Найти тему
Петр Власов

2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (01). Первый день – он самый тяжелый

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Ранним утром 10 мая началась операция «Гельб»: нападение на Францию с прорывом германских войск через территорию Голландии и Бельгии - в обход неприступной «Линии Мажино».

-2

Еще в ночь на 10 мая экипаж бомбардировщика Не-111 из KG-51 сбросил бомбы на немецкий город Фрайбург - погибло 57 человек. Что это было - ошибка или преднамеренная провокация? Некоторые исследователи считают, что генерал Каммхубер отдал приказ на бомбежку для организации пропагандистской провокации, подобной той, что провело СД в ночь перед началом польской кампании. Другие утверждают, что Не-111 был отправлен на Францию, но заблудился и сбросил бомбы на Фрайбург, думая, что бомбит французов. Как бы то ни было, Геббельс не упустил подвернувшегося случая: утром он сообщил всей Германии о кровожадности французов, якобы напавших на мирный немецкий город. А в это время германские самолеты уже штурмовали 72 бельгийских, голландских и французских аэродрома (в том числе и те французские аэродромы, на которых базировались самолеты английского экспедиционного корпуса).

-3

В Голландии вся боевая авиация была сосредоточена на пяти главных базах. Почти все они на рассвете 10 мая подверглись бомбовым ударам, и последующей высадке немецких десантов с транспортных Ju.52 – для захвата этих авиабаз, необходимых немцам для контроля над Ла-Маншем. Голландцы уже на рассвете потеряли на аэродромах под бомбами 42 самолета; но некоторая часть голландских истребителей успела взлететь и вступить в бой. Всего в тот день их летчики заявили 21 воздушную победу; один из сбитых бомбардировщиков принадлежал командиру KG-4 оберсту Фибигу (попал в плен). Потери голландцев в воздухе – 14 истребителей сбито и 1 потерпел катастрофу. Из них 8 истребителей Фоккер D.XXI сбили летчики II(J)/186; одну победу одержал обер-фельдфебель Курт Уббен, а двух «завалил» унтер-офицер Герберт Кайзер - оба будущие известные асы (Уббен – 110, а Кайзер – 68 побед). Но и голландским Фоккерам удалось сбить командира 5(J)/186 обер-лейтенанта Дитриха Робицша. Тот посадил свой изрешеченный Bf-109 прямо посреди вражеского аэродрома, после чего 5 лет войны провел в плену в Канаде. Однако к вечеру количество истребителей, потерянных голландцами в воздушных боях, достигло 33 машин, и им стало просто нечем отбиваться от наседающего врага…

-4

Еще больше от первого же налета пострадали бельгийские ВВС, на рассвете потерявшие на аэродромах под бомбами с Не-111 из KG-51 и KG-53 сразу 55 самолетов (к вечере цифра потерь на земле достигла 86 самолетов). Из имевшихся у бельгийцев 48 истребителей 28 были уничтожены на земле – бомбами, а многие повреждены ближними взрывами и осколками бомб. После этого удара в воздух смогли подняться лишь восемь бельгийских истребителей: 4 «Гладиатора», 1 «Фиат» и 3 «Фокса». Но до конца дня четыре из них были сбиты в воздушных боях Мессершмиттами: Правда, в тот день бельгийские летчики-истребители заявили о 15 воздушных победах; но на самом деле в боях с бельгийцами немцы потеряли всего 3 самолета…

Однако на этом поражения бельгийцев от Люфтваффе только начались. Еще в 5.10 утра германские транспортные Ju-52, тянувшие за собой десантные планеры, пересекли границу Рейха и Бельгии; в 5.30 они произвели расцепку, и планеры пошли на посадку. Доставленные ими 85 немецких десантников из спецгруппы «Гранит» (командир - обер-лейтенант Витциг) приземлились прямо на крыше форта Эбен-Эмаэль, который был ключевой позицией бельгийцев в районе Альберт-канала (встроен в массив горы, 38 орудий и 36 пулеметов, 1.200 человек гарнизона). Этот форт контролировал своим огнем 3 моста через канал, и мог надолго задержать продвижение германских войск.

