Найти в Дзене
Порцелиновый фан

А.В. Щекатихина-Потоцкая. Росписи сервизов на фасоне "Бутон".

Если говорить о сервизах послевоенного времени, которые были созданы Александрой Васильевной Щекатихиной-Потоцкой, сразу приходит на ум рисунок "Красная смородина", исполненный на фасоне "Весенний" от С.Е. Яковлевой. А "продвинутые" любители фарфора обязательно вспомнят "Кизил" и "Птички". Оба эти сервизы исполнены на фасоне "Бутон" скульптора В.Л. Семёнова. Но на самом деле Александра Васильевна создала на этом фасоне, кроме двух вышеперечисленных, ещё как минимум пять сервизов. Почему она раз за разом использовала именно этот фасон? Возможно, бочкообразные формы чашек напоминали ей эстетику МОДЕРНА - этого русского ответвления АР-НУВО начала XX-го века - времени её юности? Может быть, данный фасон казался ей наиболее "сказочным", более соответствующим её внутреннему ощущению себя, как художника? Может быть, она вспоминала своего мужа - великолепного рисовальщика, иллюстратора русских сказок периода МОДЕРНА Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942)? Так или иначе к этому фасону Александра Васильевна испытывала особое пристрастие.

Для начала рассмотрим сервиз "Детский". 1950. Есть основания считать, что первоначально и фасон был назван скульптором В.Л. Семёновым "Детский". Во всяком случае именно под этим названием сервиз без росписи выделки 1949-го года хранится в "Эрмитаже". А затем, видимо, фасон был переименован в "Бутон", и это название к нему больше подходит. Но в названии "Детский" также ничего удивительного не вижу, поскольку все предметы сервиза достаточно миниатюрные (например, высота кофейника с крышкой - всего 19,5 см., что даже ниже компактных кофейников из сервизов "Фрайбергер", ГДР). Известен только кофейный вариант фасона. Смотрим роспись А.В. Щекатихиной-Потоцкой...

Сервиз "Пташки" в эстетике является как бы продолжением сервиза "Детский": узор из веточек с красными ягодами (но листья здесь похожи на листья рябины, а вот ягоды - нет), и вместо одного петуха - пара мелких коричневатых птичек с красными хохолками на головах. В комплект данного сервиза входят ещё и тарелки диаметром 17,5 см. Любитель фарфора мне подсказала, что на самом деле тарелками комплектовались все сервизы на данной форме, однако на сегодняшний день "Пташки" - единственный сервиз фасона "Бутон" в Собрании "Эрмитажа", из расписанных А.В. Щекатихиной-Потоцкой, в который входят тарелки. 1950. Куда подевались тарелки от остальных сервизов - непонятно.

Сервиз "Птички". 1951. Здесь на веточках с красными ягодами сидят мелкие коричневатые птички с жёлтыми головами, как в рисунке к сервизу "Пташки", но уже без красных хохолков. Сидят в профиль к зрителю, развернувшись друг к другу, почти симметрично. Отличительная черта этих веточек - они с колючками. Просто - как колючая проволока. Сам рисунок, как и два предыдущих - плоскостной и стилизованный.

Знаменитый "Кизил", в яркой ручной росписи. 1950. Сервиз, до сих пор пользующийся спросом, но уже на вторичном рынке. В отличие от предыдущих росписей, данный рисунок "намекает" на объём пересечением листьев и плодов, а также присутствием светотени.

Следующие три сервиза расписаны в технике сочетания рисунка подглазурного кобальта и золота, который использован в качестве дополнительного колера. В сервизе "Спелые колосья" (1950) кобальт тёмно-синий, почти чёрный. А ещё тут введена краска надглазурная кирпично-красного колера, что в целом добавляет яркости рисунку. Колосья злаковых культур - это классический декор для СТАЛИНСКОГО АМПИРА.

Сервиз "Голубок". 1950. Рисунок соответствует названию. Сама птица (голубок) нарисована в узнаваемой манере, характерной для А.В. Щекатихиной-Потоцкой. Композиция аналогична другим сервизам того же фасона с птицами в декоре. Из колеров - подглазурный кобальт и золото.

Сервиз "Букетик" отличается от предыдущего сервиза исключительно растительным орнаментом в росписи. 1950. С одной стороны, это делает роспись более привлекательной для потребителей (потребительниц), с другой стороны, делает рисунок в какой-то степени более "стандартным", общеупотребительным.

Теперь каждый читатель, он же зритель может сравнить данные росписи, выбрать, какой из рисунков ему показался наиболее интересным и близким, и своё отношение выразить в комментариях.

Спасибо всем, кто дочитал статью, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!

Еда
6,93 млн интересуются