Найти тему
Порцелиновый фан

Фирсова Елизавета Григорьевна (род. 1928). Художник ЛФЗ.

Здравствуйте, друзья. Сегодня необычная публикация. О человеке, крохи биографии которого отыскались в интернете с необыкновенным трудом. О женщине, проработавшей на ЛФЗ художником почти 30 лет, но при этом в интернете не оказалось ни одной её фотографии (Нет! Уже оказалась. Одна. Просто я плохо искал).

Елизавета Григорьевна Фирсова (справа) с Серафимой Петровной Богдановой (1925-2010). Фото 1975-го года.
Елизавета Григорьевна Фирсова (справа) с Серафимой Петровной Богдановой (1925-2010). Фото 1975-го года.

Интересно даже другое: например, в анонсе страницы сайта "Эрмитажа" видна информация об этом художнике, а уже на самой странице информации нет. Т.е. информация была, но затем исчезла. Почему так произошло - загадка. Можно только предполагать. Возможно, об этом попросила в своё время сама Е.Г. Фирсова, почувствовав, что ей недолго осталось... У меня на памяти есть ситуации, когда перед уходом из жизни человек закрывал свои страницы из соцсетей, или удалял свои фотографии.

Известно, что родилась она в 1928-м году. Во время блокады Ленинграда из города не уезжала.

Фирсова Е.Г. официально считалась жителем блокадного Ленинграда (блоканицей).
Фирсова Е.Г. официально считалась жителем блокадного Ленинграда (блоканицей).

В 1945-м, сразу по окончании Великой Отечественной войны, как и многие другие известные затем художники по фарфору (к примеру, Н.Б. Гусева, С.П. Богданова), поступила в ЛВХПУ (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище, б. училище технического рисования барона Штиглица). Училась по специальности "Архитектурно-художественная керамика". В 1953-м году (по-видимому, по распределению) уехала в Ашхабад, столицу Туркмении. Три года проработала художником в "Ашхабадпроекте", затем вернулась в Ленинград, где её приняли на работу в ЛФЗ художником по росписи фарфора. Член ЛОСХ с 1967-го года. В 1984-м году, как понимаю, вышла на пенсию. Нигде не отыскал дату смерти, хотя, по косвенным признакам, Елизавета Григорьевна Фирсова ушла из жизни в 2008-м году. Вот скрин документа Санкт-петербуржского союза художников с указанием личных дел художников, выбывших в 2007-2009 гг. В отношении Фирсовой Е.Г. - с "крайней" датой 15.07.2008.

Скрин из интернета.
Скрин из интернета.

Далее оценивать её творчество придётся исключительно по её работам.

Ваза в честь XXI-го съезда КПСС. 1959. Автор росписи Фирсова Е.Г., автор формы Криммер.Э.М. Высота 106,0 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Ваза в честь XXI-го съезда КПСС. 1959. Автор росписи Фирсова Е.Г., автор формы Криммер.Э.М. Высота 106,0 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

Смотрим примеры росписи 1960-х гг.

Сервиз "Букет" создан на форме от Семёнова В.Л., "законодателя мод" форм ЛФЗ конца 1950-х - начала 1960-х гг. Эстетика росписи в данном случае копирует эстетику С.П. Богдановой (о ней читайте здесь https://dzen.ru/a/Za4etRxzlxFW35cQ), в которой та расписывала "цветочные" сервизы, начиная с 1964-го года по начало 1970-х гг. Поскольку к данной эстетике Фирсова больше не возвращалась, это именно попытка воспользоваться эстетическими приёмами, разработанными другим художником. Ничего "ужасного" я тут не вижу, более того, это даёт возможность сузить дату создания сервиза с 1960-х (как предлагают в "Эрмитаже") до 1964-1967 гг.

Чайный сервиз "Весенний луг". 1960-е. Фасон - также от В.Л. Семёнова - его знаменитый "Утро". В целом, сервиз создаёт приятное впечатление.

Сервиз "Весна" на форме от Э.М. Криммера. Форма была разработана в середине "шестидесятых", наибольшей популярностью пользовалась в 1966-1970 гг. Скорее всего, в те же года сервиз и был расписан.

Чайный сервиз "Кремль". 1967. Характерное для второй половины 1960-х гг. стилизация эстетики КОНСТРУКТИВИЗМА 1920-х-1930-х гг. с его городскими пейзажами и восхищением перед стройками, воплощавшими собой экономический подъём страны. Характерный для 1960-х гг. рисунок абрисом в один тон силуэтов городских зданий дополнен красным силуэтом кремлёвской стены с башнями. Стилизованные деревья обозначены золотом с цировкой.