-5

Практически одновременно с высадкой группы «Гранит» отряды десантников высадились у мостов через Маас и Альберт-канал. Бельгийцы успели взорвать только один мост; два моста невредимыми попали в руки немцев. Правда, артиллеристы Эбен-Эмаэля едва не сорвали парашютистам всю операцию: они начали обстрел мостов и десантников из своих многочисленных орудий. Положение спасли бойцы Витцига: взорвав при помощи кумулятивных зарядов все огневые точки Эбен-Эмаэля, десантники атаковали гарнизон форта, заблокировав все выходы из казематов наружу, и к полудню форт капитулировал. Эта победа была одержана спецгруппой «Гранит» ценой потери всего 6-ти человек убитыми и 15-ти - ранеными. Десантники группы «Гранит» удерживали захваченный Эбен-Эмаэль до следующего утра; они отражали непрерывные атаки бельгийской пехоты и танков, пытавшихся вернуть форт, до тех пор, пока не подошли германские войска. Большую помощь в отражении этих атак солдатам Витцига оказывали пикирующие бомбардировщики из 9/StG-2; при этом в течение дня от зенитного огня бельгийских пехотинцев у форта Эбен-Эмаэль погибло 4 Ju-87.

В это же время парашютисты 7-й воздушно-десантной дивизии Германии, высаженные с Ju.52, приземлившихся на перешедшие в немецкие руки голландские авиабазы, тоже захватывали в Голландии мосты через многочисленные каналы. Как и десантники в Бельгии, они обеспечивали германской армии быстрое и беспрепятственное продвижение на запад. На протяжении всего этого дня «Тетушки Ю» продолжали доставлять с кельнских аэродромов все новые и новые отряды парашютистов, задачей которых был захват фортов, оборонявших переправы через канал.

Первые же бомбовые удары немцев по бельгийским и голландским аэродромам так подорвали боеспособность авиации этих стран, что их самолеты оказали немцам очень слабое противодействие. Большинство этих машин было уничтожено или сильно повреждено прямо на земле; единичные истребители, сумевшие подняться в воздух, оказались бессильны перед авиаполками германских Люфтваффе. Несколько иначе выглядела картина на французских аэродромах. Значительная их часть находилась в глубине Франции, а потому не подверглась первому удару. И хотя на 47 аэродромах первой линии под немецкими бомбами погибло не менее 68 французских самолетов, а еще 34 получили повреждения, выведшие их из строя, численность французской авиации была слишком велика, чтобы их ВВС потеряли из-за этого боеспособность.

-6

Правда, французские бомбардировщики в тот день в воздух не поднимались (вероятно, из-за повреждений немецкими бомбами взлетных полос); взлетали только истребители. Но они совершили за 10 мая около 2.000 вылетов и оказали немцам серьезное противодействие. В небе Франции разгорелась яростная борьба с полным напряжением всех сил. Французы (летчики-истребители и зенитчики) заявили к концу этого дня об уничтожении 279 немецких самолетов; правда, по германским отчетам Люфтваффе 10.05.1940 г потеряли в воздушных боях только 68 боевых самолетов (и над Францией, и над Бельгией, и над Голландией), и еще 28 – от огня зениток. Такое значительное расхождение цифр в какой-то мере можно объяснить системой учета побед во французской авиации: у французов при групповой победе она записывалась всем летчикам, стрелявшим по данной машине, что автоматически превращало одну заявку в две, три, четыре победы (и даже более). Однако и немцы заявили в тот день около 200 побед над французами, голландцами, бельгийцами и англичанами, в то время, как в воздушных боях все союзники вместе потеряли 10 мая только 76 самолетов (и еще 30 – от зенитного огня). И это расхождение уже не объяснить «групповой неразберихой» подсчета, ведь у немцев действовало правило: «1 сбитый – 1 победа» (групповая победа записывалась только одному летчику)…

