Найти в Дзене
Автора можно поддержать разовым переводом
Поддержите автораПеревод на любую сумму
ПАЗики, ЛиАЗы и ЛАЗы. Легенды советских маршрутов, о которых многие забыли
ПАЗ-672 появился в результате глубокой модернизации предыдущей модели ПАЗ-652. Павловский автобусный завод взял за основу шасси ГАЗ-53 и создал компактный городской автобус. Двигатель ЗМЗ-672 рабочим объемом 4254 кубических сантиметра развивал 120 лошадиных сил при 3200 оборотах в минуту. Крутящий момент 284 Нм при 1800–2000 оборотах. Для автобуса массой 6500 килограммов это давало вполне приличную динамику. Разгон до 60 км/ч занимал около 25 секунд, максимальная скорость составляла 80 км/ч. Сцепление сухое, однодисковое, с пневматическим приводом выключения...
5 часов назад
Почему история легендарного ЗИЛ закончилась на 130-й модели? Завод, не переживший нулевые
Завод основали в 1916 году московские предприниматели – акционерное общество "Кузнецов, Рябушинские и Ко". Первоначально занимались ремонтом автомобилей и сборкой по итальянской лицензии грузовиков FIAT 15 Ter. После предприятие в 1924 году возглавил Иван Лихачев. При нем начался серийный выпуск первого советского грузовика АМО-Ф-15 – копии того же итальянского Фиата. Дед рассказывал, что его знакомый работал шофером в тридцатые годы на АМО-3. "Машина капризная была, часто глохла. Но все равно лучше, чем на лошадях возить", – говорил он...
318 читали · 1 день назад
Импорт под грифом "секретно": японские машины, которые «гоняли» в СССР
В 1962 году Госплан столкнулся с проблемой. План лесозаготовок рос, а техника не справлялась. МАЗ-509 в тайге ломался каждые две недели. КрАЗ-255 расходовал 60 литров солярки на сотню километров. БелАЗ-540 не мог возить больше 40 тонн. Министр лесной промышленности Александр Коробов подписал записку в Политбюро. Суть простая – без современной техники план не выполнить. Предложил закупить образцы зарубежных машин для изучения. После 1945 года их автопром развивался быстро. Машины делали качественные, но не такие дорогие, как американские или немецкие...
1285 читали · 1 день назад
Начало эры «копейки»: как мы впервые увидели ВАЗ-2101
Машину делали по лицензии итальянского Fiat-124. Но когда итальянский автомобиль испытывали на полигоне под Дмитровом, он быстро сломался. Кузов треснул, подвеска не выдержала ям, печка не грела в мороз. Инженеры ВАЗа переделали много деталей. Кузов усилили — добавили ребра жесткости в пол и стойки. Пружины подвески сделали толще, амортизаторы — крепче. Вместо задних дисковых тормозов поставили барабанные — проще чинить. Печку увеличили в размерах. У Fiat-124 радиатор отопителя был маленький, для итальянского климата...
391 читали · 1 день назад
Представительский автопарк соцстран: на чем ездили вожди социализма в Европе и Азии
До 1948 года Сталин ездил на американском Packard. Машина досталась еще, когда идеологические соображения не мешали практическим решениям. К концу сороковых ситуация изменилась. На ЗИСе создали первый советский представительский автомобиль – ЗИС-110, а на его базе бронированный ЗИС-115. Сталин пересел на отечественную машину, подавая пример другим. С начала пятидесятых ЗИС-110 и ЗИС-115 начали поставлять в социалистические страны. Черные лимузины стали официальным транспортом от Варшавы до Пекина...
1156 читали · 2 дня назад
Чем Jawa был лучше советских мотоциклов: «ИЖ», «Восход», «Минск»
Поставки мотоциклов из Чехословакии начались в 1958 году по соглашению стран Совета экономической взаимопомощи. Чехи отправляли готовую продукцию, получали взамен советское сырье. Завод основал Франтишек Яничек в 1929 году под Прагой. Название составили из первых букв фамилии владельца - JAwa. Первые модели собирали из покупных деталей, к 1932 году наладили производство собственных двигателей. В 1937 году освоили выпуск 350-кубовых машин с четырехтактными моторами. До конфликта с Германией завод выпускал 3–4 тысячи мотоциклов ежегодно для внутреннего рынка...
