Книга называется «Опытный хозяйственный домоводец и эконом, объемлющий все предметы нужные и полезные в общежитии и домоводстве». Можно себе только представить, сколько там всего полезного!
Ну, а мы давайте насладимся интересным рассказом о том, как варили варенье в семье Чехова, Блока и Толстого, Лев который, используя свои собственные поваренные книги в том числе.
Все рецепты подаются в фунтах. Поэтому я решила уточнить, что 1 фунт это - 453,592 г.
Яблочное варенье для Антона Чехова
Мама гениального мастера рассказов варенье готовила не в душной кухне, а во дворе на разожженной для этого в саду жаровне. На нее ставился медный таз (а это нам – хороший совет!), в котором никогда не пригорали и не обретали неприятного привкуса ни ягоды, ни фрукты.
Евгения Чехова, вооружившись длинной деревянной ручкой, часто варила варенье из вишни и крыжовника, сливовое повидло и яблочное пюре. Рецепты для мамы писателя собирал его отец. В поваренной книге (не где-то там, в интернете, а в реальной книге!) Павла Чехова есть рецепт одного из любимых лакомств Антона Палыча, варенья из яблок с корицей. Я вам сейчас его и перескажу.
Рецепт яблочного варенья с корицей от отца Антона Чехова
Чистые яблоки очищаются от кожуры, режутся пополам, из них вырезаются семечки, а сами яблоки должны быть положены в холодную воду. Отдельно кипятится вода с куском (!) корицы. По закипании в нее опускаются яблоки. Когда они дважды вскипят (видимо, после очередного помешивания вскипают второй раз), их надо откинуть на решето (ну, наше сито или дуршлаг).
Затем готовится сироп, сваренный «из 1 1/2 или 2 фунтов сахара и 4 стаканов воды на 1 фунт яблок». В него и кладутся яблоки. Их варят на малом огне, «пока не сделаются прозрачными», но не до разваривания! Вынимаем яблоки, складываем в подготовленные банки и увариваем сироп до надлежащей густоты. Даем ему остыть и заливаем им яблоки. представьте себе, какая это вкуснотища!
Померанцевое варенье от Софьи Толстой
В этом семействе было принято подавать к вечернему чаю не один вид варенья, а несколько. Супруга писателя почти все готовила сама, без помощи слуг. У Софьи Толстой была собственная поваренная книга с более чем 160 рецептами, включая вариации десертов из ягод и фруктов.
Одним из самых необычных лакомств для Толстых было варенье из померанцев. Что это такое? Это кисло-горькие на вкус цитрусовые, которые почти не ели в сыром виде.
Рецепт померанцевого варенья от графини
Софья Толстая на 1 фунт померанцев брала 2 фунта сахара и по три чайные ложки воды на каждый фунт (кстати, этот секрет с добавлением воды Толстой описал в «Анне Карениной»). Графиня снимала с померанцев кожуру (как можно тоньше), резала ее на длинненькие ломтики, очищала всю белую кожу. А сами померанцы резала кружочками, убрав зернышки.
И из двух лимонов, которые сначала выжимала, она снимала кожуру, чтобы нарезать тем же способом. Затем она сахар заливала водой, клала кожуру в смесь, варила, а потом клала кружочки померанцев. Очевидно, они какое-то время варились – в рецепте это не указывается.
Варенье из слив для Александра Блока
Маленький Саша каждое лето бывал в у своей бабушки в усадьбе Шахматово. А Елизавета Бекетова обожала варить варенье, делая это, по словам тети поэта, Марии Бекетовой, «артистически и посвящала этому целые дни…»
Готовилась вся эта история не на кухне, как мы с вами сейчас делаем, а в саду, на жаровне, наблюдая из кресла за тем, чтобы пенка не сбегала. Бабушка поэта любила варить яблочное и сливовое варенье, добавляя «ваниль, корицу или другие пряности».
Рецепт сливового варенья для Александра Блока
Спелую сливу Елизавета Бекетова обдавала кипятком и вынимала косточки, когда кожица полопается. Сливы оставались в тазу с холодной водой, установленном на лед, на всю ночь. Утром ягоды откидывались на решето. А пока стекала вода, Бекетова варила сироп из двух стаканов сахара и трех стаканов воды на каждые два стакана слив.
Сироп вскипячивался, пока не загустевал. Сливы заливали теплым сиропом. Варили их до прозрачности и не переворачивая. Интересная фишечка – на разлитое по подготовленным банкам варенье обязательно клали пропитанный ромом, заказанным из Петербурга, бумажный кружок. За счет чего варенье дольше не портилось, а само оно обретало особый аромат.