-7

Первую для французов воздушную победу в начавшейся Битве за Францию одержал сержант из GC.I/5 Франсуа Морель (уже имел 1 победу в «Смешной войне»). На рассвете он в одиночку внезапно атаковал группу из 7 Bf.110 и сбил один из них, оторвавшись от других на пикировании. Примерно через час после этого капитан Жан-Мари Аккар (тоже из GC.I/5) в паре с чехом сержантом Франтишеком Периной сбил бомбардировщик Do.17, отставший от строя II/KG-2. Сбитый Do.17 стал первой (групповой) победой этих летчиков; причем к вечеру 10 мая счет групповых побед Аккара и Перины возрос до 4 сбитых Do.17! Всего же в Битве за Францию Аккар добьется 12 подтвержденных + 4 вероятных, а Перина - 11 подтвержденных + 2 вероятных победы.

-8

Так же 10 мая первые свои победы одержали будущие асы Франции Жак де Пьюбускье из GC.I/2 (впоследствии имел 7 побед), Леон Вуиллемайн из GC.I/5 (в будущем 9+3 победы в 1940, да еще 2 - в 1942-1943 гг.), и Морис Ромей из GC.III/2 (5+4 победы). По второй своей победе одержали в тот день летчики, ранее уже отличившиеся в «смешной войне» - Антуан Море из GC.III/2 (впоследствии 7 побед) и Жан-Мари Рей из GC.I/5 (в будущем – 9 побед).

-9

Досталось в тот день и британцам: они за 10 мая лишились 52 самолетов. От утреннего удара по аэродрому Кондэ-Врэ практически полностью потерял боеспособность 114-й BS RAF: семь его бомбардировщиков «Бленхейм» от попаданий бомб превратились в обломки, а все остальные были тяжело повреждены близкими взрывами и разлетавшимися осколками. Тем не менее, в отличие от французских, английские бомбардировщики других эскадрилий в этот день совершали боевые вылеты; правда, почти никакого влияния на ход боевых действий они не оказали, но понесли при этом серьезные потери. Так, в Арденнах 64 британских легких бомбардировщика «Бэттл» попытались проштурмовать продвигавшиеся на запад германские части; но их атака была отражена: 13 «Бэттлов» были сбиты зенитным огнем и 10 – истребителями; еще 31 машина получила повреждения. Пытаясь прикрыть погибавшие в неудачных атаках английские бомбардировщики, 10 мая открыл свой боевой счет пилот британского 85-го FS RAF «Харрикейнов» Джеффри «Сэмми» Эллард - будущий известный ас Англии (до гибели в 1941 – 21 личная + 2 групповые победы).

-10

Практически сразу после начала немецкого наступления на помощь сражавшимся во Франции британским авиачастям туда были срочно переброшены 1-я, 3-я, 73-я, 79-я, 501-я и 504-я эскадрильи «Харрикейнов». И им сразу же пришлось вступить в бой: 501-й FS буквально через час после своего прибытия отразил налет 40 Не-111. За день 501-й FS сбил 6 немецких самолетов без потерь со своей стороны. Но кроме британских самолетов, находившихся во Франции, в боях над подвергшимися нападению странами приняли участие и самолеты, базировавшиеся на Англию. В полдень 10 мая в Голландию для атаки на захваченный немцами Роттердамский аэродром прилетели 6 истребителей «Бленхейм» Мк.IV из 600-й эскадрильи; но их перехватили 12 Bf-110 из I/ZG-1, сбившие 5 «Спаниелей». Однако англичане не отступили: вскоре к тому же Роттердамскому аэродрому прорвались 8 «Бленхеймов» из 15-й эскадрильи в сопровождении истребителей «Бленхейм» Мк.I из 604-й эскадрильи, а следом за ними - еще 12 бомбардировщиков 40-й эскадрильи. Англичане прибыли вовремя: приземлявшаяся на аэродром с десантом большая группа Юнкерсов-52 еще не успела рассредоточиться, часть из них еще находились в воздухе. Этим воспользовался Джон Кэннингхэм, будущий лучший ночной ас Великобритании.

