Найти тему
Вечерняя Казань

Предел удовольствия: сколько и за сколько можно съесть мороженого в Казани

Оглавление

По статистике жители Татарстана не доедают любимого лакомства до среднероссийского уровня.

Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

По данным Союза мороженщиков России, в 2023 году российские фабрики мороженого произвели 524,04 тонны сладкого лакомства, что на 10,29 процента больше, чем годом ранее. За 9 лет, начиная с 2014 года, объемы производства увеличились почти на треть (+27 процентов) и продолжают расти.

— За 4 месяца 2024 года в стране произвели 191,6 тысяч тонн мороженого. За аналогичный период прошлого — 160,5 тысяч тонн. Рост составил 31,1 тысяч тонн или 16,23 процента, — рассказала «Вечерней Казани» заместитель директора и главный технолог Союза мороженщиков России Наталья Уткина.

Dolce vita за океаном

По ее словам, в среднем каждый россиянин съедает по 3,5 килограмма мороженого в год. Это 50 порций пломбира в вафельном стаканчике или эскимо на палочке по 70 граммов. Для сравнения среднестатистический новозеландец — 450 порций, американец — 328,5, а австралиец — 284. Новая Зеландия, США и Австралия — лидеры по потреблению мороженого в мире.

— По рекомендациям российского министерства здравоохранения в год каждый россиянин должен съедать не менее 5 кг, — сообщила Уткина.

Интересно, что эта норма была утверждена еще 61 год назад Институтом питания Академии медицинских наук СССР.

По словам главного технолога Союза мороженщиков, потребление в стране растет почти пропорционально производству, но «до Италии нам пока далеко» (8,9 кг на душу населения в год – прим. «ВК).

— Чем благополучнее живут россияне, тем больше мороженого они потребляют. Это проверенный индикатор, — отметила Уткина.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Удивительно, но если брать этот «маркер благополучности», то, судя по статистике Татарстанстата, жители республики живут хуже остальных россиян. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, потребление мороженого в среднем на одного потребителя за год составило: в 2020 году — 1,6 кг на человека, в 2021 году — 1,3 кг в 2022 году — 1,1 кг, — подсчитали в ведомстве.

Информацию за 2023 год «Вечерней Казани» не предоставили.

В свою очередь, аналитики государственной системы маркировки и прослеживания «Честный ЗНАК» говорят о росте спроса на мороженое в Татарстане по итогам минувшего года на 71 процент.

«Пятерка» за объемы

Напомним также, что татарстанская компания «Челны Холод» и фабрика ГК «Славицы» в Набережных Челнах на протяжении нескольких лет уверенно входят в 10-ку крупнейших производителей мороженого в России. Исходя из результатов ежегодного отраслевого рейтинга, подготовленного компанией Streda Consulting и информационным агентством Milknews совместно с Союзмолоком при поддержке союза мороженщиков России, ГК «Славица» по итогам прошлого года поднялась на 5-ю строчку, увеличив за год объемы производства на 12% — с 26,2 тысяч тонн в 2022 году до 29,5 тысяч тонн в 2023 году. «Челны Холод» сохранили за собой 8-е место (17,3 тысячи тонн в 2023 году к 16 тысячам в 2022 или +8% роста).

За январь-май текущего года татарстанские мороженщики произвели 4,6 тонн любимого десерта.

В 2023 году прибыль компании «Челны Холод» составила 660 935 000 рублей, что на 52,68 миллиона рублей больше, чем годом ранее. ООО «Фабрика мороженого «СЛАВИЦА» за аналогичный период заработала 371 миллион рублей прибыли (+46,7 процента).

В топ-3 крупнейших российских производителей входят московская «Айсберри» (71,4 тысячи тонн мороженого за прошлый год или +35,8 процента), краснодарская ГК «Ренна» (бренды «Коровка из Кореновки» и «Алексеевское» - 55,2 тысячи тонн или +18,2 процента) и новосибирская Univeler («Инмарко») (40,6 тысяч тонн или 14,7 процента роста).

У лета вкус мороженого

Проявленный интерес к ежегодному фестивалю мороженого «Вкус лета», который проходил на минувшей неделе на Кремлевской набережной в Казани, также не оставляет сомнений, что татарстанцы любят этот десерт. По информации организаторов сладкого форума, за 5 дней его посетили 100 тысяч гостей.

Автор фото: Галия Шакирова/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Галия Шакирова/«Вечерняя Казань»

— В этом году фестиваль был масштабнее по сравнению с предыдущими годами.

С каждым годом он расширяет свои географические рамки и к нам приезжают со многих регионов России. В этом году были участники из Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Набережных Челнов и Йошкар-Олы. Всего 21 участник, — рассказала «Вечерней Казани» руководитель арт-отдела Кремлевской набережной, автор фестиваля мороженого «Вкус лета» Татьяна Сидоркина.

По ее словам, было продано порядка 40 тысяч порций мороженого. Это несмотря на то, что стоимость отдельных авторских вариаций доходила до 500 рублей.

Мороженое с татарским акцентом

Казанский предприниматель, создатель бренда татарского мороженого» «Элбэттэ» Айгуль Нурисламова считает, что оптимальная стоимость ее продукции 150 рублей за порцию. Цену она объясняет использованием высококачественного натурального сырья от местных производителей.

— С моим оборудованием можно делать любое мороженое. Мы сейчас, можно сказать, производим импортозамещающий продукт. А еще мы поддерживаем наше сельское хозяйство, наших тружеников села, потому что используем татарстанские фермерские продукты при производстве. Молоко, сливки, сливочное масло, сахар, ягоды — я все покупаю тут же в Агро-Парке (Агропромышленный парк «Казань» - прим. «ВК») у фермеров, — рассказала предприниматель.

