Этот самолет фирмы «Curtiss» был спроектирован под руководством инженера Донована Берлина в середине 30-х гг. (прототип «модель 75» вышел на испытания в мае 1935 г.). Летом 1936 после проведения конкурса на новый истребитель для Армии США фирма приступила к строительству трех предсерийных машин, а после их успешных испытаний летом 1937 г. «Кертисс» получила заказ на производство уже 210 самолетов под армейским обозначением Р-36А – это был крупнейший заказ на военный самолет, выданный в Соединенных Штатах после Первой мировой войны. Поставки серийных машин в Авиакорпус США начались в апреле 1938 г., а общий объем выпуска этого самолета, имевшего заводское обозначение «Hawk» 75А (Hawk – англ. Ястреб), составил 1.334 экземпляра. Но подавляющее их число (¾ всех изготовленных машин) пошло на экспорт в другие страны…
Конструкция Р-36 (он же «Hawk» 75А)
Самолет представлял собой одноместный истребитель нового поколения - цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси с хвостовым колесом. Его закрытая кабина пилота со сдвижным фонарем, убираемое в полете шасси и гидравлическое управление закрылками являлись на момент создания самолета передовыми техническими решениями. Фюзеляж, выполнявшийся зацело с килем, представлял собой каркас из алюминиевых труб с дюралевой обшивкой; крылья и стабилизатор также имели дюралевую конструкцию с работающей обшивкой. Рули и элероны обшивались полотном, В крыле были предусмотрены специальные герметичные отсеки, позволявшие самолету в случае вынужденной посадки на воду некоторое время сохранять плавучесть.
Важной особенностью, хотя и незаметной внешне, у «модели 75» была конструкция его крыла. В то время почти на всех истребителях крылья выполнялись по однолонжеронной схеме; конструкторы же «Кертисса» на своем новом истребителе применили четырехлонжеронное крыло. Ведь лонжерон - это главный элемент крыла, к которому крепятся все прочие силовые элементы конструкции крыла, и на который опирается фюзеляж. Лонжерон принимает на себя все нагрузки, и если он сломается (например, от прострелов), крыло тут же отвалится, что приведет к катастрофе. А на Р-36 поражение одного или даже двух лонжеронов уже не приводило к «складыванию» плоскости и потере самолета.
Но в свою очередь многолонжеронное крыло заставило применить на самолете оригинальную схему уборки шасси, впервые использованную в авиастроении. Основные стойки убирались не вдоль крыла, а назад по полету, с поворотом вокруг своей оси на 90 градусов. При этом колесо укладывалось плашмя в небольшую нишу в корневой части крыла, а сами стойки помещались в небольших обтекаемых гондолах под крылом. С одной стороны при отказе механизмов поворота и уборки шасси (например, из-за боевого повреждения) это серьезно усложняло процесс посадки, но с другой стороны, при такой схеме в обшивке крыла не было огромного выреза, ослабляющего конструкцию, что увеличивало прочность и живучесть машины. Хвостовой костыль с неуправляемым колесиком на прототипах делали неубираемым, но на «серийниках» для улучшения аэродинамики его тоже «спрятали» в фюзеляж.
В качестве силовой установки перспективного истребителя первоначально был выбран новейший двухрядный двигатель воздушного охлаждения «Curtiss-Wright» XR-1670-5 мощностью 900 л.с. Однако его испытания выявили ряд серьезных недостатков. И после ряда проб самолета с другими моторами в конечном итоге конструкторы были вынуждены остановиться на двигателе воздушного охлаждения Pratt&Whitney R-1830-13 «Twin Wasp» мощностью1.050 л.с., показавшем наилучшие результаты.
В системе вооружения нового истребителя была принята типичная для Авиакорпуса США того времени схема из двух синхронных пулеметов, установленных над мотором: 1х12,7-мм (крупнокалиберный) с боезапасом 200 патронов, и 1х7,62-мм (винтовочного калибра) с запасом 500 патронов. Так же типичным для того времени было полное отсутствие бронирования кабины летчика (не было даже бронеспинки кресла), и самозатягивающегося протектирования топливных баков.
