Найти тему
Порцелиновый фан

Криммер Эдуард Михайлович (1900-1974). Редкие фасоны и формы...

В данной статье читателям предлагается ознакомиться с редкими формами и фасонами предметов фарфора от Э.М. Криммера, созданных им во время работы на ЛФЗ (1950-1974). И именно оттого что они редкие, формам или не давалось название вообще, или названия настолько глубоко запрятаны в архивах, что отыскать их не удалось. При этом невооружённым глазом видно, что все представленные предметы, комплекты и сервизы принадлежат к той или иной исторической эпохе, они, что называется, описывают время и содержат в себе дух времени, т.е. сами по себе все эти вещи - исторические артефакты.

Например, бокалы "Юбилейный" и "Юбилей Большого". 1951. Как по росписи, так и по форме видно, что эти бокалы принадлежат послевоенному десятилетию - т.н. периоду СТАЛИНСКОГО АМПИРА. В частности, даже если судить по одной лишь форме, видим наличие сложной ручки с лепным украшением, у бокала (если убрать ручку) симметричный круглый в сечении корпус, уходящий раструбом вверх, с круглым же основанием, снабжённым короткой ножкой. Т.е. вся пластическая часть эстетически копирует ампирные формы первой половины XIX-го века (разве что ручка не возвышается над корпусом - тогда был бы "чистый" ампир).

Карандашница (Вазочка для бумаг? Сигарница? Сигаретница?) "Ленинград". 1957. Эту скульптуру нельзя назвать редкой. Это знаменательная, растиражированная форма. Фактически рекламирует историческую часть "города на Неве". Форма с сильным рельефом, который просто диктует роспись в виде золотого силуэта ростральных колонн на фоне Петропавловской крепости. В той же эстетике (можно сказать - что это - серия) создана декоративная ваза с надписью "Ленинград" довольно сложной составной формы. См. галерею ниже...

А вот это - не просто редкое, а редчайшее изделие, созданное в единственном экземпляре - фарфоровая люстра на 18 рожков. 1955.

Э.М. Криммер за созданием монументальной люстры, украсившей Ленинградский павильон на ВСХВ. Фото 1955-го года.
Э.М. Криммер за созданием монументальной люстры, украсившей Ленинградский павильон на ВСХВ. Фото 1955-го года.

Комплект "Русские мотивы" (отдельный большой предмет иногда называют "Самоварчик" или "Весёлый самоварчик"). 1955. Расписывался в разные годы, возможно, расписывается и сейчас.

Комплект "Русские мотивы". 1955. В 1977-м году в другой росписи комплектовался ещё и подносом. Автор формы Криммер Э.М., автор росписи Фурдыгайло Л.И., исполнитель Носова А.И. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Комплект "Русские мотивы". 1955. В 1977-м году в другой росписи комплектовался ещё и подносом. Автор формы Криммер Э.М., автор росписи Фурдыгайло Л.И., исполнитель Носова А.И. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

Подарочный комплект (трио). "Рельефный". 1950-е. Так же, как и бокалы, эту явно ампирную форму можно отнести к стилистике СТАЛИНСКОГО АМПИРА.

Одно из направлений раннего МИНИМАЛИЗМА, разрабатываемого в СССР в начале "шестидесятых" годов, стала тема АРХАИКИ. У Э.М. Криммера эти искания выразились в сервизах фасонов "Купава"(1959) и "Горизонт"(1964-1965). Ниже представлен ещё один фасон в похожей эстетике, названия которого я не нашёл. Это сервизы "Агаты" (1963) и "Праздничный" (1963). Изогнутые крышки корпусных предметов напоминают крышки фасона "Купава". А вот носики сосудов и ручки предметов сделаны в традиционном для архаичной эстетики дегенеративном "недоразвитом" виде. Более того, очень смело для фарфоровой посуды вообще в фасоне была удалена одна из ручек у сахарницы, в результате сахарница осталось с одной ручкой, но без характерного носика (чайники, кофейники, сливочники, молочники, кувшины и .т.), который бы уравновесил её отсутствие.

Роспись сервиза "Праздничный" (1963) в виде рисунка овалов, уменьшающихся в размере от середины к краям, на плоскости уже создавала бы иллюзию объёма, здесь же она вызывает эффект "объёма в объёме". Визуально напоминает роспись сервиза "Берёзки".

Чайница для сервиза "Северный". 1963.

Сервиз "Жар-птичка". 1964. Криммер-Славина.

Чайно-кофейный сервиз "Колобок" ("Семья"), 1964. Ещё один фасон, исполненный в архаичной эстетике. Все предметы тяготеют к форме шара (потому и название такое), лишь кофейник и кофейная чашка вытянуты, и по форме напоминают бочонок. Ручки, хваты и носики недоразвиты. Опять мы видим основной рисунок "под берёзу" - на корпусах, зелень - на крышках и "радужные" ручки. Как и в предыдущих опытах с АРХАИКОЙ, Э.М. Криммер оставил сахарницу с одной ручкой.

Это не совсем уж такой редкий фасон, но встречается ныне на вторичном рынке нечасто. С одной стороны, это уже явной отход от АРХАИКИ, поскольку все формы уравновешены, что называется стандартны, с другой, напоминают какие-то "детские" игрушки. Подобные "наивные" формы вошли в моду в керамике СССР со второй половины "шестидесятых", и в основном, там и остались. Некоторым "повезло" (как, например, фасону "Аврора" от Н.П. Славиной), и они расписывались художниками даже и в "семидесятые" годы. "Полдник". 1965.

"Садовая роза". 1965.

"Серебрянка". 1965.

В 1967-м году Эдуарду Михайловичу Криммеру присвается звание Заслуженного художника РСФСР.

Кофейный сервиз "Букеты". 1968. Очевидно, что фасон сделан с прицелом на свадебный подарок. Здесь мы опять видим характерную для второй половины "шестидесятых" "НАИВНУЮ" форму, не сильно ушедшую от АРХАИКИ.

Канделябр "Ночь-день". 1969.

Канделябр "Ночь-день". 1969. Автор формы и росписи Криммер Э.М. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Канделябр "Ночь-день". 1969. Автор формы и росписи Криммер Э.М. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

"Зелёная лента". 1971. Этот сервиз уже был представлен в статье, посвящённой творчеству Е.Г. Фирсовой (см. здесь https://dzen.ru/a/ZgNJMitPMwIBaUXC). Но "повторенье - мать ученья". Фасон, действительно, очень редкий, и в ином исполнении, даже на просторах интернета, я его не встречал.

Э.М. Криммер.
Э.М. Криммер.

P.S. Некоторые из комплектов и предметов я, по рассуждению, убрал из данной подборки. Например, сосуд скульптурный с пробкой "Конь" - из "Астраханской государственной картинной галереи имени П. М. Догадина". Такое ощущение, что данное керамическое чудо с росписью годов из "восьмидесятых" (если не позже!) эксперты галереи отнесли к криммеровским предметам только потому, что это нечто сделано в виде коня. Такой же скептицизм у меня вызвал комплект "Петух" с двумя чарками от Ульяновского областного художественного музея. Странно также и то, что более ни в одном музее страны, в т.ч. "Эрмитаже" (т. е. в филиале "Эрмитажа" - бывшем музее Фарфорового завода) ни "Петух", ни "Конь" не числятся.

Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

Всего доброго!

Еда
6,23 млн интересуются