Мороженое по праву считается одним из самых популярных десертов в мире. В среднем каждый россиянин ежегодно съедает около 4 кг мороженого — это примерно 50 вафельных стаканчиков. За 2023 год объем потребления превысил 0,5 миллионов тонн, что является рекордным показатель за всю современную историю страны.
Обзор рынка мороженого
По данным Milknews, в 2023 году объем производства мороженого достиг рекордных 524 тыс. тонн, что на 13% больше, чем годом ранее. Растет и потребление: в период с января по ноябрь 2023 оно увеличилось на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Индустрия мороженого — один из самых динамично развивающихся сегментов молочной отрасли. Он приносит почти вдвое больше дохода, чем другие направления молочной промышленности.
Практически все мороженое в России — отечественного производства. Импортные продукты занимают всего 2% от общего объема потребления.
Эксперты выделяют следующие факторы развития рынка мороженого в 2024 году:
- расширение ассортимента продукции;
- развитие сервисов онлайн-доставки;
- дальнейшее продвижение сегмента здорового образа жизни.
Какие вкусы мороженого популярны?
Статистические исследования предпочтений россиян за 2023 год показывают, что ванильный и шоколадный вкусы мороженого являются бесспорными лидерами.
В исследовании «Анкетолог» респондентам была предоставлена возможность выбрать несколько вариантов ответа. Ванильное мороженое оказалось на первом месте с результатом 53%, а шоколадное — на втором (50%). Также пользуются популярностью крем-брюле (47%), клубничное (34%), карамельное (29%) и ореховое (26%) мороженое.
Какие форматы выбирают?
По данным исследовательского агентства NielsenIQ, продажи эскимо активно растут в сегменте импульсных покупок, а спрос на семейные упаковки увеличивается не только летом, но и во время новогодних праздников. При этом 89% россиян предпочитают порционную упаковку. Это связано с особенностями культуры потребления мороженого в нашей стране, где мороженое часто покупают спонтанно.
Абсолютным лидером продаж является мороженое в вафельных стаканчиках. В 2022 году его доля составила 31,7 % от общего объема продаж на российском рынке мороженого. Эксперты связывают это с привычным форматом упаковки и невысокой стоимостью. Второе место традиционно занимает эскимо с долей продаж 21,4 %. При этом эскимо весит меньше, а стоит дороже.
Реже всего россияне покупают мороженое в формате дой-пак — пластиковой упаковке с закручивающейся крышкой, как у соусов или детских пюре. Они составляют всего 0,05 % от общего объёма продаж.
Тренды рынка мороженого
Мороженое на растительной основе
Мороженое на растительной основе находит все больше поклонников не только среди веганов, но и среди людей с непереносимостью лактозы. Более половины потребителей убеждены, что такой десерт полезнее для здоровья и экологичнее. Эти предпочтения подтверждаются динамикой рынка: с 2020 по 2023 год продажи мороженого на растительной основе увеличились в два раза.
- Необычный сорбет от Яндекс Лавки. В основе — натуральное ягодное пюре. Готовится без молока и сливок.
- Веганское мороженое-сэндвич «Soymilk Way Friky». Готовится на основе соевого молока.
Правильное питание: нет сахару, да — полезным добавкам
Тренд на здоровое питание охватывает и сферу десертов. Исследования показывают, что люди испытывают меньше угрызений совести, выбирая низкокалорийные десерты без добавления сахара. Поэтому потребители все чаще изучают этикетки и состав продуктов, отдавая предпочтение тем, что не содержат искусственных добавок и сахара, а также отличаются низким содержанием жира и калорий. Высокое содержание белка, витамины и другие функциональные компоненты — дополнительное преимущество.
- Протеиновое эскимо «Bombbar». В составе нет сахара, а еще — много белка (15%).
- Ванильный пломбир «Маруся». Выпускается в популярном формате эскимо, не содержит сахара.
Необычные сочетания и текстуры
Статистика показывает, что 75% любителей мороженого с радостью открывают для себя новые вкусы вкусы. Производители экспериментируют с самыми разнообразными ингредиентами: сыром бри, грибами, бобами, травами, экзотическими фруктами. Популярностью пользуется несладкое мороженое с сыром и специями, а еще — фьюжн-вкусы, сочетающие традиционные элементы разных культур.
Мороженое с необычной текстурой или формой — еще один способ разнообразить вкусовые ощущения. По исследованию Barry Callebaut, двое из трех потребителей выбирают мультисенсорное мороженое. Например, гранулированное мороженое или мороженое в порционных кубиках.
- Японский фьюжн «Из Лавки»: пирожное моти с трюфельным мороженым внутри.
- Экзотическое сочетание от «Cos-mo-Ice» — нежная клубника и розовый перец.
Ностальгия
Для многих сладости — это способ расслабиться и получить приятные эмоции. Классические вкусы вызывают у людей чувство ностальгии и приятные воспоминания о днях, когда мороженое было не только вкусным лакомством, но и символом праздника или особого события.
Кроме того, классическое мороженое часто ассоциируются с качеством и натуральностью ингредиентов. Доверяя производителю, люди выбирают продукты, вкус которых им хорошо знаком.
- Классический сливочный пломбир с ванильными нотками «48 копеек». Сделан из натурального молока.
- «Российское эскимо» — это сливочный пломбир в нежном молочном шоколаде от «Чистой линии».
Десертные начинки
В 2021 году 15% европейского мороженого содержало десертные ароматизаторы, согласно исследованиям компании Mintel.
Десертные начинки пользуются неизменным спросом среди потребителей мороженого. Они позволяют наслаждаться любимыми вкусами в новом формате, при этом снизив количество потребляемых калорий. Жарким летом освежающее мороженое гораздо уместнее, чем шоколадные батончики и плотные десерты.
- Мороженое «Monterra» с изысканным вкусом бельгийского шоколада.
- Сливочное мороженое «Oreo» с кусочками печенья: любимый вкус в новом формате.
ГК «СОЮЗСНАБ» предлагает широкий ассортимент пищевых ароматизаторов, предназначенных для производства мороженого.
Пищевой ароматизатор «Шоколадный брауни 11.01.480» DEL’AR® придаёт мороженому вкус и аромат свежеиспеченного шоколадного десерта «Брауни», что соответствует актуальной тенденции на мороженое с десертными наполнителями. Рекомендуем дополнять эскимо карамельными, шоколадными и фруктовыми топпингами, а также декорировать дроблеными орехами.
Ароматизатор «со вкусом шоколадного печенья Oрeo 11.02.379» DEL’AR® придает мороженому вкус и аромат шоколадного печенья Орео. Он идеально подходит для создания мороженого со вкусом знаменитого печенья и необычной текстурой — с кусочками бисквита.
Ароматизаторы DEL’AR® сохраняют стабильный вкус и аромат мороженого при хранении при температуре -18 °С в течение всего срока годности. Благодаря высокой концентрации ароматизаторов можно использовать более экономичную дозировку при производстве мороженого.
Присоединяйтесь к нашему Телеграм-каналу https://t.me/ssnabfoodingredients, чтобы быть в курсе последних новостей о разработках, технологических процессах и секретах производства!