Лётные и боевые качества:
Отзывы пилотов о новом самолете были положительными: отмечались неплохие летные качества,простота управления и отличная маневренность. При этом машина была устойчива в полете и прекрасно «слушалась» летчика, четко реагируя на каждое движение ручки.
В целом получилась верткая, надежная, живучая машина, легкая и простая в управлении, с хорошим обзором из кабины. Правда, к моменту вступления США во Вторую мировую войну Р-36 в американской армии считался уже устаревшим и самолеты с белыми звездами на крыльях практически не участвовали в боях. Но в экспортных вариантах Н.75А под опознавательными знаками других стран они довольно успешно сражались и с истребителями, и с бомбардировщиками противника. Однако как перехватчик разведчиков «Ястреб» все же оказался малоэффективен из-за недостаточной скороподъемности. По боевым качествам Н.75А был фактически равен Мессершмитту Bf.109D, своему основному противнику периода «Странной войны»; вот только появившемуся в больших количествах к моменту вторжения немцев во Францию Bf.109Е «Ястреб» уже уступал практически по всем параметрам (кроме горизонтальной маневренности). Но против итальянских и японских армейских истребителей Н.75 мог довольно успешно действовать даже в 1941-1942 годах…
Модификации для Авиакорпуса США
Р-36А
Двигатель Pratt&Whitney R-1830-13 «Twin Wasp» (1.050 л.с). Взлетный вес - 2.481 кг, скорость 483 км/ч на высоте 3000 м. Вооружение: 1х12,7-мм (боезапас 200 патронов) и 1х7,62-мм (500 патронов) синхронные пулеметы «Браунинг», расположенные над мотором. Изготовлено 180 машин. Два экземпляра переделали в ХР-40 и ХР-42 - прототипы будущего истребителя Р-40, а один в не пошедший в серию Р-36В с двигателем R-1820-25 мощностью 1.100 л.с.; остальные были переданы в Авиакорпус США - ими вооружили четыре истребительные группы (по три эскадрильи).
Р-36С
Двигатель Pratt&Whitney R-1830-17 «Twin Wasp» (1.200 л.с). Несмотря на возросший до 2.630 кг полетный вес, максимальная скорость повысилась до 501 км/ч на высоте 3000 м. Вооружение из 1х12,7-мм и 1х7,62-мм синхронных пулеметов усилено установкой 2х7.62-мм несинхронных пулеметов в крыле. Возросший вес был связан с усилением конструкции планера новой модификации - по причине выявленной при эксплуатации Р-36А недостаточной прочности конструкции самолета. А для компенсации возросшего веса установили более мощный двигатель. В 1939 г. построено 32 самолета. Всего же Авиакорпус США получил 210 истребителей Р-36 в вариантах «А» и «С».
К моменту вступления США в войну в декабре 1941 г. самолет уже считался устаревшим. Поэтому Р-36 из штатных эскадрилий передавали в учебные части, либо отправляли на Аляску, Гавайи, в зону Панамского канала – в районы, где не ожидалось ведение военных действий. Практически единственным эпизодом боевого применения американских Р-36 стало отражение налета на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 г. Тогда в воздух сумели подняться 4 самолета Р-36, которым удалось сбить 2 вражеские машины.
Модификации для экспорта в другие страны
С 1937 года самолет предлагался фирмой на продажу в такие страны, как Аргентина, Сиам, Китай, Бразилия, Норвегия, Голландия, Финляндия, Перу, Индия, Южная Африка, Португалия, Франция и Великобритания. Все экспортные машины являлись теми же Р-36, различавшиеся в зависимости от требований покупателей различной комплектацией вооружения, всевозможными модификациями силовых установок и шасси. Экспортные самолеты обозначались заводской маркировкой «Hawk» 75А (Н-75А).