-11

Бросившись к ближайшей из «ворон», он первой очередью уничтожил турельного стрелка, а затем несколькими очередями поджег левый и центральный моторы «Тетушки Ю». Горящая машина врезалась в землю, открыв боевой счет Кэннингхэма (впоследствии одержит еще и 19 ночных побед). В те же минуты остальные «Бленхеймы» засыпали бомбами летное поле, превратив в обломки 17 Юнкерсов-52, и повредив еще 10 самолетов. Отражая налет, немецкие зенитки сбили 2-х британцев, а еще 1 «завалили» истребители. Остальным англичанам удалось уйти, но вот появившиеся после них над Роттердамом 9 «Бленхеймов» 139-й эскадрильи Мессершмитты-109 из JG-27 буквально растерзали на части – 7 «Бленхеймов» были уничтожены еще до подхода к аэродрому! Среди погибших оказался и ф/л-т Мак Ферсон, первым среди британцев совершивший боевой вылет еще 3.09.39 г...

-12

Потери авиации союзников за 10 мая 1940 г. составили: У французов - не менее 88 боевых самолетов (68 на земле, 19 в воздушных боях и 1 от зенитного огня). У бельгийцев – 93 самолета (83 на земле, 4 в бою и 3 от зениток). У голландцев – 96 самолетов (62 на земле, 33 в воздухе и 1 сбит зенитками). Британцы потеряли 52 самолета (7 на земле, 20 в воздушных боях и 25 сбиты зенитками). Итого в общем союзники в первый день войны потеряли 329 боевых самолетов (223 на земле, 76 в воздушных боях и 30 от зенитного огня). Но, кроме того, под немецкими бомбами на земле погиб еще и 101 вспомогательный и учебный самолет. Таким образом, общий итог всех авиационных потерь союзников на 10 мая: 430 самолетов.

-13

Потери Люфтваффе за 10 мая 1940 г.: по немецкой сводке 1940 г. в воздушных боях было потеряно 68 боевых самолетов (6 истребителей, 60 бомбардировщиков, 1 разведчик, 1 гидросамолет). От зенитного огня погибли 28 боевых самолетов (1 истребитель, 16 бомбардировщиков, 7 пикировщиков, 4 гидросамолета). И не вернулись из вылета по неизвестным причинам 14 самолетов (2 истребителя, 4 бомбардировщика, 3 пикировщика, 1 разведчик и 4 гидросамолета). Итого суммарные потери Люфтваффе в тот день составили 110 боевых самолетов (по послевоенным исследованиям – 101 боевая потеря и 9 разбиты в авариях). Еще 43 самолета получили различные боевые повреждения, но были отремонтированы. Кроме того, за 10 мая немцами были потеряны 125 вспомогательных самолетов Ju.52, перевозивших десантников. Из них 1 сбит голландским истребителем, 28 – зенитной артиллерией, 37 разбились на посадке при высадке десанта для захвата голландских аэродромов (из-за возникшего «столпотворения» на загроможденных «взлётках»). И 59 уничтожены уже после приземления - в ходе наземных боев, артобстрелов и налетов голландских и английских бомбардировщиков. Таким образом, общий итог потерь Люфтваффе за 10 мая составил 235 самолетов (110 боевых + 125 транспортных).

«Странная» «смешная» «сидячая» война в воздухе. Осень 1939-го: хроника рождения первых асов

Первые асы 2МВ. От «Смешной войны» к «Битве за Францию»…

2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (02). Остановить наступление немцев любой ценой

2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (03). Бои при прорыве немцев у Седана

2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (04). Бои над Дюнкерком

2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (05). Агония французской авиации

2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (06). Финал

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.