“Купили франшизу с мужем три года назад, и до сих пор не можем поверить своему счастью!” Если подобный, по моему, весьма подозрительный восторг тематических сайтов воодушевить способен и вас - фатальная ошибка. Ну, скажете, судя по количеству магазинов в т.ч. сети франшизной компания вполне успешна. Спорить не буду. Попытаюсь лишь от этого успеха предостеречь. В смысле? Да, все просто - успех этот не ваш чтобы им так просто делиться с проходимцами и за него, как в условной продаже души дьяволу, поверьте, большинству придется заплатить. Ну, а вы что думали, в лице матерых бизнесменов добрых дядей нашли и целый отдел агрессивно навязывающий франшизу работает там зря? Но обо всем по порядку. Прочитал недавно о факторах успеха и набор рекомендаций по ведению бизнеса от когда то работавшего в компании человека, являющегося ныне собственником двух магазинов. Вовлеченность, личные качества предпринимателя, навыки и пр. - все это да, но умолчал он о главном - информацией по магазинам сам владел он всеобъемлющей и объективной и при этом с нуля создавать ничего не стал, ведь раскачка, кому как не ему это знать - удовольствие весьма затратное, выкупив точки свою жизнеспособность уже доказавшие, ссылаясь на отсутствие времени на строительство, что, честно говоря, звучит весьма абсурдно. Не упомянул он и о том, в чем кулуарно они и сами признаются - ~70% успеха - локация, что, впрочем, и логично. А что только не расскажут при продаже франшизы! 3 млн вложений, прибыль 250-300 т.р./мес (на тот момент), которые средней точки не касаются никак, утвержденный якобы командой спецов и ИИ перечень специально для вас подобранных локаций и пр., лишь бы уговорить, как, собственно, случилось со мной и целым рядом моих знакомых. Если что то потом не получится, сошлются на вашу “криворукость” и неумение вести бизнес. Кстати, у меня сложилось впечатление, что проверяющий точку супервайзер докапывается до каждой мелочи обычно так, чтобы чувство вины за то, что до стандартов не дотягиваем не покидало франчайзи перманентно. Перфекционизм, подумаете? И будете не правы. Так, полагаю, и задумано, чтобы потом, если что, по поводу провала не возмущались. Хотя если зайти в некоторые магазины базовой сети, остается только ужаснуться. И качать им это нисколько не мешает.
Касаясь нашего условного успеха, на целевые показатели почти вышли, пусть в основном и благодаря факторам от нас независящим - отсутствию на тот момент конкурентов и расширению застройки - к вопросу о локации, а также некоторым мерам экономии, о которых вслух говорить не принято. Это, кстати, еще одна хитрость, о которой, говоря о прибыли некоей средней точки, в компании умалчивают. А сейчас еще введение QR в т.ч. для кег. Но пока не об этом. Омрачало ситуацию лишь соотношение риск/ доходность, т.к. реальный объем вложений превысил планируемый раза в 1,5, не считая того, что первые 1,5 года приходилось работать в т.ч. самим и получаемых с магазина доходов, мягко скажем, на жизнь все равно не хватало. Благо запас финансовой прочности имелся. Как ни странно, именно упомянутый успех общую картину в какой то степени понять нам и позволил. Находясь на тот момент уже в третьем десятке рейтинга франшиз по выручке и отслеживая аналогичные показатели магазинов в т.ч. находящихся в продаже мы заметили одну весьма занимательную деталь - те самые порядка ~250 т.р./мес - удел от силы топ пары десятков магазинов из функционировавших на тот момент ~200 на нашей территории. А если учесть то, что количество неудачных стартов за все время работы их конвейера, думается, огромное - например, из нас троих проходивших вместе обучение на плаву не осталось никого, а у некоторых давних и/ или приближенных партнеров точек порой даже не две, то становится понятным, что в этом скрытом от глаз обывателя море неудач шансы на успех рядового франчайзи весьма невелики. Т.е. если пусть даже ~20 из 200 - это 10%, то с учетом неудачных кейсов, этих шансов, полагаю исчезающе мало. Под успехом в данном случае понимаю достижение заявляемых компанией показателей. Т.е. эти шансы как бы есть, но одновременно их как бы нет. Это как с баснословными выигрышами в лотерею - все про них слышали, но почти никто не видел. И ведь не подкопаешься, мошенничеством не назовешь, формально то они есть. Понятно, что если некто трудился на заводе всю жизнь и продав бабушкину квартиру стал счастливым обладателем аж целого магазина, то даже 100-150 т.р. чистыми при вложениях 4-5 млн его вполне могут удовлетворить. Для большинства, полагаю, эта ситуация будет из ряда - нести тяжело и бросить жалко. Иными словами, вам демонстрируют только обложку, вершину айсберга, записывают интервью и т.д. лишь с теми, у кого что то получилось, в т.ч. “передовиками производства”, приближенными. Темную же сторону этого “благолепия” не покажут никогда. А не владея реальной статистикой, не сможете вы, естественно, адекватно оценить и свои риски. Т.е. делается все, чтобы жертву успокоить и не спугнуть. Тем более, по моему опыту, потерпев неудачу и находясь в стрессе многие пострадавшие попросту отползают “зализывать раны” также с ложным ощущением того, что в отличие от других у них не получилось, и свое поражение стараются особо не афишировать. Так, один из моих знакомых по причине “внезапно” возросшей сметы и низких выручек первого года работы вынужден был влезть в долги - начиная вкладываться заднюю уже никак, а затем магазин и вовсе продать так, что вырученных средств хватило лишь на их покрытие. Можете представить себе размер убытков. А ведь у человека семья на руках. “Партнеры” в лучшем случае выразят “глубочайшую озабоченность”, если трубку вообще возьмут.
Возможность магазин хотя бы по остаточной стоимости продать ситуацию, безусловно, смягчает. Хотя, стоимость эта порой такова, особенно когда у магазина дела идут не очень, что вариант распродажи “по запчастям” если и выглядит хуже, то ненамного. Это, кстати, полагаю, основной секрет устойчивости франшизной сети - даже если не хватило ресурсов у вас, на это место придет следующий и также продолжит свои силы и кровные в это труднодоступное месторождение вкладывать. В итоге реальный объем вложений может превзойти планируемый кратно! - и все это за ноль затрат со стороны самой компании. Ровно поэтому вам будут рассказывать о том, что из франшиз почти никто не закрывается, в худшем случае магазин можно продать. В случае с другим моим знакомым, магазин продать и действительно получилось, но уже за 2/3 от вложенного и всего через два месяца после технического открытия - когда он понял, что обозначенная в начале сумма вложений была лишь предлогом купить франшизу. А то, что “месторождение” будет труднодоступным и/ или, как минимум, с запасами весьма трудноизвлекаемыми - не сомневайтесь. Или вы действительно полагаете, что все самое вкусное - топовые локации, привлекательная ассортиментная и ценовая политика - для вас, “детей” в сети явно не родных? При этом даже доп вложения, как понимаете - никакая не гарантия. Хотя, исключения, по крайней мере, в плане локаций, безусловно, есть. Правда, кого они касаются, не совсем понятно, т.к. получить подобное место ни мне, никому из моих знакомых не удалось. Может вам повезет? Но здесь может поджидать другая сложность: встречал в продаже точку в ТЦ с показателями на уровне моего магазина - значительно меньше была площадь, но аренда - сами представляете. При этом прибыль заявили такую, ну и, соответственно, ценник. Кстати, это одна из причин, почему покупать магазин, особенно новичку в бизнесе тоже не стоит - ценники на топ 20-30 неадекватны, а реальные показатели, как в упомянутом примере, проверить весьма проблематично, т.к. даже компания структуры расходов отдельно взятой точки, как в указанном выше примере, зачастую до конца не знает. К тому же, помимо обычно озвучиваемых основных, скажем, расходов - з/п, аренда, налоги есть и масса статей для неопытных весьма неочевидных типа транспортных, эквайринга, гос систем, списания до 100% бонусов за свой счет, полной налоговой нагрузки и др, а также моментов типа законодательства по “наливайкам” (обсуждаются ограничения работы), ковенант по договору и пр. А человек, который все это уже прочувствовал на себе и пытается от магазина попросту избавиться этим с вами делиться, предсказуемо, спешить не будет. В случае, если дело на конкретном месте не пошло, приемлемым может показаться вариант с переездом, т.к. оборудование, товарный остаток и т.д. остаются на руках. Но это снова ремонт, оборудование помещения, раскачка и т.д., т.е. серьезные доп вложения и также без каких либо гарантий. Как то при продаже оборудования через объявление познакомился случайно с коллегой, который рассказал свою историю - слетел с аренды, уже два года на новом месте и результата нет. Впрочем, приближенных это, по всей видимости, не касается, тоже есть перед глазами интересный пример, но слишком уж конкретный, поэтому не буду.
Теперь мы подошли к вопросу о том, зачем все это самой компании. Он чуть сложнее. Свечу, к тому же, не держал. Приведу лишь свое оценочное суждение. Планы у “звездного” руководства, которое до общения с рядовыми франчайзи по моим наблюдениям не опускается, очевидно, наполеоновские - вся РФ, как минимум. Проблема, как водится, этих амбиций обеспечение - т.е. ресурс. Кредит - дорого, к тому же банк за причинное место держит, акционерный капитал - потеря контроля над компанией. Вот и ищут они беззащитных и доверчивых, готовых под обещания золотых гор и пример пары десятков успешных франшиз в зонах “рискованного земледелия” эту самую целину зубами грызть. Результат - покрытие сетью даже тех территорий, где закрепиться пока или в целом весьма рискованно и проблематично. Именно такие риски недооценил, и далеко не в последнюю очередь благодаря намеренно вводившим меня в заблуждение “партнерам”, к примеру, я. Вариант на тот момент был предложен один, сказали, последний - налетай, торопись, пока не увели. И будто защищая интересы арендодателя острые углы договора аренды, ссылаясь на якобы экспертные мнения своих юристов, они сглаживали, обещали договориться по парковке и т.д., чего, предсказуемо, впоследствии не случилось. Мне, кстати, также достоверно известно, как минимум, о двух случаях, когда “партнер” и вовсе был загнан на площади, которые в перспективе нескольких лет подлежат сносу. Да, формально, в подборе площадей компания вам должна лишь помогать, но в реальности в соответствии с планом расширения и другими критериями подбирают точки они сами - обставлено все по хитрому, дабы ответственности затем никакой не нести. Т.е. кто вы для них, догадаться, думаю, труда не составит. Расходный материал, выражаясь мягко. Или вы и вправду решили переиграть хозяев казино?
Причем чем дальше, тем более крупные форматы магазинов и, соответственно, более затратные пихают они франчайзи. Хотя, есть и исключения - когда место ок, площадей дефицит. Конечно, сказать, что формат этакого минимаркета - не рабочий я не могу - подобные магазины базовой сети качают вполне себе не плохо. Так, магазин в котором я когда то стажировался, судя по проливам, приносил раза в 4-5 больше, чем моя точка. Ага, скажете, вы, и все таки так можно! И будете, не правы. Почему так, доподлинно мне не известно, могу лишь предполагать. Обсуждали это в т.ч. с коллегами. Возможно, благодаря именно базовым настройкам франшизы (ценообразование, ассортимент и т.д.) и “грамотной” политике их размещения. Доп ассортимент и большая площадь (>100m2) помогали нам в основном ночью, когда продуктовые и пр. были уже закрыты. Сейчас, когда во многих регионах не только обсуждаются, но уже и вводятся ограничения по работе т.н. “наливаек”, иметь подобный формат франшизы вблизи “Магнитов” и “К&Б”, мягко скажем, не выглядит разумным. Также может показаться, логичнее сохранить партнера уже имеющегося. Но это, оказалось, совсем не так. По крайней мере для рядовых франчайзи. И дело, полагаю, не столько в условной “селекции” и перекладывании всех рисков ведения бизнеса на “болотах” на бедолагу - бизнес то, как они говорят, ваш, хотя все основные настойки их. Думаю, им гораздо проще найти человека нового - это и снова покупка франшизы, и свежие силы, средства и т.д. А лучше обеспечить таковых поток - это и более активное расширение сети и поддержка магазинов имеющихся. Т.е. для победы над конкурентами, по всей видимости, важен сам темп и натиск. А каковы потери - значения не имеет, т.к. ресурс в этом случае все равно не их. Отсюда и отношение. Возможно, именно чувствуя некоторое лукавство своего подхода к работе с “партнерами”, высшее руководство, по крайней мере, с большинством из них прямых контактов избегает - скажем, ни я, ни коллеги, с которыми я начинал этих людей вживую ни разу не видели. Полагаю, этим они уже выразили свое отношение к нам. На этом фоне та же косулинская, у которой количество своих магазинов сопоставимое, но которая не строит свой бизнес в т.ч. на костях доверчивых из за своих амбиций, вызывает куда больше уважения. Когда то на вопрос о том, зачем некими идеальными показателями вводить людей в заблуждение один из менеджеров сопровождения мне ответил: ну, а как? Иначе франшиза не будет продаваться. Итог: если кто за столом является жертвой вы не знаете, садиться за него играть поостерегитесь. И уж точно упаси вас влезть в подобную авантюру впритык да на последние. Ах, кто бы мне разъяснил все это еще тогда. Не благодарите;)
#франшизапивко франшиза пивко отзывы реальные отзывы стоит ли покупать франшизу пивко отзывы о франшизе пивко франшиза Пив&Ко