Французский заказ: «Hawk» 75А-1/А-4
«Французские» самолеты отличались от «американских» двигателями, другим приборным оборудованием, калиброванным в метрической системе, и другим сиденьем с чашеобразной спинкой - для французских парашютов, носившихся на спине. А так же французским сектором газа (увеличивавшим скорость движением ручки назад, а не вперед), и другим составом вооружения (с французским прицелом Baille-Lemaire). Кроме того, большинство Н.75 французского заказа (кроме самой первой партии прибывших самолетов) имели нехарактерную для машин фирмы «Кертисс» стойку антенны за кабиной пилота – в связи с установкой своей, французской рации. Во Франции полученные самолеты Н.75А переименовали в соответствии со своей системой обозначений в Н.75С1 (С1 означало «истребитель одноместный»). Но чтобы не путаться в этом «пинг-понге» аббревиатур, тем более не отражающем вариативность присланных французам машин, я здесь продолжу называть экспортные машины французского заказа «по-американски» - как Н.75А.
Для поставок французы заказали 4 модификации Н-75А (от А-1 до А-4); две последние – уже после начала Второй мировой войны. Всего же до падения Франции Armee de I'Air получила 266 (по другим сведениям 316) Н.75А разных модификаций.
«Hawk» 75А-1: Двигатель R-1830-SC-G (950 л.с). Скорость 473 км/ч на высоте 3000 м. Вооружение – 4х7,5-мм пулемета (2 синхронных, 2 крыльевых). С декабря 1938 г. поставлено 100 самолетов.
«Hawk» 75А-2: Двигатель R-1830-SC2-G (1.050 л.с). Скорость 480 км/ч на высоте 3000 м. Вооружение – 6х7,5-мм пулеметов (2 синхронных, 4 крыльевых). Изготовлено и поставлено французам 100 машин.
«Hawk» 75А-3: Двигатель R-1830-S1C3G (1.200 л.с). Скорость 500 км/ч на высоте 3000 м. Вооружение аналогично Н-75А-2. Изготовлено 135 самолетов, до поражения Франции туда прибыло около 60 машин.
«Hawk» 75А-4: Двигатель Wright Cyclone R-1820-6205A (1.200 л.с). Скорость 520 км/ч на высоте 4.600 м. Вооружение аналогично Н-75А-2. Заказано 795 самолетов, изготовлено 284. Но до поражения Франции французы получили только 6 самолетов (еще 30 А-4 утонули вместе с транспортом, потопленным немцами).
После капитуляции Франции доставшиеся Германии в качестве трофеев 36 французских Н-75 разных модификаций немцы в 1941-1943 продали Финляндии, добавив к ним еще и 8 Н-75А-6, захваченные в 1941 при оккупации Норвегии..
Версии «Mohawk» Великобритании
«Mohawk» Mk.l, II, III и IV – британское обозначение «Hawk» Н-75А-1, А-2, А-3 и А-4 (а также А-5 и А-9), вошедших в состав Королевских ВВС Великобритании. В общей сложности британцы получили 229 таких самолетов. На всех этих машинах французские 7,5-мм пулеметы были заменены стандартными английскими калибра 0.303 дюйма (7,69-мм).
После поражения Франции вся заказанная ею боевая авиатехника, которую не успели переслать французам, была «переадресована» Великобритании. К этим отправленным англичанам «Ястребам» присоединились немногие французские машины того же типа, летчики которых после поражения страны перелетели в Англию. А так же те 5 китайских «Hawk» 75А-5, которые в 1942 г. были собраны в Индии, и 10 (по другим сведениям 20) «Hawk» 75А-9, посланных «Кертиссом» в Иран, но захваченных англичанами и введенных в состав британских ВВС под обозначением «Mohawk» Mk.IV. Все доставшиеся британцам «Ястребы» использовались не в Европе, а «на периферии», где им противостояла более старая техника противника - в Африке, Азии и на Дальнем Востоке.
Модификации «Hawk» для других стран
«Hawk» 75А-5 (он же H-75Q) - вариант, предполагавшийся к лицензионной постройке на авиазаводе Лой-Винг в Китае. После сборки 8 самолетов завод был разбомблен японцами, и производство А-5 было перенесено в Индию; но там в 1942 г. собрали всего 5 машин, включенных в RAF (о чем уже говорилось выше).
