авторский повтор. Это насмотренность, знание и немного магии. Грубые подделки отсеиваются сразу. И такая «оптика» приходит только с опытом — когда ты видишь сотни оригиналов и сотни копий, разного времени и качества. Другой уровень — технико-технологический анализ. Его делают в спеццентрах, например, в Центре Грабаря. Там меньше знаточества, больше глубокого понимания природы материала. Можно пойти туда работать или практиковаться — и приобрести совсем другой взгляд на вещи.

Нейросеть изображает работу экспертов
Нейросеть изображает работу экспертов

Любовь: Да, я тоже рекомендую Центр Грабаря. Раньше они проводили потрясающие экскурсии в небольших группах, даже пускали в реставрационные мастерские. Можно было увидеть это закулисье — вакуумную технику, оборудование, сам процесс.

Я специалист по старой бумаге — гравюры, плакаты, букинистика — и однажды попала на реставрацию старинной гравюры. Это было очень впечатляюще, и не только для меня, но и для всех зрителей.

Что касается знаточества — все зависит от направления. Когда мне приносят бумагу, и чаще всего я сразу понимаю: оригинал это или копия. Я столько ее видела и трогала, что различаю по периоду, оттиску, краске. Возможно, мне проще, чем тем, кто работает, скажем, с бронзой. Все зависит от того, что именно интересует владельца или коллекционера.

Иногда все проще. У меня есть лекция о том, как определить подделку советского плаката. Я приношу оригиналы из своей коллекции и показываю на примерах. Люди часто путают эскиз, оригинал, репринт. А ведь даже плакат можно разложить на пять признаков.

Сначала — смотрим, не иллюстрация ли это, например, с обложки «Огонька». Второй пункт — размер. У оригинала он всегда стандартный. Если у вас лист А4, а должен быть 60 на 90 — это уже не оригинал. Потом — выходные данные. Там все обычно указано: если это официальная копия, будет написано, что, например, переиздано Лениздатом в 1966 году, а сам плакат — 1941 года. Дальше — бумага, тираж, техника печати. Берем лупу: если плакат якобы 1930-х, а у него растр — значит, подделка. Я это объясняю на примерах.

Помню случай в Петербурге — позвали посмотреть плакат. Визуально — авангард, отличная композиция. Но я сразу заметила, что размер не тот. Хотя я раньше этот плакат вживую не видела, знала, как он должен выглядеть. Оказалось, это фотография оригинала, напечатанная и мастерски отреставрированная. Все сделано профессионально: специальный клей, основа, подрезка. Когда мы положили его под свет, стало видно, что нижняя часть «поехала» — потому что оригинал был крупнее. Владельцы, конечно, расстроились: на рынке такой оригинал стоил бы 400–450 тысяч рублей.

Кстати, важно: покупая предмет, просите документы. В нашей галерее все проходит атрибуцию, выдается описание с фото, чек, счет. Это не «сертификат», как многие говорят, а полноценная экспертиза. За 20 лет у нас не было случаев, чтобы предмет оказался «не тем».

Если вы покупаете где-то еще — обязательно берите документы. Это ваша гарантия. Без них трудно предъявить претензию. А если что-то вызывает сомнение — зовите эксперта. Это не конфликтная ситуация, а нормальная практика. Как с феном: если не работает, идете в магазин. Так же и с искусством — вы должны понимать, что покупаете. Потому что со временем эти вещи становятся только ценнее. А если это не оригинал — смысла в таком приобретении немного.

Покупая с рук, вы рискуете. Лучше заранее договориться: если окажется не то, чтобы можно было вернуть. Особенно если вы сомневаетесь. Так что покупая любой предмет, даже в мастерской художника, заключайте договор. Простой договор купли-продажи — уже защита: и с точки зрения авторского права, и в случае перепродажи.

Алина Максимова (далее — Алина): Какие направления в искусстве подделывают чаще всего?

Любовь: Подделывают то, на что стабильно есть спрос: фарфор, бронзу, иконы. Причем не то, что модно сегодня, а то, что давно признано коллекционерами.

Важно понимать разницу: реплика — это, например, ваза ЛФЗ 1965 года, повторенная самим заводом в 1996-м. А подделка — это то, что делают «под старину», пытаясь выдать за оригинал. Причем речь не только о «старье» — подделывают и художников конца XX века.

