Найти тему
Restoran.Ru

Ты то, с кем ты ешь

Наша редакция регулярно бродит по просторам всемирной паутины, ища и исследуя материалы, касающиеся культуры еды. Потому что, да простят нам эту банальность наши читатели, пища была, есть и будет фактором социального взаимодействия, его источником и объектом.

А если совсем просто: еда объединяет нас с незапамятных времён, являясь прочнейшим и абсолютно универсальным для любой человеческой общности цементирующим фактором.

Фото: Valiant Made on Unsplash
Фото: Valiant Made on Unsplash

И вот недавно мы натолкнулись на ещё одно небольшое, но крайне интересное исследование — статью Гарри Веста (Harry G. West), опубликованную в антологии под названием «Политика еды» (Politics of Food), в которой собраны статьи, беседы и размышления и социокультурном феномене еды самых разных людей, от мировых звёзд кулинарии, таких, например, как Ферран Адриа, до учёных и исследователей. К последним принадлежит и Гарри Вест — антрополог, специализирующийся на изучении питания в аграрных сообществах.

В своей статье профессор Вест рассказывает о великой способности совместной трапезы к объединению людей. И не только самой трапезы, но и приготовления еды и даже её добычи. С самых древних времён люди объединялись, чтобы охотиться или выращивать пропитание — такое объединение всегда было залогом более успешного результата. Забить мамонта одному куда сложнее, чем, скажем, вдесятером, как и вспахать, засеять, а затем и собрать урожай с огромного поля. Примеры банальные, но подчёркивающие глубинный социальный характер еды.

 Фото: Dan DeAlmeida on Unsplash
Фото: Dan DeAlmeida on Unsplash

Иллюстрацией такой общественной роли пищи становится и кулинария. Так, Вест упоминает о пельменях. Это блюдо в тех или иных ипостасях представлено практически в любой национальной гастрономии. И кропотливый труд по его приготовлению просто таки подразумевает коллективный подход. На самом деле так и есть — даже сейчас мы собираемся за одним столом, чтобы слепить пельмени. Как и испокон веков это делали наши предки, в основном, мамы и бабушки. Так они не только делали приготовление еды менее трудоёмким, но и передавали опыт, обменивались рецептами и тем, что мы сейчас назвали бы лайфхаками. К сожалению, склонность современного человечества к атомизации убивает культуру совместной трапезы.
Автор статьи сетует на то, что мы всё больше и больше едим в одиночестве: на работе предпочитаем есть за своим столом, не отрываясь от производственного процесса (а из-за удалёнки совместные рабочие обеды стали попросту невозможны), дома из-за разного ритма жизни, графика работы или учёбы мы тоже редко собираемся за общим обеденным столом.

Фото: Dan Gold on Unsplash
Фото: Dan Gold on Unsplash

Но тяга к общинной трапезе, дающей чувство безопасности, уюта, приобщенности, порождает совершенно новые формы общественного питания: совместные ужины совершенно незнакомых людей, которые организуются через соцсети. Появился даже особый термин для этого — commensality, что по-русски прекрасно переводится как сотрапезничество. Шеф-повара, особенно молодые, охотно устраивают гастроужины, собирающие за одним столом незнакомых людей.

Даже навязчивое стремление многих наших современников фотографировать еду и тут же делиться ею в соцсетях профессор относит к такой вот своеобразной форме онлайн-сотрапезничества, видя за этим всё ту же жажду разделить «хлеб насущный» с кем-то ещё.
Насколько глубинным и важным является это стремление, показывает то, что совместная трапеза является существеннейшей частью многих религий. Ярчайшим проявлением этого феномена является, в частности, таинство евхаристии в христианстве.

Однако еда может быть не только объединяющей, она также может служить маркером стратификации, разделять нас и противопоставлять друг другу. Такое разделение может носить классовый или идеологический характер. И опять же, всё это остаётся актуальным на протяжении всего исторического пути человечества.

Фото: Klara Kulikova on Unsplash
Фото: Klara Kulikova on Unsplash

Издавна содержимое тарелки говорило о человеке ничуть не меньше, чем его внешний вид, одежда или манеры. Пища могла рассказать об этнической принадлежности человека, регионе проживания, принадлежности к классу или касте. Причём такое разделение становилось возможным даже во время совместной трапезы: например, в родо-племенных отношениях делёжка еды между членами рода ярко высвечивала их положение в семейной иерархии. Попросту говоря, старшим и самым уважаемым мужчинам доставались лучшие куски, дальше всё распределялось по остаточному принципу. В современном мире родо-племенная иерархия еды порой сменяется идеологической или даже биологической. Так, автор приводит в пример веганов и людей, страдающих от непереносимости глютена или лактозы. Таким образом, одни по своей воле, а другие — из-за болезни отсекаются от возможной общей трапезы. Что не мешает им, разумеется, организовывать собственные пищевые сообщества.
Отмечает автор статьи и ещё одну современную тенденцию — глобализацию пищевой культуры. Она стирает границы, с одной стороны, затрудняя идентификацию человека по тому, что он ест, с другой — уравнивая всех и создавая некую пищевую общность новой формации. Впрочем, Вест указывает и на то, что любой процесс диалектичен, и пищевая глобализация тоже. Она имеет свою обратную и весьма позитивную сторону: усиление интереса к региональным продуктам и гастрономии. Так, профессор приводит в пример пармезан — напомним, что этот сыр относится к продуктам, контролируемым по месту происхождения, – вокруг которого был создан целый культ, и который является региональным продуктом со всемирной репутацией.

Фото: Nicole Herrero on Unsplash
Фото: Nicole Herrero on Unsplash

Другой пример локализации — это адаптация блюд какой-либо национальной кухни к пищевым привычкам людей, проживающих в другом регионе. Господин Вест напоминает о таком блюде, как балти-карри. Это интерпретация базового блюда индийской кухни, родившаяся в Бирмингеме и ставшая очень популярной на всех Британских островах (добавим от себя, что советская кухня — ярчайший пример такой локализации: блюда одних народов бывшего СССР видоизменялись и прекочёвывали в кухню других республик Союза).

Как бы то ни было, подводит итог автор статьи, но «еда остается потенциально мощным средством, объединяющим людей вне зависимости от их различий».

Больше интересного



Еда
6,93 млн интересуются