Опять история, берущая начало в конце 70-х. В то время молодёжь водку не пила. Почти. За всю мою молодость я помню один раз, когда наша компания накупила водки - "Пшеничной", дорогой - по 5 р 25 к - на Первое мая, с шашлыком возле реки. Результат получился не очень. А вот вино - самое разное - было очень популярно. Ассортимент вина был неплохой - республики СССР поставляли свою продукцию, страны СЭВ - свою. Венгерские вина и вермуты, болгарские и румынские вина были в большом количестве. Но весь импорт был, в основном для домашнего, официального употребления. Помнится, что одним из фаворитов было "Токайское". А все пили своё - родное. Стоили оно не дорого, имело вкус и неплохо "вставляло". Белое считалось лучше, чем красное, которое некоторые именовали "чернилами". Я любил и люблю красное. Пили и сухие белые вина вроде "Столового", "Перлина степу" ("Жемчужина степи"), "Ркацители" и "Ризлинг". Отдельно шли креплёные вина - вроде популярного "Белого крепкого" (по украински Бiле Мiцне" что в глазах народа трансформировалось в "биомицын") и всевозможных портвейнов - 72-й, "Кавказ", "Агдам", "Крымский".
Ну, и как-же без самых простых плодово-ягодных? Обычного "Яблочного" или "Золотой осени", именуемых в народе "мухой"? И выражение "быть под мухой", вошедшее в народ. А знали ли тогда все эти потребители "слезы Мичурина" (ещё одно народное название), откуда хоть эта "муха" взялась? Я думаю, что нет. Я и сам только с возрастом узнал происхождение этого названия. Мухой называлась маленькая стопка для ликёра в XIX веке в России. Вина, в основном импортные были довольно дорогие, и вот всевозможные наливки домашнего изготовления были самыми популярными напитками в дворянской сельской среде. И Пушкинское "мух давить" в бессмертном "Евгении Онегине" - именно об этом, а не про борьбу с крылатыми и надоедливыми насекомыми. Помнится ещё вино "Абрикосовый аромат" - очень вкусное, как мне тогда казалось. В горбачёвские времена это всё было уничтожено, а этот забытый вкус даже в результате множества экспериментов с абрикосами мне не удалось повторить. Я уже и не пытаюсь.
Такое отношение к плодово-ягодным винам было из-за их дешевизны. А в народе традиционно считается, что чем дороже - тем лучше. Перед вторым курсом Университета, до того, как меня призвали в армию, я был от ВУЗа в садоводческом совхозе, где, помимо других работ, занимался подбором яблок именно для производства вина. Яблок было много. Вот только маркетинга в то время не было. А могли бы придумать нормальную сказку, узнаваемый бренд и грести деньги. Вот в Стране Басков из яблок и сидра это сделали. Но, не у нас. Не знаю, как там сейчас с этими совхозами, но в плодово-ягодной продукции вино явно не в почёте. А даже на этикетке хорошего венгерского вина "Рубин" было гордо написано "изготовлено из вишни сорта Шпанка". В наше время неплохо-бы и у нас нормально заняться маркетингом не только виноградных вин. На каждый товар есть свой покупатель, что в условиях капитализма, в который мы скатились, довольно важный принцип.
В компаниях вино зачастую пили просто из горлышка. В книге Эриха Марии Ремарка "Три товарища" главный герой на неумение пить из горлышка сказал: "Сразу чувствуется недостатки современного воспитания". У нас таких недостатков не было. Бутылка передавалась по кругу до полного опустошения. Никто не жадничал и не пытался перепить других. Несколько бутылок на компанию неплохо влияло на настроение.
Горбачёвская борьба за трезвость общества не только сильно ударила по винодельческой промышленности, но и серьёзно повлияла на приоритеты - пить крепкие напитки становилось гораздо дешевле, чем вино. А когда в страну ринулись различные поставщики, то все киоски по стране были забиты какими-то непонятными напитками, некоторые из которых были явными суррогатами. Теперь только ликеры типа "Амаретто" или крем-ликёров, всевозможные невероятные марки водки, а то и просто спирт "Рояль", разбавляемый до нужной концентрации по желанию. Фальсификата было множество. Как то раз, по телевизору я смотрел специальный репортаж из Болгарии, где точно описывались признаки бренди "Солнечный берег". В следующую прогулку по Донецку я наверное в 10-м киоске увидел именно такую бутылку, хотя подобные были во всех.
Прошло время, суррогаты исчезли, как и коммерческие киоски, торговавшие алкогольной продукцией. Поставщики стали более ответственные и ассортимент вин заметно улучшился. Я чаще всего предпочитал вина, производитель которого являлся и владельцем виноградников. Хотя, чего уж там, всякое пить приходилось. При этом, в корпоративной среде - а я с 90-х годов работал на Углегорской ТЭС - все пили только водку и коньяк. Вино - это уже для души, в самой интимной и душевной обстановке - дома, например.
Но уже больше десяти лет я практически не покупаю магазинное вино, ну, за исключением иногда игристых к Новому году. Сейчас так вообще "сухой закон", и этого не сделать. Но всегда могу побаловать себя практически полным ассортиментом предпочитаемых мной вин - домашних. Но, об этом когда-нибудь в другой раз.