Фарфор — одна из самых подделываемых категорий. Я видела вещи, где все на первый взгляд прекрасно: клеймо подглазурное, аккуратная реставрация. Но, скажем, золото нанесено штампом, а не вручную — и для специалиста это сразу сигнал. Или вот случай: ваза, якобы времен Николая II, с заключением от известного центра. В документе — много историй, но ни слова о трещине на корпусе и утраченных ручках, замененных странными «крылышками». Это уже не подделка, но пример плохой экспертизы. А ведь такие детали — основа: состояние, клеймо, материалы, техника исполнения.

Помимо фарфора, активно подделывают иконы. С бронзой все сложнее: она разная по регионам и эпохам, требует серьезной насмотренности. Ювелирка — еще одна рискованная сфера: старинные вставки часто заменяют современными, причем не всегда — на драгоценные.

В любом случае сначала нужно мнение специалиста — хотя бы визуальный осмотр, а дальше при необходимости — технико-технологическая экспертиза.

Что касается «выгодной перепродажи»: в этих сферах дешево хороший предмет не купить. Рынок устоялся, цены известны. Да, можно вложиться — предмет не подешевеет. Но «вдруг» заработать на перепродаже — вряд ли. Это уже не стихийный рынок.

Вероника: В общем, как золото. Не заработать, не обогнать инфляцию, но меньше нервничать.

Любовь: Да, не потерять — и спать спокойно.

Нейросеть по моему описанию рисует антикварную лавку
Нейросеть по моему описанию рисует антикварную лавку

Вероника: Тогда такой вопрос: с какой суммы вообще имеет смысл делать экспертизу? Ну, допустим, человеку досталось наследство — вроде бы фарфоровая вещица, но кажется, что это не просто «вазочка с Авито». Когда предмет уже больше, чем просто интерьерная штука? И куда с этим идти, сколько это стоит?

Любовь: Вопрос непростой. Есть две категории людей. Первые — те, кто что-то случайно нашел или купил, вообще не разбираясь в теме. Нашел, скажем, книгу 1890 года и думает: раритет, должно стоить кучу денег. Но чаще всего это обычное массовое издание, в плохом состоянии, и цена — если повезет — пара тысяч рублей. Такие книги букинисты, как правило, не берут.

Если вы уже немного в теме — например, нашли олимпийскую вазу и видите, что она как у всех, с мишкой или кольцами — можно посмотреть цену в интернете: три, пять, десять тысяч. Экспертиза в этом случае не нужна. Но если ваза явно необычная, с ручной росписью, нестандартной формой — тогда стоит показать специалисту. Иногда такие вещи делались по спецзаказу — и это уже совсем другой уровень.

Но бывают и разочарования. У меня, например, есть декоративная ваза с Гагариным — красиво расписанная, но я сразу поняла, что это подделка. Просто стоит в офисе, ставим в нее цветы. Если такую вазу увидит неспециалист, может подумать, что это раритет. Но стоит взглянуть на клеймо — и сразу понятно: форма 80-х годов, а надпись про 1962-й. Все ясно. Иногда достаточно просто отправить фото специалисту — и сразу станет понятно, стоит ли дальше разбираться.

Алина: Если человек хочет купить вещь с прицелом на перепродажу и ему важна подлинность — риск нарваться на подделку всегда есть. Особенно если он не специалист. Где чаще всего попадаются подделки? Блошиные рынки — это добро или зло?

Вероника: Кто не мечтает на барахолке найти Святой Грааль, который кто-то продает за 300 рублей, и после этого жизнь станет совсем другой? Эти мечты посещают многих. Вдруг грузовик с мороженым перевернется именно на нашей улице? [улыбается]

Любовь: В Москве есть крупные рынки, передвижные блошки, интернет-площадки. Самый рискованный вариант — уличная блошка. Например, Измайлово. Там не новички — продавцы прошли огонь и воду, отлично знают, что продают, и просто так за копейки ценную вещь не отдадут.

Однажды мне понравились дверные ручки из бронзы и стекла. У продавца все выглядело как развал, но стоило начать разговор — он легко называл завод, дату выпуска. Абсолютный профессионал, несмотря на вид.