По ее словам, продажей мороженого она занимается с 2000-го года. А во время пандемии пришла в голову идея не только продавать, но и создавать собственные виды освежающего лакомства.

— В этом году два месяца назад я начала производство мороженого. В этот непростой санкционный период я привезла итальянское оборудование. Я рискнула сделать такой шаг, везла через Турцию. Для меня была очень стрессовая ситуация, когда турки после Нового года перестали принимать оплату. У меня как раз должен был быть второй платеж. Для бизнесменов сейчас это головная боль. Это было сложно, — поделилась Нурисламова.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

По ее словам, только таможенные сборы обошлись в более 1 миллиона рублей, что составило почти треть от стоимости самого оборудования. Однако дело пошло и в мае было продано 500 кг мороженого «с татарским акцентом».

— В целом это немного. Погода сыграла свою роль. Летом выходим на большие позиции — в неделю до 300 кг продаем. Мороженое летом продается больше, но это зависит и от количества точек реализации. Сейчас у меня их четыре. Но являюсь представителем малого бизнеса. Нет цели бежать за объемами. Цель — делать качественный продукт, — подчеркнула автор бренда «Элбэттэ».

На данный момент у бренда 11 видов десерта.

— Фисташковое любит молодежь, дети больше выбирают клубнику, мужчины - шоколад, женщины лимонное. Мы первые и, надеюсь, останемся единственными, кто разработал и внедрил мороженое со вкусами душицы и полевых ягод (земляника). Это наш бренд, наша визитная карточка. Я думаю, для гостей Татарстана и самих татарстанцев это будет гастрономическим открытием. Обязательно будем делать сезонное мороженое, то есть, когда цветет черная смородина — будет мороженое из черной смородины, малина — малиновое мороженое и т.д. Мы будем придерживаться вкусов характерных нашему региону, нашим вкусовым рецепторам, — пообещала предприниматель.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Кстати, по данным Натальи Уткиной, в прошлом году продажи мороженого за 3 месяца лета увеличились в 2,5 раза по сравнению с 3 месяцами зимы.

Цена удовольствия

Что касается оптимальной розничной цены, на которую может ориентироваться покупатель в рознице, чтобы приобрести качественный товар, то заместитель директора и Союза мороженщиков России рекомендует смотреть больше на маркировку.

— Слишком много факторов влияет на ценообразование, не только сырье. Хотя, конечно, девальвация рубля привела к увеличению стоимости импортных ингредиентов и запчастей, серьезно подорожал сахар, гофрокартон и гибкая упаковка, - пояснила Уткина, добавив, что расходы на логистику тоже вносят свою лепту.

По ее оценкам, в прошлом году это привело к увеличению себестоимости мороженого на 30-40%. Уже в апреле производители вынуждены были начать повышать отпускные цены на продукцию.

По данным аналитиков «Честного знака», если в I квартале прошлого года средняя цена за килограмм мороженого в Татарстане была на уровне 566 рублей, то в январе-апреле текущего года она подросла до 588 рублей или на 3,89 процента.

В Татарстанстате заметили рост на уровне 1,56 процента.

— Если вы видите на упаковке маркировку ГОСТ, то можете быть уверены в качестве. Рынок мороженого высококонкурентный. Поэтому производитель, скорее, получит меньше маржинальности, чем пойдет на снижение качества. Но бесконечно держать цены, конечно, тоже не может, — констатировала Уткина.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Корреспондент «Вечерней Казани» прошлась по крупным сетевым магазинам и изучила цены на мороженое. Анализировалась стоимость пломбира, эскимо на палочке и сливочного мороженого, как самых популярных видов у россиян.

Так, пломбир земляничный 70 граммов от удмуртской компании «Милком» (бренд «Село зеленое) обнаружился в «Магните» и «Верном» за 89,99 рублей. Чебоксарский пломбир («Волга айс» ) брикет 80 граммов — 59,99 рубля в «Верном», 64,99 рубля в — «Магните», в вафельном стаканчике  (70 граммов) - 35,90 рубля. В «Пятерочке» можно купить шоколадный вариант (55 граммов) – за 85,99 рубля.

Пломбир от ГК «Ренна» («Коровка из Кореновки») 70-110 граммов в «Пятерочке», «Верном» и «Магните» стоит от 59,99 рубля до 89,99 рубля.

Эскимо бренда «Село зеленое» с малиновым джемом в «Магните» с учетом скидки в 19% можно купить за 74,99 рубля, от бренда «Свитлогорье» (75 граммов) - за 79, 99 (скидка 29%), «Челны холод» эскимо 70 граммов – 89,90 рубля. В «Верном» челнинское эскимо стоит на 20 рублей дешевле.

Самое дорогое эскимо продается в «Верном» - вариант на кокосовой основе от «Инмарко» (бренд «Экзо веган») 70 граммов – 119 рублей.

90 граммов сливочной «Лакомки филевской» (Айсберри») в «Магните» и «Верном» предлагают за – 69,99 рубля и 71,99 рубля соответственно.

Автор фото: Галия Шакирова/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Галия Шакирова/«Вечерняя Казань»

Наиболее экономичным оказался фруктовый лед. Минимальную цену на этот вид мороженого предлагают в «Верном» — всего 29,99 рубля.

Автор материала: Галия Шакирова

Еда
6,93 млн интересуются