На феномен подкрашенного чая я обратил внимания почти сразу по приезде в Казахстан. Изучил этот феномен поверхностно, написал о нем короткий материал и больше к этой теме возвращаться не собирался. Потому что в чайной культуре и на чайном рынке много всего хорошего и интересного — и тратить внимание и время на всякую шнягу просто не хочется.
Однако довольно быстро — в масштабах страны и рынка, конечно — подкрашенный чай в Казахстане превратился из маргинального и почти подпольного продукта, в продукт в определенном смысле легитимизированный, причем с использованием государственной символики. Один из вариантов крашенного чая появился в парадной торговле, занимает почетные места на полках супермаркетов, участвует в рекламных акциях, избавился от названия «пакистанский чай», продается на маркеплейсах, скромно называется «Казахстан» и расфасован в пачки цвета государственного флага, оформленные с использованием графических элементов этого же государственного флага — только в золоте. Красота, короче.
Я напомню, что для подкрашивания чая обычно используются красители E110 («Солнечный закат») и E102 (тартразин). Эти красители не являются ядами и какой-то серьезной и доказанной опасности для здоровья не представляют. Формально, как и другие красители, Приложением №9 к Техническому регламенту Таможенного союза 029/2012 тартразин и «Солнечный закат» запрещены к использованию при производстве чая в странах, входящих в Таможенный союз. Однако тем же регламентом эти красители разрешены к розничной продаже, например в качестве красителей для пасхальных яиц. Что, конечно, создает поле для интерпретаций. Например, если ты сам не красил чай, а только приобрел уже подкрашенный и просто расфасовал его по пачкам, это нарушение, или нет? Вот и я не знаю.
Неравнодушные казахстанские потребители, которым противно пить всякую гадость, с подкрашенным чаем пытаются бороться. Но успехи у них, скажем так, переменные. Бывали, например, ситуации, когда на жалобы в регулирующие органы, подкрепленные результатами лабораторных исследований, эти самые органы отвечали, что лабораторные испытания у вас какие-то несолидные, но мы все примем к сведению и потом посмотрим. Ну и так далее.
Меня же во всей этой теме прикалывает не нормативная сторона вопроса. И не продажа откровенного барахла с использованием государственной символики. Рынок — вообще загадочная штука, на нем много всякой странной фигни. Для меня история с легитимизацией крашенного чая в очередной раз расширила границы потребительской брезгливости.
Тут ведь речь, повторюсь, не о здоровье. Современному горожанину переживать по поводу потребления подкрашенного чая с точки зрения его вреда для здоровья нужно будет только в том случае, если этот самый горожанин от этого самого чая будет умирать после первой же чашки и в страшных корчах. А после крашенного казахстанского чая — не будет, можно особо не париться. Речь именно о брезгливости. Ведь этот краситель в чае, на минуточку, заметен сразу и без лаборатории. Достаточно пальцы смочить или, простите, послюнявить и гранулы в пальцах растереть. От веселенькой оранжевой краски даже не сразу отмоешься потом. Даже с мылом.
Ну или можно, если пальцы слюнявить благородное происхождение не позволяет, выложить гранулы на бумажную салфетку и побрызгать на них водой из пульверизатора. Крашенный чай поведет себя примерно как гуашь, сразу даст по бумаге яркие и веселенькие разводы. Для меня лично употреблять такой продукт внутрь — это все равно что есть упомянутую уже гуашь (вот видео: https://blog.teatips.ru/wp-content/uploads/2024/08/coloredtea-SD-480p.mov). Это же просто противно!
Однако многих потребителей это, похоже, совсем не останавливает. Знаете, почему? Сейчас попробую объяснить.
Если заварить подкрашенный казахстанский чай обычным способом, то отличить его от неподкрашенного будет затруднительно. В сухой заварке отличить просто, а в настое — нет. Специалист справится, конечно, а вот обычный потребитель по внешнему виду настоя окрашенный и неокрашенный чаи между собой различит едва ли.
Но все меняется, когда в чай добавляется молоко. Что в Казахстане происходит повсеместно и регулярно.
С молоком окрашенный чай выглядит наряднее чистого. Мало того, эта нарядность гарантирована — в отличие от случая с чистым чаем, который приготовить с молоком красиво получается далеко не всегда. А специфика казахстанского чайного рынка состоит в том, что цвет чая с молоком здесь считается важной потребительской характеристикой. Не маркером определенного вкуса, как в той же Великобритании, а именно самостоятельной и важной потребительской характеристикой. Как у холодного молочного чая в Таиланде. Людям хочется, чтобы чай в чашке смотрелся нарядно.
Так что если вас, как и меня, искренне удивляет тот факт, что жители Казахстана охотно покупают и, судя по всему, не менее охотно пьют чай с краской и вам интересно, почему они это делают, то ответ на этот вопрос «Почему?» очень прост.
Во-первых, это красиво…