Надеяться найти ценную вещь дешево — немного наивно. Даже если бабушка что-то принесла с чердака, к ее лотку уже в шесть утра десять раз заглянули. А вы придете к полудню и купите это же — но уже у перекупа.

Блошиный рынок глазами нейросети
Блошиный рынок глазами нейросети

Большой риск — с керамикой: среди них полно копий и современных «старинок». Например, тарелки с авангардом: выглядят как из 1920-х, а сделаны в 1997 году. И дяденька, что их продает, прекрасно знает, что у него и за сколько.

На блошках вроде Тишинки часто бывают знающие продавцы. Но можно и выгодно купить — особенно стекло. Те же лафитники: в салоне — 50 тысяч, а на рынке можно сторговаться за 27–30. Продавцы там бывают не профи, а скорее коллекционеры. Хотя есть и стенды с узкой специализацией — например, продавец сосредоточен на массовой продукции фарфора и фаянса Кузнецова. С такими можно говорить предметно.

Если покупаете в салоне или галерее — вы защищены. Есть документы, описание, и всегда можно вернуть вещь. Да, говорят, что по закону возврат 14 дней, но на деле уважающие себя продавцы не будут спорить. Если клиент сомневается — часто деньги возвращают без лишних разговоров.

Вероника: Про денежки: сколько стоит добрый совет от эксперта? Сколько стоит экспертное заключение?

Любовь: Важно иметь знакомого специалиста — он может просто взглянуть и сказать: «Оставь это, не трогай». Или объяснит, что перед вами. Такая консультация обычно бесплатна. А вот полноценная экспертиза — уже платная: визуальный осмотр начинается от 5 тысяч рублей. За эти деньги эксперт смотрит, трогает, нюхает, изучает в лупу и дает первый вердикт. Если уверен — сразу скажет: «Подделка, забудь». Если сомневается — предложит полноценное исследование.

Особенно это актуально для живописи: мазки похожи, холст старый, но подпись смущает. Эксперт может заметить: «В это время художник расписывался иначе». Тогда предлагают технико-технологическое исследование: сканирование, анализы, пробы — от 150 тысяч рублей и выше. Например, за осмотр битой, но оригинальной дорогой вазы, про которую я рассказывала выше, взяли 70 тысяч — за так называемую «экспертизу».

Поэтому всегда читайте, что написано в документе. Если непонятно вам — покупателю тем более не будет понятно. Экспертиза должна давать четкие ответы: это оригинал или нет? А не расплывчатое: «возможно, такой-то предмет, но были и другие формы».

Так что суммы начинаются от 5 тысяч и могут доходить до сотен. Если предмет музейного уровня — экспертиза может занять месяцы, даже год, и стоить очень дорого.

Ко Дню космонавтики интересно вспомнить про экспертизу автографов. Сейчас подписи космонавтов — Гагарина и других — популярны как подарки, элементы интерьера, коллекционные вещи. Их стало много, и возник вопрос подлинности.

Если автограф стоит 30–50 тысяч рублей, экспертиза оправдана. Можно начать с визуального осмотра: знающий эксперт по бумаге и технике печати сразу скажет, что к чему. Главное — подпись. Живой автограф Гагарина, например, — ценность. Опытный специалист сразу увидит, что подпись, например, переведена через стекло или имитирована другим способом. Технико-технологическая экспертиза — сложнее. Отличить чернила 1981 года от ручки 1983-го трудно, иногда невозможно, особенно если состав одинаковый. Тогда анализируют нажим, ширину линии — тонкая работа, и может стоить дороже самого предмета.

Автографы XX–XXI веков часто вызывают сомнения. Я бы советовала покупать их у проверенных коллекционеров или галерей, где известен провенанс и выдаются документы. Только так можно быть уверенным в подлинности. Покупка автографа Гагарина на Авито — это, мягко говоря, зона риска.

Антиквар в своей лавке – иллюстрация нейросети
Антиквар в своей лавке – иллюстрация нейросети

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Об искусстве за час: 10 книг для вечернего чтения

Искусство делиться впечатлениями: как говорить о книгах увлекательно

Отведайте прошлое: 5 дореволюционных рецептов блюд

Смех и краски: 5 историй из жизни художников

Как смотреть на искусство — и действительно видеть его

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