Большинство электромобилей сегодня используют машины с радиальным потоком. Однако история электрических машин показывает, что на раннем этапе существовал и другой принцип: двигатель с осевым потоком. И вот эта альтернативная конструкция электродвигателя сейчас снова в центре внимания разработчиков.
Но почему не было последовательного продолжения топологии осевого потока, если она дает такие преимущества, как повышенная удельная мощность? Как обычно и бывает, причина в высокой стоимости. Согласно записке исследовательской группы проекта Maxima ("Модульный двигатель с осевым потоком для автомобилестроения"), машины с синхронизацией осевого потока (AFSM), представленные в настоящее время на рынке, могут быть очень эффективными, но будут охватывать только нишевый рынок из-за их высокой себестоимости производства.
А потому пока двигатели с осевым потоком можно найти лишь в дорогих спортивных автомобилях. Например, в гибридных моделях SF90 и 296 GTB Ferrari использует двигатели с осевым потоком британской компании Yasa, которую в 2021 году приобрел. Mercedes-Benz. И вот Mercedes-Benz Vision One-Eleven уже оснащен двумя такими электромоторами от Yasa. Двигатель с осевым потоком также используется в шоу-каре Mercedes-AMG Vision AMG. Yasa также не гнушается сотрудничества с конкурирующей Lamborghini. Британцы поставляют двигатель с осевым потоком для гибридных спорткаров Revuelto и Temerario.
Но теперь подобные моторы должны стать более доступными. Французский поставщик Valeo и китайская технологическая компания PanGood представили совместную разработку нового мотор-генератора с осевым магнитным потоком на выставке Auto Shanghai 2025. Электромашина 2-в-1 объединяет двигатель и инвертор в компактное и масштабируемое решение. Его архитектура должна подходить для всех типов электромобилей, особенно, для электромобилей с повышенной дальностью пробега (EREV), которые имеют очень хорошие перспективы роста на автомобильном рынке Китая.
Исследовательский проект Maxima также работает над широкомасштабным использованием технологии осевого магнитного потока. Его цель - разработать доступный AFSM для автомобильной промышленности, который обеспечит улучшенные характеристики и будет использовать меньше критических редкоземельных металлов. Проект финансируется ЕС, в него входят одиннадцать исследовательских групп и компаний из шести европейских стран. К 2027 году планируется изучить более дешевые AFSM.
* Электромашинами принято обобщенно называть электромоторы и генераторы