Все мы в детстве стояли перед грифельной доской и держали в руках кусочек мела. И наверняка не задумывались, из чего сделаны эти замечательные материалы.
Представим, что лежит себе где-нибудь под землей глина. Лежит-лежит, а сверху на нее давят другие породы. Давят да давят. Что глине делать? Приходится ей по программе уплотнения, сокращать свой объем и становиться, ну собственно, поплотнее.
За миллионы лет в таких нечеловеческих условиях становится глина плотной и твердой, и вообще, это не глина уже, а глинистый сланец. Как раз из него (а точнее его подвида - грифельного сланца) и изготавливают грифельные доски.
Ну а что же мел? Если мы покрошим немного мела и сунем это дело под микроскоп, то увидим бесчисленные количества малюсеньких раковинок. Как целиковых, так и раскрошившихся на кристаллики кальцита.
Все они миллионы лет назад принадлежали древним рачкам-паучкам и другим микроорганизмам (даже поверхность одноклеточных могут покрывать свои известковые пластиночки) , населявшим моря и океаны.
Рачки-паучки своё отживали, а их раковинки устилали дно морское. Толщею воды все эти раковинки уплотнялись, и получался такой вот нередко мягкий рассыпчатый минерал.
С течением времени моря отступали, пересыхали, и минерал становилось удобно добывать. А если замешать его с гипсом (сульфатом кальция), то как раз и получится знакомый нам мел.
Поэтому за каждую линию, которую Марь Иванна выводит на доске, чтобы заложить в головы любимых учеников немного знаний, надо сказать спасибо еще и миллионам малюсеньких рачков, оставивших много-много лет назад нам в наследство свои раковинки.
Ну и как бонус, у всех, кто стирал с доски сухой тряпкой, в легких присутствует немного этих раковинок.