Живя на севере, конечно, мы постоянно сталкиваемся с морошкой — специфической местной ягодой. В честь неё здесь называют сети магазинов и алкогольные напитки, размещают её изображения в логотипах СМИ, на банковских картах и украшениях…
Здесь у неё практически культ. Но всё это не могло меня подготовить к тому изобилию этой ягоды, которое этим летом встретила на карельских болотах недалеко от села Вирма, что на побережье Белого моря. И оно навело меня на некоторые размышления и воспоминания, связанные с морошкой.
Когда я только встретила своего будущего мужа, на вопрос о своём любимом блюде он отвечал: «Морошковое варенье». Звучит просто, но губа, надо сказать, не дура. Давайте посмотрим, как эта морошка добывается.
Растёт она исключительно на болотах. И не кустиками, как черника или брусника, которые можно рвать пригоршнями, а поодиночке — одна ягода на макушке стебля.
Итак, надо дождаться погожего (то есть жаркого) дня в июле. На ноги, чтобы не промокнуть на болоте, надо надеть высокие резиновые сапоги. А на лицо — мелкую мешающую дышать сетку. Ведь стоячая вода — место размножения всех кровососущих насекомых от тяжёлых слепней до микроскопической мошки. Стоит ненадолго согнуться — и без такой защиты все открытые участки кожи скоро будут зудеть от укусов. И вот проваливаясь на кочках с вёдрами в руках надо брести по болоту.
Если год урожайный, то найти морошку не составляет труда. Жители Карелии уверяют, что в их краях лет двадцать не было такого количества ягоды. Поэтому такое изобильное болото и вызвало у меня удивление.
Легче всего собирать ягоду чуть недозрелую, тогда она сухая и твёрдая, а цветом красноватая. Правда, отрывается с трудом, и брать её стоит вместе с чашелистиком — потом дома в спокойной обстановке разобраться, что куда пойдёт. В этот момент ягода практически безвкусная — годится на варенье, но угощаться ею при сборе обычно охоты не возникает. Да и в рот её никак не положить (на лице сетка — не забыли?). Кстати, прочитала, что в Норвегии сбор такой незрелой морошки вовсе запрещён.
Когда же она спелая, ягода разворачивается совсем другими своими качествами - становится мягкой, сочной, водянистой. Собирается с совсем другими ощущениями: потянул — сомнётся в руке, поэтому движения становится более плавными, аккуратными. Сбор из-за этого и так идёт медленно, а тут ещё одна напасть — насобираешь с полведра, пройдёшь в поисках урожайного места, а за это время морошка в ведре смялась, утрамбовалась, и у тебя снова почти пусто. Начинай всё сначала.
Но вкус и аромат, да и внешний вид морошки в этом её состоянии и составляют её богатство. В нашем летнем лесу ярких пятен не так много, а спелая морошка буквально горит апельсиновыми огоньками в зелёном болотном мху. Запах у неё медвяный.
Удовольствие от её поедание острое, но короткое: быстро делится морошка своим кисло-сладким вкусом и во рту остаётся лишь набор небольших косточек — то ли пережёвывать их, неизбежно застревающие в зубах, то ли выплёвывать. И за это время ваш организм напитывается витаминами на все буквы алфавита и минеральными веществами, которых и во многих южных плодах не сыскать.
Что же делать со всем этим богатством, когда принесёшь его домой? Срочно обрабатывать. Нельзя оставлять в вёдрах на ночь — ягода слежится, истечёт соком. Так что сразу берёте её пригоршнями и разбираете, прилипающую к рукам: ягоды отдельно, болотный мох и щепки — в мусор, а чашелистики — в особую посуду. Они тоже полезные и ещё пригодятся. Сок течёт по рукам, капает с локтей, и чем дальше продвигается сортировка, тем больше этого сока черпается из ваших принесённых из леса вёдер. А дальше — на своё усмотрение.
- Если ягоды в основном твёрдые, то из них можно сделать варенье. Не раз сталкивалась с тем, что такое варенье выступает в качестве своеобразной местной валюты. Например, оказал непьющий мужчина в деревне какую-то услугу, — вполне можно одарить его в ответ банкой морошкового варенья, будет рад. Например, муж однажды перевёл знакомому сельчанину с английского языка инструкцию к DVD-плееру, и получил в подарок литровую баночку с этим оранжевым угощением — спустя годы вспоминает об этом.
- А ещё морошку хорошо замочить. Зимой бывает приятно вспомнить, что в холодильнике стоит трёхлитровая банка мочёной морошки, положить в кружку и не спеша лакомиться чайной ложкой, приговаривая «Ай да Пушкин...». Солнце нашей поэзии, говорят, до смерти любил мочёную морошку - перед самой кончиной попросил супругу принести ее. А уж Пушкин-то понимал толк в удовольствиях.
- Итак, можно варить, можно мочить, а вот чашелистики полезно сушить (вы же помните, что мы их отложили отдельно?). Дома раньше постоянно было включено радио, и мы ежедневно слушали оставшуюся в памяти благодаря невольной рифме рекламу от местного ликёро-водочного завода: «Принимаем от населения плодоножки морошки».
Вот эти самые плодоножки — отдельный набор витаминов и полезных свойств: помогают от диареи и депрессии, мочегонные и противокашлевые (мне одной кажется, что они просто настолько мочегонные, что потом боишься кашлянуть?)… Об этом можно прочитать в интернете немало статей с умными словами вроде «флавоноиды» и «сапонины». Но главное, что чай из сушёных чашелистиков просто приятен на вкус: кисловато-травяной.
Так что морошка ценна буквально всем, что в ней есть. А думая об этом, её и собирать легче. Пока сочиняла про себя эту статью, за час набрала два литра морошки. А уж сколько успела съесть — никому неизвестно.
Спасибо за 💙, подписку и расскажите, какие у вас отношения с морошкой: пробовали, понравилась и что из неё готовите?