Найти в Дзене
Петр Власов

Американские истребители Р-36 и Р-40 (02). «Ястреб» на службе и его асы

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРОДОЛЖЕНИЕ, начало ЗДЕСЬ

ВВС США

Всего в 1938 г. Авиакорпус США получил 210 истребителей Р-36 в вариантах «А» и «С». Ими вооружили четыре истребительные группы (каждая по три эскадрильи). Первой Р-36 получила 20-я PG (Pursuit Group – группа перехватчиков), за ней – 1-я и 8-я PG; последними Р-36 появились в 16-й PG, базировавшейся в зоне Панамского канала. В начале 1941 г. около 40 Р-36 были доставлены авианосцем «Энтерпрайз» на Гавайи; они вошли в 15-ю и 16-ю PG.

К моменту вступления США в войну (декабрь 1941) самолеты Р-36 в американском Авиакорпусе считались уже устаревшими, и в большинстве служили в качестве учебных. Однако в отдаленных районах - на Аляске, в зоне Панамского канала и на Гавайях - они все еще входили в боевые эскадрильи.

-2

В момент атаки японцев на Пёрл-Харбор 39 боеспособных Р-36С стояли на аэродромах Уилер-Филд и Халиива – в основном с пустыми баками; из них лишь пять машин дежурного звена смогли подняться в воздух. Летчики Расмуссен и Сандерс расстреляли два торпедоносца «Накадзима» B5N, одержав первые победы армейской авиации США во Второй Мировой войне. В том же бою погиб летчик «Ястреба» Стирлинг, сбитый японским воздушным стрелком; еще один Р-36 по ошибке сбили американские зенитчики. Но основные потери янки понесли на земле, При штурмовке авиабазы Уилер японцы уничтожили большое число самолетов, в том числе 10 истребителей «Кертисса»; еще 11 Р-36 получили повреждения. На этом самолеты Р-36 с американскими белыми звездами на крыльях участие в войне и закончили.

ВВС Франции

-3

В ВВС Франции полученные самолеты «Hawk» 75А в соответствии с французской системой обозначений были переименованы в Н.75С1. Весной 1939 г. ими начали перевооружать 4-ю и 5-ю истребительные эскадры. 8 сентября 1939 г. самолеты Н.75С1 группы GC.II/4 сбили 2 Bf.109Е, ставших первыми победами авиации союзников. Всего Armee de I'Air получила 266 (по другим сведениям 316) Н.75А разных модификаций. К маю 1940 г. на Н.75С1 летало 4 группы, пятая (GC.II/2) получила такие машины в начале июня.

-4

Несмотря на то, что «Кертисс» уступал Bf.109Е в скорости, его прекрасная маневренность давала значительный шанс на победу. В итоге Н.75С1 стали лучшими французскими истребителями: до июня 1940 г. их пилоты одержали 230 подтвержденных и 81 вероятную победу, потеряв в воздушных боях только 29 своих самолетов. Из 11 французских асов, записавших на свой счет более 5 побед, 7 летало на Н.75С1 (5 из них - в группе GC.I/5). Хотя H.75С1 составлял всего 12,6% одноместных истребителей ВВС Франции, на его долю пришлась почти треть воздушных побед в Битве за Францию в 1940 году.

-5

Еще до заключения перемирия эскадрильи, оснащённые H.75, во избежание захвата самолетов немцами были эвакуированы во французскую Северную Африку. Перешедшим под контроль коллаборационистского правительства Виши, уже в начале июля 1940 этим Н.75С1 пришлось вступить в боевые столкновения со вчерашними союзниками – британскими самолетами. Тогда англичане «на всякий случай» атаковали французскую военно-морскую базу в Алжире Мерс-Эль-Кебир. В сентябре 1940 Н.75 вновь схватились с англичанами – теперь уже в ходе битвы при Дакаре.

-6

Всего в составе ВВС Виши сохранилось 3 группы Н.75С1 - 2 в Марокко и 1 в Сенегале. В ноябре 1942 г. марокканские группы принимали участие в попытке отражения высадки американских войск. В боях с палубными F4F-4 было сбито 7 американских машин, но потеряно 15 Н.75С1. Впоследствии уцелевшие «Кертиссы» использовались ВВС Свободной Франции только в учебных целях, а перешедшие на сторону союзных войск французские эскадрильи с начала 1943 г. перевооружились на Р-40 и Р-39.

