Найти в Дзене

Дом-яйцо

Оглавление

В Москве каждая эпоха оставляет свой архитектурный след. Не исключением стала перестройка, когда архитектурный облик столицы стал меняться буквально на глазах. Активные перемены начались во время руководства городом Юрия Лужкова.

Сейчас, гуляя по историческому центру можно увидеть яркие образчики архитектурной перестройки. Поговорим о знаменитом доме, расположенным по адресу улица Машкова, д. 1. Считается, что это здание, напоминающее по форме и декоративной отделкой фасада, пасхальное яйцо, стало символом так называемой «лужковской архитектуры». В народе этот дом иронично прозвали «дом-яйцо».

Улица Машкова

До 7 июня 1922 года улица Машкова, проходящая в Басманном районе столицы, называлась Добрая Слободка. Это историческое название появилось еще в XVII столетии. А так как уже была улица с таким же названием, то во избежание дублирования, Добрую Слободку переименовали в улицу Машкова. Никакой идеологии здесь не было, к ней примыкал Машков переулок (сейчас улица Чаплыгина), названный в честь камер-юнкера и домовладельца Василия Машкова еще в XVIII веке.

Читайте также: Чайный дом на Мясницкой – от жемчуга до чая

Сейчас улица Машкова, в основном, представлена домами, построенными в стиле модерн. Это направление было популярно на рубеже XIX – XX веков.

Стиль получил большую популярность в Европе, еще в 90-е годы XIX века. В России быстро нашлись поклонники этого нового течения в искусстве и архитектуре. Главное отличие от классических направлений – отказ от привычных линий и углов в пользу декоративных элементов. Появились дополнительные направления: необарочное, неоготическое и неорусское. Для строительства начали применять новые материалы: бетон, металлоконструкции, железобетон и т.д.

Модернистское направление особенно хорошо прижилось в Москве. Благодаря географическому рельефу именно здесь архитекторы смогли наиболее ярко и полно использовать новые возможности стиля, предложить людям свою трактовку современного творчества.

И вот среди этих почтенных домов, построенных в 1900 – 1910 годах в 2002 году появилось новое здание. Оно резко выделялось на фоне привычной архитектуры старой Москвы.

Зодчий и историк архитектуры Владимир Зиновьевич Паперный охарактеризовал новый дом – как один из худших примеров «лужковской архитектуры». Впрочем, здание можно назвать символом всей непростой эпохи, которая выпала на долю России на рубеже XX – XXI веков.

Читайте также: Усадьба Кусково

Лужковская архитектура

В 1992 году Москву возглавил мэр Ю. М. Лужков сменив на этом посту Гавриила Попова.

За 18 лет своего руководства Юрий Михайлович оставил большой след во всех сферах жизни столицы, в том числе архитектурной. К этому наследию среди жителей и специалистов до сих пор неоднозначное отношение.

С одной стороны, был построен Казанский собор, в Кремле восстановили Красное крыльцо и другие, до этого уничтоженные памятники архитектуры. С другой, город лишился много зданий, имевших историческое значение, и даже входивших в реестр памятников, которые охраняло государство. Зато было построено много новостроек, ввысь вознеслись целые микрорайоны в спальных районах города. Из черты города было убрано много заводов и фабрик, которые наносили своими выбросами экологический урон городской природе.

Если посмотреть в хронологическом порядке, то становится видно, что москвичи и гости столицы первые масштабные изменения приняли благожелательно. Например, кроме Храма Христа Спасителя, была восстановлена Манежная площадь. Но деятельная натура градоначальника на этом не могла остановиться и следующие изменения в облике Москвы уже стали вызывать вопросы. После сноса знаменитой гостиницы «Москва» неравнодушные горожане и специалисты разных направлений создали архитектурную оппозицию. Но их усилия оказались тщетными, например, несмотря на все их возражения на Воздвиженке под снос попал «Военторг».

Вместо снесенных домов строились новые, не все они сразу же нравились обществу, но проходило время, и уже трудно представить облик города иначе. Можно сделать вывод, с приходом Лужкова, Москва начала прощаться со своим советским прошлым и начала выбирать свой путь в развитии.