«Hawk» 75А-6 - вариант для ВВС Норвегии. Двигатель R-1830-S1C3-G (1.200 л.с.). Вооружение: 4х7,9-мм пулемета. Заказано 24 самолета, до германского вторжения поставлено 8 - все захвачены немцами.
«Hawk» 75А-7 - вариант для ВВС Нидерландов (Голландии). Двигатель Wright Cyclone R-1820-G205A. Вооружение – 4х7,7-мм пулемета. Изготовлено 20 самолетов, в мае 1940 г. из-за захвата Голландии немцами отправленных из США на Дальний Восток - в Голландскую Ост-Индию. А-7 участвовали в боях против японских ВВС.
«Hawk» 75А-8 - вариант для ВВС Норвегии. Двигатель Wright Cyclone R-1820-G205A. Вооружение – 2х12,7-мм синхронных и 4х7.62-мм крыльевых пулемета. Изготовлено 36 самолетов, из них 6 в феврале 1941 г. поставлены в тренировочный центр сил Свободной Норвегии в Канаде, а 30 - Армии США под обозначением P-36G.
«Hawk» 75А-9 - вариант для ВВС Ирана. Двигатель Wright Cyclone R-1820-G205A. Как уже говорилось выше, летом 1941 г. Ирану поставлено 10 (по другим сведениям 20) самолетов, которые прямо в заводской упаковке были захвачены англичанами, и введены в состав британских ВВС под обозначением «Mohawk» Mk.IV.
Варианты «истребителя для бедных»
Анализируя экспортные возможности своего детища, специалисты фирмы «Кертисс» пришли к выводу, что далеко не все страны стремятся приобрести суперсовременные (а потому очень дорогие) самолеты. Для так называемых «малых ВВС» со скромным бюджетом на первый план обычно выходят такие качества, как дешевизна машины и ее запчастей, простота технического обслуживания, доступность летчикам невысокой квалификации, и способность выполнять сразу несколько ролей - истребителя, легкого бомбардировщика, тактического разведчика и т.п. Именно для таких «клиентов» компания разработала упрощенный вариант «Hawk» - в целом конструктивно аналогичный Н-75, но с неубирающимся шасси в обтекателях, более слабым мотором, и без радиостанции. Кроме стрелкового вооружения (которое могло варьироваться по желанию заказчика) на этой «эрзац-модели» предусматривались два бомбодержателя, на каждый из которых можно было повесить бомбу весом до 136 кг. Этой «эконом-версией» заинтересовались Китай, Сиам (Таиланд), и Аргентина.
«Hawk» 75М - экспортный вариант для Китая с неубирающимся шасси. Двигатель Wright Cyclone R-1820-G3 (875 л.с). Вооружение – 4х7,62-мм пулемета (2 синхронных, 2 крыльевых). Заказано 112 самолетов, но с мая 1938 г. поставлено лишь 30 машин; возможно, ещё несколько самолетов собрано в Китае.
«Hawk» 75N - аналог 75М для Сиама (Таиланд), но с более мощным вооружением: 2х7,62-мм синхронных пулемета и 2х23-мм пушки в подкрыльевых обтекателях. Это страной, за 9 лет трижды поменявшей свое название, было заказано 25 самолетов, но с ноября 1938 г. поставлено только 12; остальные в 1940 г. задержаны в США в связи с наложением эмбарго на поставку вооружений Таиланду, как потенциальному союзнику Японии.
«Hawk» 75О - аналог 75М для Аргентины. Вооружение – 4х7,62-мм пулемета. Поставлено 30 самолетов с ноября 1938 г., ещё 20 собрано по лицензии в 1940-1942 гг. от китайского аналога «аргентинец» отличался наличием электроуправляемых жалюзи охлаждения двигателя в задней части капота и установкой радиополукомпаса (каплевидный обтекатель антенны на верху фюзеляжа за кабиной, как на норвежском Н-75А-8).
Внешние отличия разных модификаций
ПРОДОЛЖЕНИЕ: Американские истребители Р-36 и Р-40 (02). «Ястреб» на службе и его асы
Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.