ВВС Великобритании

-7

Накануне капитуляции Франции не все французские Н-75 эвакуировались в Северную Африку – некоторые летчики, жаждавшие продолжить борьбу против немцев, перелетели на своих самолетах в Великобританию. Эти истребители вместе с частью первого норвежского заказа, и дополненные новыми «Хоками» модификации А-4, только что прибывшими из США (после поражения Франции вся заказанная ей боевая техника была «переадресована» Соединенному Королевству), составили довольно внушительную цифру: 229 экземпляров. Все они были включены в состав британских Королевских Воздушных Сил под общим названием «Mohawk». При этом каждая модификация получила свой цифровой индекс - римскую цифру после названия самолета. Н.75А-1 стал называться «Mohawk» Mk.I; Н.75А-2 и Н.75А-6 - «Mohawk» Mk.II, а Н.75А-3 - «Mohawk» Mk.III. Все истребители были перевооружены пулеметами «британского» калибра 0.303 дюйма (7,7 мм), перекрашены согласно английским стандартам и собраны на складах в качестве резерва RAF.

-8

Самые новые самолеты модификации А-4 («Mohawk» Mk.IV), имевшие наилучшие из всех «Ястребов» летно-технические характеристики, подверглись более основательной доработке: помимо пулеметов, их оснастили английскими приборами, прицелами, радиостанциями, и даже установили лобовые бронестекла кабин, и зеркала заднего вида. Боеготовые самолеты распределили по вспомогательным частям RAF. В декабре 1940 года 20 таких машин включили в состав 3-й эскадрильи Южно-Африканских Воздушных Сил (SAAF); осенью 1941-го SAAF получили еще 56 «Mohawk». В октябре-ноябре того же года эти истребители участвовали в боевых действиях Восточноафриканской кампании - против итальянских колониальных сил в Эфиопии (при этом один самолет был потерян), затем – в битве при Гондаре. Впоследствии «Mohawk» осуществляли противовоздушную оборону африканских колоний Великобритании, патрулируя вдоль побережья Индийского океана; а в 1943 году их сменили в SAAF на более современные истребители Р-40.

Еще 12 «Mohawk» в октябре 1941 года получили ВВС Португалии - по условиям англо-португальского договора о военном сотрудничестве. Эти «Ястребы» вошли в состав эскадрильи, базировавшейся на Азорских островах.

Другая партия британских «Mohawk» была отправлена в Индию, где ими вооружили 5-ю и 155-ю эскадрильи Королевских ВВС. Полученные в конце декабря 1941 «Ястребы» 5-й эскадрильи RAFавиабазы Дум-Дум под Калькуттой долгое время были единственными относительно современными истребителями союзников в Северо-Восточной Индии. В мае 1942 года при наступлении японцев на Бирму 5-я эскадрилья перебазировалась в Ассам, где выполняла задачи ПВО и сопровождала рейды бомбардировщиков. Активность японской авиации здесь была невысокой, и лишь через два месяца пилот «Mohawk» одержал здесь первую победу - сержант Гарнетт сбил истребитель Ki-27.

-9

В январе 1943-го 5-я эскадрилья перешла к штурмовкам японских речных и прибрежных судов; впрочем, самолет проявил себя в этой роли неважно. Слабое пулеметное вооружение оказалось неэффективным против морских целей. Зато при встречах с воздушным противником «Mohawk» вполне могли постоять за себя. Например, 30 марта четверка «Ястребов» в схватке с шестью японскими истребителями Ki-43 сбила два самолета, потеряв один. А июне 1943 года 5-я эскадрилья перевооружилась на пушечные «Харрикейны».

