Люблю изделия ремесленников. Недавно, путешествуя по Русскому Северу, в лавке при Кирилло-Белозёрском монастыре нашёл большую кружку из чернолощёной керамики.
Такая керамика считается одним из наиболее древних и незаслуженно
забытых ныне способов обработки глины.
На Русском Севере историческим центром чернолощёной керамики были земли Кирилловского монастыря. Эти изделия отличает безупречная
пластика, завершенность и уравновешенность пропорций. Способ изготовления
чернолощёной керамики был открыт когда-то очень давно. Его особенность заключается
в том, что слепленные из глины и предварительно залощённые (отполированные до блеска)
изделия обжигаются и остывают в коптящей среде без доступа кислорода. В результате
этого изделие приобретает серебристую или смолисто-чёрную глянцевую поверхность.
Глубокий черный цвет с серебристым отблеском создает на поверхности изделия эффект
перламутра, за что в старину такая керамика получила название «седая». Иногда ее также
именовали «томленая» или «мореная». Синеватые переливы, так называемые «цвета
побежалости», подарили изделиям прозвище «синюшки».
Поверхность отформованных и просушенных предметов перед обжигом протиралась влажной тканью, лощилась полностью (сплошное лощение) или частично камнем - "лощилом". При многочасовом обжиге в коптящем пламени (для копоти подбрасывали бересту, смолистые щепки, паклю в дегте) черепок пропитывался копотью насквозь. Следы "лощила" эффектно блестели на глубоком черном фоне.
Сегодня чернолощёная керамика
вновь воспринимается как ультрамодная и современная благодаря минимализму декора,
лаконичности линий и монохромности.
На Руси эта технология была широко распространена в ХVI–ХVII веках.
Так что напитки теперь буду попивать из большой приятной посуды, сделанной руками мастеров в северных землях.