88,3K подписчиков

Мукомолы не могут договориться с хлебопеками

   ЮРИЙСМИТЮК/ТАСС В стоимости хлеба затраты на муку составляют 20%
ЮРИЙСМИТЮК/ТАСС В стоимости хлеба затраты на муку составляют 20%

читайте на monocle.ru

Подорожание пшеницы после майских природных катаклизмов привело к росту стоимости муки в ряде регионов. Хлебопеки угрожают повышением цен на хлеб и требуют введения пошлины на экспорт муки

Мукомолы повздорили с хлебопеками из-за цен на муку, которые после майской стихии и гибели части нового урожая зерна заметно выросли. Национальный союз хлебопечения (НСХ) заявил, что в некоторых регионах стоимость муки повысилась на 30% — это приведет к подорожанию хлеба на три рубля за буханку. В качестве решения проблемы хлебопеки предлагают Минсельхозу ввести таможенную пошлину на экспорт муки, который в последние годы сильно увеличился.

Статья по теме: Рекорды в долг у будущих урожаев

В свою очередь, мукомолы возмутились и заявили, что в среднем по стране их продукция подорожала всего на 20–50 копеек за килограмм при стоимости около 25 рублей. А потом попросили Минсельхоз вернуть отмененную в марте льготу на кредиты — в связи с низкой рентабельностью производства в отрасли.

Эксперты сомневаются, что вводить заградительную пошлину на муку разумно, поскольку одна из стратегических задач государства — наращивать экспорт сельхозпродукции с добавленной стоимостью. Тем более что внутренние цены на пшеницу только за прошлую неделю снизились на 16% — это самый серьезный обвал с сентября 2023 года.

Хлеб не дорожает вслед за зерном

В последнее время хлебопекарным предприятиям начали приходить уведомления от мукомольных компаний о повышении стоимости пшеничной муки высшего сорта до 29–30 рублей с прежних 20–22. В НСХ утверждают, что в ряде регионов мука с мая подорожала на 30%. Как рассказал «Моноклю» представитель одного из таких предприятий, мукомолы не только увеличили цены, но и потребовали сокращения отсрочки платежа или даже полной предоплаты. «Мы стали получать такие уведомления еще в конце мая — тогда на рынке была паника: после засухи и наводнений цены на зерно резко взлетели. Но мукомолы хотят зафиксировать высокие цены и на июль», — поясняют в компании.

Национальный союз хлебопечения в связи с этим заявил, что хлеб может существенно подорожать. «Ожидания в моменте были наихудшие — вплоть до двукратного роста стоимости муки при негативном сценарии и вынужденное повышение цен на хлеб минимум на 20 процентов», — говорит исполнительный директор союза Рустам Айдиев. По его словам, спасти ситуацию могла бы таможенная пошлина на муку, которая развернула бы потоки на внутренний рынок и умерила аппетиты производителей: наличие экспортных пошлин на зерно при отсутствии аналогичных на муку резко подтолкнуло рост экспорта последней. «Учитывая, что емкость азиатского и китайского рынка муки почти безгранична, а мукомольных мощностей, закрывающих потребности промышленного хлебопечения, в России не так уж много, спустить все на тормозах не выйдет: поставок хлебопекарной муки на внутренний рынок может стать критически недостаточно», — резюмирует Айдиев.

Зерновые «качели» распылили муку

Волнения на рынке начались вслед за ростом цен на пшеницу, что было связано с апрельскими паводками и майской засухой. В начале весны эксперты ждали урожая зерновых на уровне 160 млн тонн, затем прогноз был скорректирован до 149 млн, а сейчас уже говорят о 127‒130 млн — это минимум за последние три года. В результате стихийных бедствий ЧС была объявлена в 10 регионах, особенно сильно пострадали аграрии Тамбовской, Липецкой и Воронежской областей, 32 районов Волгоградской области, а также несколько хозяйств в Краснодарском крае. По оценке Минсельхоза, пересеву из-за заморозков подлежали 0,9 млн га в 23 регионах страны. Цены на пшеницу с 12-процентным содержанием протеина повысились с 14,5 тыс. рублей за тонну в начале мая до 16,5 тыс. к концу июня. Однако потом они начали плавно снижаться, а на прошлой неделе обрушились сразу на 16%, до 15 250 рублей.

По данным Рустама Айдиева, если еще в начале весны мука стоила в среднем 22–23 рубля за килограмм, то теперь в ЦФО она обходится хлебопекам в 30 рублей, в ЮФО и на Урале — в 26–29, в Сибири — в 25–28. Как следствие, НСХ прогнозирует неизбежное подорожание хлебобулочных изделий в среднем на 20%, то есть примерно на три рубля за буханку.

Президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий (РСМКП) Игорь Свириденко с такими выводами решительно не согласен. По его подсчетам, цены на муку увеличились лишь в моменте, в одном только ЦФО и никак не на 30%: ни по одному федеральному округу не было зафиксировано повышение даже на два рубля за килограмм. Свириденко утверждает, что в среднем рост составил около 20–50 копеек за 1 кг, в зависимости от региона. «В некоторых регионах цены на муку начали снижаться, в других повышение продолжается, но уже не так заметно, — отмечает эксперт. — И, кстати, доля муки в себестоимости хлеба — около 20 процентов, поэтому даже значительное ее подорожание почти не повлияет на себестоимость готовой продукции».

Поводов для беспокойства пока не видит и Минсельхоз: по его данным, к 26 июня средняя отпускная цена пшеничной муки составила 24,9 рубля за килограмм, за последний год она увеличилась всего на 2,9% — ниже уровня инфляции.

Пошлина цены не снизит

И тем не менее в новом сельхозсезоне, который начался 1 июля, аналитики прогнозируют плавное подорожание зерна, а значит, и муки. «Цены на муку зависят от динамики цен на пшеницу. Последние в прошлом сезоне были на низких уровнях, но сейчас, вероятно, будут подрастать, — говорит начальник центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. — Причина — сокращение валового сбора зерна (в новом сезоне урожай ожидается на уровне 80 миллионов тонн в сравнении с 93 миллионами в прошлом) и коррекция мировых цен». По ее словам, Центр ценовых индексов зафиксировал в начале июля цену пшеницы (12,5% содержание протеина) в Новороссийске FOB 225 долларов за тонну против 204 в марте. «Повлияет на цену и рост издержек на перевозку продукции — проблема, характерная для всей экономики России», — добавляет аналитик.

Чтобы не зависеть от мировых цен на пшеницу и, соответственно, муку, в НСХ и предлагают ввести пошлину на экспорт. «Такая мера позволит не только не допустить сохранения критического для хлебопекарной отрасли уровня цен на основное сырье, но и понизить цены на внутреннем рынке на 15–20 процентов. В противном случае финансовое положение ряда хлебопекарных предприятий страны, особенно средних и малых, может ухудшиться — вплоть до закрытия», — говорит Рустам Айдиев.

Мукомолы и производители зерна выступают против подобного решения: они уверены, что экспортные пошлины отнимают прибыль у производителей, поскольку экспортеры на эту сумму снижают закупочные цены. Игорь Свириденко считает, что увеличение экспорта муки на самом деле способствует уменьшению ее стоимости на внутреннем рынке: производственные мощности в стране избыточны, а значит, их загрузка для экспорта позволит больше зарабатывать на внешних рынках, чтобы иметь возможность предложить российским компаниям цену ниже. Поскольку дефицита муки не предвидится даже при росте экспорта, аналитик полагает ограничение вывоза продукции мукомольных предприятий экономически нецелесообразным. «Предложенная НСХ мера противоречит поставленным президентом задачам по увеличению экспорта муки к 2030 году почти на 70 процентов, до двух миллионов тонн», — объясняет Свириденко.

В самом деле, по данным «Агроэкспорта», в прошлом году Россия продала за границу свыше 1 млн тонн муки пшеничной и пшенично-ржаной — в три с половиной раза больше, чем в 2021-м. В 2019–2021 годах в среднем за рубеж отгружалось 0,3 млн тонн муки в год, в 2022-м — 0,9 млн. В прошлом же году наша страна впервые стала одним из лидеров мировой торговли в этом сегменте, объем которой оценивается в 16 млн тонн. Основной конкурент — Турция, которая продает огромные объемы муки, делая ее большей частью из российского зерна. В 2024 году турецкий экспорт ожидается на уровне 4 млн тонн.

При этом производство в России продолжает расти: по данным Росстата, с января по май текущего года было изготовлено более 4,2 млн тонн муки — на 8,8% больше, чем годом ранее. В среднем же страна производит 9–10 млн тонн в год при потреблении 7–8 млн. Иными словами, потенциал для развития у нас есть. По информации BusinesStat, в прошлом году мукомольная отрасль прибавила 3,9% — до 9,3 млн тонн. В 2019–2021 годах производство снижалось на 2,6–1,0% из-за ослабления спроса внутри страны.

