"Чудо" на керосинке, очередь в прачечную, дворницкая в 40 метров и шинкованная капуста в корытцах. Вспоминают читатели.
У каждой хозяйки - своя керосинка
Мария
Мы жили в Коптево, тогда это была окраина Москвы.
Дом был двухэтажный, стены засыпаны шлаком и обшиты дранкой. В квартире три семьи. В каждой комнате -своя печка. У каждой хозяйки своя керосинка на общей кухне.
Моя мама много лет на этой керосинке готовила прекрасную еду для всей нашей семьи из четырех человек. Я до сих пор помню вкус рулета с корицей, который мама пекла в форме "чудо".
А керосин тогда был чистый, при ангине им полоскали горло.
Жить рядом со слоном
Н. В.
Мы жили на Большой Грузинской, в доме № 3, это следующий дом за Зоопарком. Рядом находится вольер со слоном.
...Далее по Большой Грузинской улице можно обратить внимание на краснокирпичные дома (N 3): они построены на участке, который принадлежал после пожара 1812 г. купцу первой гильдии Николаю Дмитриевичу Боткину... В 1908 - 1910 гг. владелец этого участка "личный почетный гражданин" Иван Шамин строит несколько жилых живописных зданий по проекту А. И. Буланова. (Романюк С.К. По землям московских сел и слобод).
В квартире жили три семьи. Одна плита, кран на кухне с холодной водой, выгороженный туалет. У нас была 10-метровая комната на троих.
Процесс стирки облегчала прачечная, куда мама раз в месяц сдавала постельное белье. Прачечных было много, но все равно приходилось стоять в очереди. Постельное белье из хлопка, льна в Советском Союзе свободно лежало в магазинах. В дефиците было индийское цветное, за ним гонялись.
Потом наш дом отдали под какое-то учреждение, а нас выселили в Орехово-Борисово. В новый дом весь подъезд переехал с Красной Пресни, но наших прежних соседей там не было.
40-метровая дворницкая
В 1981 году подрабатывал дворником в ЖЭКе № 5 Ленинского района. Служебное жилье - комнату - дали в Чистом переулке, дом 1/24.
Доходный дом второй половины XIX века на углу с Пречистенкой, построенный в 1904 году, стал прототипом «калабуховского дома», в котором разворачивается действие повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». До революции здесь жил дядя писателя.
Квартира огромная. Мне досталась комната метров в 40 - наверное, бывшая гостиная. Так вот, в туалете с бачка, который висел на недостижимой высоте, свешивалась длиннющая цепь. На конце - фарфоровый набалдашник, на котором было написано: "Pull" (Тяни!)/ Один мой друг, которого я пригласил в гости, понял эту надпись буквально - стянул набалдашник! Хорошо, что я случайно заглянул в его "дипломат" (небольшой плоский чемоданчик). Гляжу - лежит раритет! Уж я ему выдал!
В других двухэтажных домах - паровое отопление
Ольга Апушкина
Я жила на Малой Почтовой улице, дом 15. До 1961 года (а сестра и до 1970 года) мы жили с печным отоплением. У нас в сарае лежали дрова, которые мама с папой пилили и кололи сами. Печка была голландка. Странно, но в нашем дворе только у нас были печки, а в других двухэтажных домах - паровое отопление.
Мама осенью приносила с Немецкого рынка в несколько приемов кочанную капусту, потом ее шинковали в корытцах, солили и ставили под гнёт в сараях.
Еще: