Найти тему

Из пациента вышло 12 литров воды

У меня периодически консультируется мужчина 56 лет из небольшого городка нашего края, перенесший 6 лет назад инфаркт миокарда. Коронарный стент ему был установлен с запозданием (позднее обращение), инфаркт миокарда был передним, поэтому пострадала изрядная часть миокарда. В течение нескольких лет он живет с сердечной недостаточностью. Фракция выброса левого желудочка 28-30% (у здоровых людей она обычно в диапазоне 55-70%) - это говорит о значительном снижении сократимости левого желудочка. Плюс к тому сам левый желудочек сильно увеличен в объеме - диастолический его размер 8 см! А объем левого желудочка почти 400 мл - два стакана! При том, что его объем обычно не должен превышать 150 мл.

Появился этот мужчина у меня впервые 3 года назад с одышкой и отеками, а также с выраженной дневной сонливостью. Лечение, которое он получал, не выдерживало никакой критики - небольшая доза ингибитора АПФ и диуретик (мочегонный препарат) периодически, по мере усиления отеков. Так могли лечить может быть в конце 90-х, но не в третью декаду XXI века.

Кроме сердечной недостаточности, у мужчины ожирение, преимущественно абдоминальное (живот очень сильно увеличен, в основном за счет абдоминального, а не подкожного жира). И тяжелый синдром обструктивного апноэ сна. В свое время мы ему подобрали autoCPAP, настроили, и теперь он каждую ночь с ним спит, т.к. без него чувствует себя совершенно разбитым и обессиленным. Сердечную недостаточность лечим, как положено - четырехкомпонентная терапия (ингибитор АПФ - а точнее, не он, а препарат на букву Ю., а также бета-адреноблокатор, антагонист альдостерона и глифлозин). Плюс к тому пациенту был назначен диуретик для ежедневного приема. Чтобы ежедневно лишняя жидкость могла выводиться.

"Ударные" дозы диуретика раз в неделю, как раньше делали - так уже давно не поступают, это признано порочной практикой. Диуретик он принимал нерегулярно, т.к. это мешало повседневной деятельности из-за частых походов в туалет в первую половину дня. Все остальные лекарства после очередного визита ко мне начинает принимать строго как назначено, но с течением времени и по мере привыкания к своему новому, вполне сносному состоянию, достигнутому на фоне лечения, схема лечения несёт потери, уменьшаются дозы, и какие-то лекарства по своему усмотрению отменяются. Состояние начинает ухудшаться, он попадает в больницу, и так на моей памяти было уже три раза.

В этот раз он поступил в стационар в своем городке, с массой тела 132 кг. Жидкость была не только в виде отеков нижних конечностей, но и в плевральных полостях, и в брюшной полости. Из-за тяжелой одышки он вынужден был спать почти сидя. Вышел же он из стационара с массой 117 кг. В стационаре измеряли суточный диурез (и соотношение выпитой и выделенной жидкости), в итоге оказалось, что в мужчине было более чем десятилитровое ведро воды - лишней жидкости, которую он накопил за время безалаберного подхода к лечению.

Он вновь приехал ко мне, мы расписали ему схему наращивания доз лекарственных препаратов, обговорили в который раз все важнейшие моменты лечения, выполнили еще раз ЭхоКГ. Больные с сердечной недостаточностью в наши дни, при современной терапии получили возможность прожить дополнительные 5-10 лет жизни. В то время как еще лет тридцать назад сердечная недостаточность имела такой же плохой прогноз, как и злокачественные опухоли в те времена.

Не надо воспринимать это лечение как "симптоматическое лечение". Это лечение не симптоматическое, а патогенетическое - мы знаем механизмы, по которым развивается сердечная недостаточность, и лекарственными препаратами влияем на них, замедляя ее прогрессирование (которое обычно неуклонно происходит - вопрос лишь в темпах прогрессирования). Сердечная недостаточность в наши дни рассматривается как состояние, при котором происходит нежелательная гиперактивация ряда гормональных систем, что в итоге закручивает спираль смерти и ускоряет ее приближение. Большинство лекарств при сердечной недостаточности как раз и направлено на сдерживание патологической активности этих гормональных систем. Именно это дало возможность больным с сердечной недостаточностью в наши дни выиграть у смерти несколько лет жизни, причем довольно-таки полноценной (при условии правильного лечения). Да, ценой приема немалого количества лекарств. Но другого варианта пока что нет.

Стволовые клетки пока что революции в данной области не совершили. При необходимости мы подключаем к лечению нефармакологические методы - имплантацию электрокардиостимуляторов с ресинхронизацией, кардиовертеров-дефибрилляторов. Кому-то приходится выполнять трансплантацию сердца - в нашей клинике выполнены уже сотни трансплантаций сердца.

Главное, что я хочу донести до читателей - хотя мы и не можем "вылечить" сердечную недостаточность, но мы можем улучшить качество жизни, обеспечить человеку работоспособность и продлить саму жизнь. На 5-10 лет. Но ценой ежедневного, скрупулезного выполнения предписанной схемы лечения. Самовольные отступления от которой неизбежно приведут к тому, что болезнь вновь перейдет в наступление.

Теперь можно получить моё второе мнение по вашей кардиологической проблеме - пишите в личные сообщения в Телеграм. Вот ссылка:
https://t.me/doctor_zafiraki