А вот стимулом к резкому росту экспорта муки в 2022–2023 годах стало введение в 2021 году высокой вывозной пошлины на российское зерно, что привело к более активной переработке пшеницы внутри страны и увеличению объемов экспорта муки по конкурентным ценам. «В 2022 году мы получили рекордный урожай пшеницы, но экспортные пошлины существенно сдерживали продажи зерна за пределы страны. Конечно, в этой ситуации ожидаемо наращивание поставок муки, — говорит член правления РСМКП Аркадий Гуревич. — Однако мукомолы не являются бенефициарами низких цен на зерно, потому что при падении стоимости пшеницы мука дешевеет еще быстрее». По словам Гуревича, сейчас рентабельность мукомольных предприятий из-за роста издержек на производство составляет от 1 до 3%, хотя еще в 2023 году, по данным агентства «АБ-Центр», достигала 7,8%. Отчасти это произошло из-за того, что цены на муку в прошлом году снизились до 22,5 тыс. за тонну со средних 25 тыс. в 2022-м. Впрочем, теперь они снова выровнялись и в ряде регионов достигают 28 тыс. «Именно из-за невысокой стоимости муки наши экспортеры смогли конкурировать на внешних рынках с крупнейшими мировыми поставщиками и существенно нарастили отгрузки», — отмечает Аркадий Гуревич.

По мнению Дарьи Снитко, введение пошлины на муку повредит отрасли и планам экспорта агропродукции в целом: «Мировые товарные потоки муки на порядок скромнее торговли зерном, и на этом рынке более высокая конкуренция. Поэтому объемы свыше миллиона тонн, которых добились наши экспортеры, — большой успех в продвижении и трейдинге российской продукции. При ограничении экспорта эти достижения окажутся под угрозой». По ее словам, мощности мукомолов в целом за последние десять лет оставались профицитными, сейчас они дозагружаются. «Но инвестиции в мощности экспортной направленности и обновление старых, на мой взгляд, все еще востребованы, поэтому мукомолам нужна прибыль для развития», — уверена Дарья Снитко.

Отчасти рентабельность у мукомолов «съел» приказ Минсельхоза № 146, выпущенный в марте 2024 года, согласно которому субсидии по выдаваемым им краткосрочным кредитам были снижены с 70 до 50% от ключевой ставки. РСМКП обратился в министерство с просьбой отменить это решение. «Для льготных кредитов переработчикам, полученных после 15 марта, ставка повышена до 10 процентов по сравнению с действовавшей ранее 6,8, — говорится в обращении. — Это приведет к росту себестоимости мукомольной продукции, а следовательно, и хлебобулочных изделий, прежде всего массовых сортов, имеющих социальное значение. Кроме того, увеличение себестоимости неизбежно снизит конкурентоспособность муки российского производства на внешнем рынке и поставит под угрозу выполнение задачи по существенному (более 30 процентов в объемном выражении и 20 процентов в денежном) наращиванию экспорта», — пишут члены РСМКП.

Даешь социальный хлеб!

Генеральный директор компании «Алтан» Валерий Покорняк считает, что уменьшение экспорта снизит рентабельность мукомолов с 3% до нуля. «Алтайские производители муки в прошлом году без всяких пошлин просели на 27 процентов из-за снижения экспорта. Потому что Казахстан поднял тарифы на перевозку нашей продукции по своей территории в три раза, — рассказывает бизнесмен. — Они таким образом устраняют конкуренцию на рынке. Формально у нас дружеские и даже братские отношения, а фактически “братья” сломали нам экспортный рынок». По словам Покорняка, экспорт муки в дальние страны может стать хорошим выходом из ситуации с низкой доходностью. «Раньше мы продавали много муки на Дальний Восток и в Сибирь, но сейчас там появляются свои мукомольные мощности. Скоро дальнее зарубежье станет основным рынком сбыта для алтайских производителей», — добавляет он.

Для сдерживания цен на хлеб Валерий Покорняк предлагает вместо введения пошлины ограничить стоимость двух-трех базовых продуктов, как это было сделано много лет назад во Франции, Италии, Португалии и других странах ЕС. «Компании, выигравшие тендер, станут выпекать недорогой хлеб с небольшой маржей, зато в огромных количествах. А все остальные виды хлеба будут продаваться по рыночной цене с высокой наценкой. Так и небогатые граждане смогут купить батоны и буханки, и у более обеспеченных слоев населения появится большой выбор, и хлебопеки получат неплохую доходность», — объясняет эксперт.