155-я эскадрилья, сформированная в Пешаваре, получила «Mohawk» в августе 1942 года, а к боевым действиям приступила в сентябре. Она занималась охраной морских конвоев и противовоздушной обороной Мадраса. При этом английские летчики 155-й эскадрильи 10 ноября без потерь со своей стороны сбили два истребителя Ki-43, а 5 декабря – еще 2. В январе 1943-го эскадрилья переклассифицировалась в разведывательно-штурмовую, и в этом качестве провоевала на «Mohawk» еще год, став подразделеним, применявшим «семьдесят пятых» дольше всех в RAF. Лишь в январе 1944-го эскадрилья перевооружилась с «Mohawk» на «Спитфайры» Mk.VIII…

ВВС Финляндии

-10

Как уже говорилось в предыдущей статье, Финляндия в течение 1941-1943 гг. несколькими партиями приобрела у Германии доставшиеся той в качестве трофеев 44 Н-75 разных модификаций (36 бывших французских и 8 норвежских). Все эти самолеты были сосредоточены в одной эскадрилье HLeLv.32, и приняли участие в боях с советской авиацией.

-11

Финские пилоты Н-75 высоко оценили американские машины, заявив о большом количестве одержанных на этом самолете побед - по некоторым сведениям до 190, при потере всего 15 Н-75 (впрочем, заявки финских летчиков значительно превосходят реальное количество потерянных в боях на этом фронте советских самолетов).

После выхода Финляндии из войны в декабре 1944 года HLeLv.32 была расформирована, и уцелевшие «Кертиссы» оказались в разведывательной эскадрилье TLeLv.16; а затем их перевели в учебные подразделения.

ВВС Голландии

-12

Как уже говорилось, голландцы так и не дождались появления в Европе ни одного из 24 заказанных Н.75А-7. Однако голландским «Ястребам» все же довелось принять участие в боевых действиях, хотя и на другом краю планеты. После молниеносного захвата Голландии немецкими войсками заказанные самолеты прямо из США отправили на Дальний Восток, где они вошли в состав ВВС Голландской Ост-Индии (ныне - Индонезия). В марте 1941 года машины прибыли на Яву и поступили на вооружение отряда 1-VIG-IV. Правда, кначалу японского вторжения в Ост-Индию в строю осталось только 16 машин (остальные списали из-за поломок двигателей). Их и применили в боях против японцев; но без особых успехов,

-13

Эти самолеты участвовали в боевых действиях над Малаккой, Суматрой и Явой, довольно успешно бомбили железную дорогу. Но 21 декабря из четырех самолетов, вылетевших на штурмовку японских военных объектов, вернулся только один. В январе 1942-го были потеряны еще пять машин. А 3 февраля командир отряда 1-VIG-IV полковник Боксман повел четверку «Хоков» на перехват японских бомбардировщиков, шедших под прикрытием истребителей «Зеро» к городу Сурабая. Ему удалось сбить двухмоторный «Мицубиси» G3M-2, но истребители эскорта тем временем расправились с его ведомыми. На аэродром Боксман вернулся в одиночку. Последние голландские «Хоки» были уничтожены при налете на аэродром 5 февраля 1942 года.

ВВС Норвегии

-14

Из заказанных Норвегией 24 истребителей Н.75А-6 до вторжения немцев в эту страну было получено только 12 машин. Из них 4 погибли под бомбами в день вторжения, остальные были захвачены немецкими десантниками и затем проданы Германией Финляндии. Остальные 12 «норвежских» Н.75А-6 вместо оккупированной Норвегии были переданы Великобритании, и включены в RAF под названием «Mohawk» Mk.III. Второй норвежский заказ на 36 Н.75А-8 в связи с оккупацией Норвегии был оставлен в США, и включен в USAAF под обозначением P-36G(лишь 6 машин передали норвежскому авиационному тренировочному центру в Канаде). Впоследствии 28 P-36G США продали Перу. Таким образом, ни один из Н-75 под опознавательными знаками Норвегии не воевал.

ВВС Китая

-15

Как уже говорилось в статье о модификациях истребителя Р-36/Н-75, фирма «Кертисс» разработала так же «низкобюджетный» вариант этого самолета, который отличался неубираемыми шасси, легкостью технического обслуживания, простотой управления, делавшей машину доступной летчикам невысокой квалификации. Китайцы, остро нуждавшиеся в истребителях, заказали 112 таких самолетов под обозначением Н-75М (правда, получили только 30 машин). Однако эти истребители, даже несмотря на свою «утилитарность», все-таки оказались чересчур сложными для китайских летчиков, обучавшихся по ускоренным программам военного времени. Тем более, что пять специально подготовленных пилотов, которые планировались на должность инструкторов по обучению новичков этому Н-75М, погибли в авиакатастрофе транспортного самолёта на пути к месту учебы. В результате большая часть этих машин была разбита неумелыми летчиками в авариях и катастрофах.

