1980-е. Гражданская авиация СССР достигла своего пика, перевозя более 100 миллионов пассажиров в год. Ил-62, Ту-154, Ил-86 — отличные самолеты, но уже отстающие от зарубежных конкурентов в экономичности.
Ильюшинцы взялись за работу в 1985-м. Никакого полумера — сразу замахнулись на машину, способную вместить до 300 пассажиров и лететь без посадки через океан.
Создавалась машина на стыке двух эпох. Задумывалась при стабильном Советском Союзе, а первая серийная партия сошла с конвейера уже в России.
Юрий, один из ведущих конструкторов, рассказывал мне: «Мы делали план будущего. Представляешь, мы электронику доводили до ума, пока заводы один за другим останавливались. Комплектующие искали по всей стране. Но машину всё равно сделали.».
Первые тесты
«Разбежаться на сто метров — полететь на тысячи километров», — так говорил о самолетах один из инструкторов. Ил-96 разбегался долго — первый полет состоялся в 1988-м, сертификацию прошёл только к 1992-му, а пассажиров начал возить в 1993-м.
Чтобы понять масштаб, представьте: через месяц самолет проверят при -50°C в Якутске, а через две недели — при +45°C в Ташкенте. И он работает так же безотказно.
Во время сертификационных полётов Ил-96 установил рекорд: Москва — Петропавловск-Камчатский — Москва за 18 часов 9 минут без посадки. 14 800 километров — больше, чем расстояние от Москвы до Нью-Йорка и обратно!
За тридцать лет было выпущено всего 25 летательных аппаратов
Почему так мало? Не потому, что плохой самолет — наоборот, он слишком хорош во многих аспектах. Но экономика всегда побеждает инженерию.
«Шесть штук в Аэрофлоте, три — в Домодедово, остальные — либо на хранении, либо в спецотряде. Обидно», — так говорил мне пилот в 2005-м, когда стало ясно, что массовых поставок больше не будет.
Четыре двигателя — это надежность, но и двойной расход топлива по сравнению с двухдвигательными конкурентами. Когда в начале 2000-х цены на керосин пошли вверх, бухгалтерия подвела черту: использовать Ил-96 стало слишком накладно.
А потом правительство отменило пошлины на ввоз иностранных широкофюзеляжных лайнеров.
В 2014-м «Аэрофлот» выполнил последний регулярный рейс на Ил-96. Уходила целая эпоха.
«Борт №1»
Есть в истории Ил-96 и светлые страницы. В 1995 году этот самолет был выбран в качестве президентского самолета. Когда речь идет о перевозке первых лиц государства, экономия идет на второй план. Главное — надежность и безопасность. А с этим у Ил-96 всегда был полный порядок.
«Четыре движка, тройное резервирование всех систем, две независимые гидросистемы — он и с двумя отключенными двигателями нормально летит. Какой еще план даст такой запас прочности?» — объяснил мне инженер спецотряда.
Сейчас в лётном составе спецотряда 11 самолётов Ил-96, некоторые — в уникальной комплектации. Там есть конференц-залы, спальни, душевые кабины, защищённые линии связи. Самолёт буквально превращён в летающий центр управления.
Производство для спецотряда продолжается и сейчас: по одной-две машины в год. Воронежский авиазавод работает над этими заказами.
Осенью 2012-го судьба забросила меня на Кубу
Каково же было мое удивление, когда в аэропорту Хосе Марти я увидел знакомый силуэт! Ил-96 в ливрее Cubana de Aviación готовился к рейсу в Мадрид.
«Откуда у вас эта машина?» — спросил я.
«Аэрофлот продал. Хороший план, муй буэно! — с гордостью ответил Кубинец. — Летает в Европу, в Южную Америку. Надёжный, как танк!»
Для Кубы покупка Ил-96 стала настоящим спасением. Новые западные лайнеры им недоступны по внешним причинам, китайские ещё не вышли на рынок, а наши — вполне по силам.
Правда, из трёх машин сегодня летает только одна. Остальные разбирают на запчасти — с каждым годом поддерживать их в рабочем состоянии всё сложнее. Но даже сейчас кубинский Ил-96 — последний в мире такого типа — выполняет рейсы.
В 2010-х наши авиастроители предприняли ещё одну попытку
Появилась модификация Ил-96-400М с удлинённым фюзеляжем и новыми двигателями.
«Знаешь, это как встретить старого друга, который вдруг помолодел лет на двадцать, — делился впечатлениями один инженер-испытатель. — Та же надежность, но с новой начинкой. Просторнее, тише, современнее».
На бумаге всё выглядело прекрасно: до 370 пассажиров на борту, обновлённая авионика, улучшенная динамика аэродинамики. Но экономика снова вмешалась. Четырёхдвигательная схема по-прежнему проигрывала двухдвигательным конкурентам по расходу топлива.
Первый полёт Ил-96-400М состоялся только в 2023 году — с опозданием на несколько лет. Испытания прошли успешно, но в Ростехе честно признают: топливная эффективность и проблемы с комплектующими делают коммерческие перспективы туманными.
«Скорее всего, это будут машины для госавиации — сказал мне источник в ОАК. — По пассажирским линиям они вряд ли выйдут массово».
Глядя на историю Superjet 100 и МС-21, понятно: даже при мощной господдержке вывести новый самолет на рынок невероятно сложно.
Абсолютная безопасность
За 30+ лет эксплуатации не произошло ни одного происшествия с участием Ил-96. Это уникальный случай для тяжёлого пассажирского самолёта с таким стажем.
«У нас после каждого полёта было правило — обходить самолет, — вспоминал бывший командир Ил-96. — Заглянуть в каждый уголок, потрогать каждый агрегат. Машина реагировала на внимательность. Никогда не подводила».
Такая безопасность добивалась сознательным многократным дублированием всех систем. Ил-96 мог лететь даже при отказе от половины оборудования, а вот западные аналоги не могли таким похвастаться.