1167 читали · 2 дня назад
Прожорливый, но любимый: история ЛиАЗа-677, который уже в те годы был оснащен АКПП
В 1968 году начался выпуск ЛиАЗ-677. Первый ЛиАЗ увидел на остановке "Центральный рынок" осенью 1972 года. Автобус был длиннее привычных ЗИЛов — на полтора метра. Двери шире, окна больше. Внутри места было больше. Водителем на нашем маршруте работал дядя Гриша. Ездил на ЗИЛ-158 с 1965 года. Когда пересел на ЛиАЗ, говорил: "Другая машина совсем. Легче управлять". ЗИЛ-158В выпускали с 1957 года. Длина 9 метров, помещалось 60 пассажиров. Двигатель стоял справа от водителя, шесть цилиндров, 109 лошадиных сил...
1218 читали · 3 дня назад
СССР против группы B: советская Восьмерка, которая на голову опережала иномарки
В начале 1980-х в автоспорте СССР произошли важные изменения – появился девятый класс раллийных автомобилей, который разрешал существенно модифицировать стандартные машины. Раньше наши инженеры работали в серьезных рамках: большие изменения в конструкции не разрешались, что сильно ограничивало возможности. Наши спортивные автомобили хоть и отличались от серийных моделей, но значительно уступали зарубежным машинам, особенно тем, что выступали в международной раллийной группе B. Там соревновались полноприводные автомобили с моторами мощностью до 350 л...
3 дня назад
Как ИЖ-14 проиграл "Ниве": забытая альтернатива советскому внедорожнику
В 1972 году директор Ижевского автозавода Владимир Петров получил задание разработать новый внедорожник. Страна активно осваивала Сибирь, строила БАМ. Нужна была проходимая техника для гражданских нужд. ГАЗ-69 к тому времени устарел – выпускался с 1953 года практически без изменений. УАЗ-469 был машиной для нужд страны, поэтому для гражданского использования не очень подходил. ВАЗ-2121 "Нива" только готовилась к производству. Главным конструктором назначили Николая Слесаренко. До этого он занимался мотоциклами, имел опыт работы с компактной техникой...
505 читали · 3 дня назад
ЗАЗ-968М: попытка обновиться, которая так и осталась попыткой
В начале семидесятых конструкторы ЗАЗа понимали – нужно что-то делать с устаревшим 968-м. Жигули вот-вот должны были появиться, и на их фоне «Запорожец» выглядел бы совсем устарелым. Главный конструктор Юрий Сорочкин ставил задачу серьезно обновить машину. На опытных образцах пробовали подвеску МакФерсон – как на европейских автомобилях. Испытывали дисковые тормоза спереди, новые варианты двигателя. Особенно интересным был форсированный мотор 1,2 литра мощностью 50 лошадиных сил. Степень сжатия 8,4, карбюратор ДААЗ вместо простого К-133...
2654 читали · 4 дня назад
Двигатель на полвека: как один советский мотор пережил три поколения машин
Недавно разбирал гараж и наткнулся на старые журналы. Листаю старые журналы семидесятых годов, а там статья про новую «Волгу» ГАЗ-24. И вспомнил, как отец объяснял мне устройство мотора на этой машине. Тот же самый двигатель стоял и на первой «Волге» 1957 года, и на УАЗике, который покупал знакомый в девяностых. Удивительная штука – этот мотор прожил больше пятидесяти лет. Менялись эпохи, закрывались заводы, а он все работал и работал. В середине пятидесятых на ГАЗе готовили новую представительскую машину «Волгу»...
1840 читали · 4 дня назад
Как советская «Харьковчанка» превзошла американский Snow Cruiser на полях Антарктиды
В 1984 году был с репортажем в КБ транспортного машиностроения. Ведущий конструктор Михаил Кравченко показывал архивные материалы по полярным вездеходам. "Вот американский Snow Cruiser 1939 года, - разложил он чертежи на столе, - а это наша Харьковчанка 1958-го. Видишь, как по-разному подошли к задаче?" Тогда узнал историю создания техники для самых серьезных условий. Михаил участвовал в доработке полярных машин в шестидесятых. Рассказывал, как испытывали каждую деталь на морозостойкость, как решали проблему запуска двигателя при минус 60 градусах...
845 читали · 5 дней назад