Полученными истребителями Н-75М были частично оснащены 16-я, 18-я и 25-я истребительные эскадрильи ВВС Китая, в основном продолжавшие летать на старых самолетах советского производства И-15 и И-16. Но в боях против японцев этим подразделениям успех не сопутствовал - слишком велико было количественное и качественное превосходство противника. Китайские эскадрильи несли существенные потери – и в авариях, и в боях. Типичным примером может послужить воздушный бой над Хайнанем в сентябре 1940 года, когда из 13 китайских «Ястребов», взлетевших на перехват японских истребителей и бомбардировщиков, вернулись лишь 7, а японцы не потеряли ни одной машины…

ВВС Таиланда (Сиама)

-16

Из 25 истребителей Н-75N, заказанных Таиландом, он получил только 12 машин – на остальные США наложили эмбарго из опасений, что Таиланд может выступить союзником Японии. А те самолеты, что попали в Индокитай, в конце 1940 - начале 1941 годов приняли участие в вооруженном конфликте Таиланда с французскими колониальными силами, завершившемся для Таиланда успешно. Так же в декабре 1941 Н-75N участвовали в отражении в Таиланд японского вторжения, завершившегося мирным договором о военном союзе.

ВВС Аргентины

Машины аргентинского заказа были описаны в первой статье о модификациях «Ястреба»; в боевых действиях где либо они не участвовали.

Поставки устаревших «Хоков» другим странам

В 1942-1943 гг. в связи с полной устарелостью к тому времени самолетов Р-36 США заработали на них дополнительную «денюшку», продав часть своих списанных машин «странам третьего мира». 10 Р-36А попали в Бразилию, а 28 P-36G - в Перу. Примеру США последовала Великобритания, продавшая в 1943 г. 12 своих списанных «Mohawk» Mk.IV Португалии.

ИТОГИ:

Кертисс «Hawk», хотя и не стал особо распространенным истребителем в ВВС Армии США, в ряде ВВС других государств, таких как Франция, Великобритания Финляндия, довольно активно применялся в боевых действиях. Правда, к 1941 г. он уже не отвечал современным требованиям войны, однако его отличная маневренность и прочная конструкция во многих случаях способствовали боевому успеху этого устаревшего истребителя – во всяком случае, в борьбе с самолетами стран, не относившихся к передовым в техническом отношении. А планер Р-36 стал основой для нового, массово строившегося истребителя Р-40, речь о котором пойдет в последующих статьях...

Асы «Ястребов»

Наиболее ярко боевые качества Н-75 проявились при защите Франции от немцев в 1940 г.; французские летчики на этих машинах добились наибольших успехов, и именно среди них выросло наибольшее количество асов «Ястреба». Их боевой деятельности я довольно подробно касался в цикле статей «2МВ. Воздушная «Битва за Францию», здесь же я дам информацию лишь о «высшей тройке» французских асов Н.75С1:

-17

Около десятка асов воевали на Н-75 в эскадрилье LLv-32 ВВС Финляндии. Однако из-за недостатка сведений в сочетании «самолет-портрет летчика» я могу дать информацию только по трем из них:

-18

Что касается британцев, воевавших на «Mohawk», то по ним информации вообще нет. Мне удалось найти изображения только двух «именных» самолетов из 155-го FS RAF, воевавшего в Индии. На борту одного из них можно разглядеть шесть победных марок, однако в списках асов Великобритании я такого имени не нашел (возможно, что на данной командирской машине просто обозначены все победы этой эскадрильи).

-19

НАЧАЛО: Американские истребители Р-36 и Р-40 (01). «Ястреб» - предок «Топора»

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Американские истребители Р-36 и Р-40 (03). «Топор» - потомок «Ястреба»

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.