Но можно рассудить иначе, благодаря архитектурным изыскам, которые появились в Москве, люди начали больше уважать советское наследие. А по прошествии двух десятилетий эти здания стали уже привычными и не вызывают столь много сильных эмоций.

Впрочем, непредвзято настроенные специалисты говорят, что архитектура, начавшая развиваться в это время – явление гораздо более разнообразное, чем сталинская или хрущевская застройка города. Здесь смешалось все: нарочитая демонстративность и помпезность фасадов, эклектичность и народные традиции. А еще архитекторы и заказчики смело добавляли элементы китайской, сингапурской, ближневосточной и других культур. Все это смотрелось непривычно. У одних вызывало отторжение, у других – восхищение, но никого не оставляло равнодушным.

Дом-яйцо. История создания

-2

Авторами проекта дома на улице Машкова стали два архитектора: Сергей Ткаченко и Олег Дубровский. А еще в их группу входил известный галерист Марат Гельман.

Сначала зодчие хотели построить подобный дом в Вифлееме, по их мнению, так должен был выглядеть израильский роддом: модно, необычно и во всех отношениях символично. Заказ поступил от Московской Епархии. В 1998 году они показали чертежи, но заказчики по различным причинам отказались от слишком смелого проекта. Тогда авторы обратили свои взгляды в сторону Москвы. Группа молодых архитекторов, искавших способы для применения своих творческих порывов, оказала им помощь.

Эта группа концептуальных архитекторов называлась «Облединение архитекторов» и была создана в 1993 году в Москве. Время требовало создания нового, в стране дули ветры перемен, и архитекторы хотели идти в ногу со временем. А как известно, Москва – это не только город нестандартных архитектурных решений, но и узаконенных ошибок.

Многие уверены, что прототипом стали знаменитые пасхальные яйца, изготовленные на фабрике Фаберже. На самом деле зодчий взял за основу пасхальные яйца. Уже потом команда архитекторов обратилась к прославленным образцам ювелирных изделий мастера.

Автор проекта, руководитель архитектурной мастерской Сергей Ткаченко в одном интервью объяснил появление столь интересного здания:«Мне хотелось небольшим знаковым объектом поставить точку в архитектуре XX века. Чтобы началась новая архитектура, а не постмодернизм, который у всех уже в зубах навяз, и чем сейчас Москва набита.Два объекта у меня было: «Патриарх» и этот дом, которые должны были сказать, — все, дальше иронизировать на русские темы смысла нет. Надо создавать что-то новое, более интересное. Вот ради чего все делалось».

По его словам, Лужков к его дому никакого отношения не имел, хотя потом людская молва их прочно связала.

Мало кто знает, но в мире такие шарообразные здания строили и до сих пор строят. И в Москве до этого кто-то построил подобное жилое «яйцо». Ткаченко вспоминает, что на Крымском валу как-то проводилась экспозиция, которая была посвящена новой архитектуре. Его ребята сделали гипсовую модель дома и поставили в выставочном зале. А наутро модели уже не было, кто-то украл. Позже, когда он проезжал Екатериновку (выезд из Москвы по Рублевскому шоссе) он увидел, что его проект уже воплотили в жизнь.

Архитектор рассказал, как проходило строительство. Дело в том, что когда к нему обратился заказчик, то на углу улиц Чаплыгина и Машкова шла реконструкция, рядом был незастроенный участок. Заказчик как-то получил разрешение на строительство жилой восьмиэтажки.

И формально, по документам, этот дом был пристройкой к трехэтажному дому овальной формы. Таких объектов в Москве было много, так что никто не обратил особого внимания, что к чему пристраивается. Эмоции начались, когда убрали забор, за которым шло строительство. Позже дом-яйцо все же переоформили как пристройку.

Кстати, дом-яйцо собирались построить на Патриарших прудах, но в итоге от этой затеи отказались, остановив свой выбор на улице Машкова. Впрочем, недалеко расположена станция метро «Чистые пруды». Подготовка заняла три года. Большие проблемы возникали при согласовании, получении различных разрешений от разных организаций и уровней власти. Проект у многих чиновников вызывал удивление и архитекторам пришлось приложить немало усилий, чтобы найти с ними общий язык. К строительству смогли приступить только в 2000 году. Публика смогла его воочию увидеть в 2002 году.

