Найти тему

Русская посуда

Люблю изделия ремесленников. Недавно, путешествуя по Русскому Северу, в лавке при Кирилло-Белозёрском монастыре нашёл большую кружку из чернолощёной керамики.

Такая керамика считается одним из наиболее древних и незаслуженно

забытых ныне способов обработки глины.

На Русском Севере историческим центром чернолощёной керамики были земли Кирилловского монастыря. Эти изделия отличает безупречная

пластика, завершенность и уравновешенность пропорций. Способ изготовления

чернолощёной керамики был открыт когда-то очень давно. Его особенность заключается

в том, что слепленные из глины и предварительно залощённые (отполированные до блеска)

изделия обжигаются и остывают в коптящей среде без доступа кислорода. В результате

этого изделие приобретает серебристую или смолисто-чёрную глянцевую поверхность.

Глубокий черный цвет с серебристым отблеском создает на поверхности изделия эффект

перламутра, за что в старину такая керамика получила название «седая». Иногда ее также

именовали «томленая» или «мореная». Синеватые переливы, так называемые «цвета

побежалости», подарили изделиям прозвище «синюшки».

Поверхность отформованных и просушенных предметов перед обжигом протиралась влажной тканью, лощилась полностью (сплошное лощение) или частично камнем - "лощилом". При многочасовом обжиге в коптящем пламени (для копоти подбрасывали бересту, смолистые щепки, паклю в дегте) черепок пропитывался копотью насквозь. Следы "лощила" эффектно блестели на глубоком черном фоне.

Сегодня чернолощёная керамика

вновь воспринимается как ультрамодная и современная благодаря минимализму декора,

лаконичности линий и монохромности.

На Руси эта технология была широко распространена в ХVI–ХVII веках.

Так что напитки теперь буду попивать из большой приятной посуды, сделанной руками мастеров в северных землях.