Кстати, оно стало вторым частным домом в Москве со столь необычной архитектурой. Первым был дом-улей в Кривоарбатском переулке, построенным архитектором Константином Мельниковым.

Конструкция пристройки

-3

При проектировании надо было сразу решить вопрос – из чего строить. До этого в Москве сооружения такой формы не возводили. За границей уже был наработан большой опыт работы с тонкими железобетонными оболочками, а в России монолитное домостроение начало активно развиваться только на рубеже XX – XXI столетия.

В мастерской Сергея Ткаченко решили применить привычный металлический каркас, который заполнили кирпичом. Сверху стены были облицованы керамической плиткой красного цвета, штукатуркой, а крыша покрыта медью. Эта отделка придала дому декоративный вид, чего и добивались зодчие, чтобы он был похож на декоративную шкатулку, чем-то напоминающую легендарные яйца Фаберже.

Как и у шкатулок, у дома тоже есть фигурные ножки, на которых он стоит. Это добавляет дому изящества, он смотрится выше. Стены толстые и утепленные. Работает система очистки воздуха, что для центра Москвы очень важно.

Жилая площадь получилась небольшой, всего в 342 кв.м. Из особняка есть выход в общий гараж, в который автомобиль опускается с первого этажа с помощью специального лифта.

На первом этаже находятся прихожая и холл, многочисленные кладовки, сауна и небольшой тренажерный зал. Круглые окна напоминают иллюминаторы.

На втором этаже есть кухня, большая столовая, комната для обслуживающего персонала и санузел.

Третий этаж предназначен для жилья хозяев. Здесь выделено две комнаты под спальни, с выходом на балконы. У каждой есть своя ванная комната. Через один из санузлов можно выйти на летнюю террасу, откуда открывается вид на улицу Машкова.

Этажи связаны между собой винтовой лестницей и лифтом с прозрачной кабиной.

Четвертый этаж – мансарда-шапочка, снаружи украшена красивым карнизом, выдержанным в древнерусском стиле, и имеет полукруглые окна. Само помещение считается самым странным в этом доме. Потолок в этой комнате высокий, более 4 метров и имеет купольную форму, а благодаря круглым стенам устроить тут что-то для нормального жилья сложно.

Как признается сам Ткаченко:«в этом яйце на самом деле жить не очень удобно. Это же ирония такая… там проблема даже картину повесить».

Сергей Борисович с сожалением говорит, что дизайн интерьера с ним не обсуждали, поэтому, когда увидел результаты, то пришел в ужас, «но смирился». Дизайнеры превратили дом в какой-то будуар с раскрашенными потолками, в стиле рококо, и в общем внутренние интерьеры выглядят по принципу «дорого – богато». Нет художественности, уникальности. И совершенно не подходит к наружному виду здания, к тем идеям, которые были заложены зодчими. Но на все воля заказчика. Хотя Ткаченко говорит, что лучше всего здесь подошел бы русский стиль.

Он уверен, что в этих круглых стенах получился бы замечательный небольшой музей, посвященный русскому искусству конца XIX – началу XX веков. Хотя организовать внутренне пространство будет не так просто.

Архитектурная достопримечательность

Несмотря на то, что дом, возведенный по проекту Ткачева с товарищами до сих пор ругают, доказывают, что дом-яйцо стал символом «лихих девяностых», другие возражают, что дом-игрушка отлично украшает ничем не примечательную улицу Машкова, выглядит ярко и нарядно. А когда смотришь на него, то остаешься в полной уверенности – человеческая фантазия не имеет границ. Но как бы там ни было, дом вписал в историю архитектурной Москвы своих создателей и мэра Юрия Лужкова.

Дом «Яйцо Фаберже» давно стал визитной карточкой Москвы и включен во все путеводители по столице. Особенно большой интерес вызывает у иностранных туристов.

Чтобы посмотреть эту столичную достопримечательность надо доехать до станции метро «Красные ворота» или «Чистые пруды» и оттуда около 10 минут пешком пройти до адреса: Москва, улица Машкова, дом 1/11.