Похожий графический рисунок абрисом городского пейзажа, характерный для ЛФЗ середины 1960-х гг. На сайте Госкаталог(точка)РФ сервиз представлен без названия, но поскольку роспись содержит черно-белые силуэты архитектурных памятников г. Ленинграда на голубом фоне с дополнительными золотыми элементами, можно предположить, что и название сервиза связано с Ленинградом ("Ленинград", "Ленинградский", "Виды Ленинграда" и т.д.). От предмета к предмету сюжет рисунков не повторяется.

Практически в той же росписи и в тот же 1967-й год Е.Г. Фирсовой расписан графин.

Графин "Ленинградская"(?). 1967. Автор росписи Фирсова Е.Г., автор формы Линчевская Т.С. фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж"
Графин "Ленинградская"(?). 1967. Автор росписи Фирсова Е.Г., автор формы Линчевская Т.С. фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж"

Т.С. Линчевская также создала форму флакона с крышкой, который расписала Е.Г. Фирсова. "Ленинградский". 1966.

Флакон с крышкой "Ленинградский". 1966. Автор росписи Фирсова Е.Г., автор формы Линчевская Т.С. Фарфор, роспись надглазурная монохромная. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Флакон с крышкой "Ленинградский". 1966. Автор росписи Фирсова Е.Г., автор формы Линчевская Т.С. Фарфор, роспись надглазурная монохромная. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

А это - штоф.

Штоф с крышкой "Петербург" (в Государственном музее истории Санкт-Петербурга название штофа - "Петровский). 1966. Автор росписи Фирсова Е.Г., автор формы Семёнов В.Л. Фарфор, роспись надглазурная монохромная, позолота, цировка. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Штоф с крышкой "Петербург" (в Государственном музее истории Санкт-Петербурга название штофа - "Петровский). 1966. Автор росписи Фирсова Е.Г., автор формы Семёнов В.Л. Фарфор, роспись надглазурная монохромная, позолота, цировка. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

Не раз в статьях канала говорилось о том, что эпоха МИНИМАЛИЗМа в СССР ушла в 1967-м году (раньше, чем в Европе). Потому что на повестке стояли юбилейные даты (50 лет Окт. революции, 50 лет ВЛКСМ, 50 лет Сов. Армии, столетие В.И Ленина), которые полагалось отметить с особой торжественностью, для чего эстетика МИНИМАЛИЗМа совершенно не подходила.

Стилистически очень похожая роспись графина "Новгородская рать" от 1966 г.

Графин с крышкой "Новгородская рать". 1966.  Автор формы Семёнов В.Л., автор росписи. фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Графин с крышкой "Новгородская рать". 1966. Автор формы Семёнов В.Л., автор росписи. фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

Бокалы тех лет...

Сервиз "Цветение". 1968. Выполнен на форме "Ладога" от С.Е. Яковлевой.

Тарелки монохромной печати "225 лет заводу имени Ломоносова"... 1969.

Ещё одна тарелка (блюдо), расписанная Ф. в 1969. "Праздничная Нева"...

Блюдо 35,7 см. "Праздничная Нева". 1969. фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Блюдо 35,7 см. "Праздничная Нева". 1969. фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

Сервиз "Кобальтовая роза". 1969. Можно сказать, что здесь уже наступили "семидесятые": снова в цене ручная роспись, цветы, подчёркивание народности.

А это - комплекты (трио), созданные Е.Г. Фирсовой в 1970-е...

Форма "Аврора" была создана Н.П. Славиной в 1967-м году к 50-летию Советской власти. Кто только и как эту форму не расписывал! У Е.Г. Фирсовой это - "Синий ситчик". 1970.

Чайный сервиз "Молдавия". 1970. Конечно, с фруктами.

Ваза и блюдо "Фрукты". 1970. Предметы расписаны в той же манере, что и предметы сервиза "Молдавия". Нету только подглазурной росписи кобальтом (т.е. как бы "упрощённый" вариант).

Роспись "Зелёная лента" удачно подошла к необычной форме от Э.М. Криммера. 1971. Форма очень редкая, по-видимому оттого, что была сложной в производстве.

А этот сервиз (см. галерею ниже) знаком многим любителям фарфора. Производился он в достаточном количестве. Чайный сервиз "Золотая пчёлка". 1972.

Необычный для Фирсовой комплект с подглазурным крытьём синим кобальтом. "Летний день". 1973.

Сервиз "Летний день" ("Июнь"). Славина. 1973. Надеюсь, дачники подскажут, что за розовые цветы изображены в комплекте и в сервизе "Летний день", и имеют ли они какое-то отношение к июню.

Расписывала она и чайницы на форме "Колечко" (создана в 1974-м году) от С.Е. Яковлевой.

Сервиз "Павловск". 1977. Посвящён 200-летию Павловска. Ансамбль поражает какой-то сдержанной торжественностью. Создаётся ощущение, что это - сервиз не XX-го века, а более ранней - времён Российской империи. Почти все корпусные предметы с одной стороны декорированы овальным медальоном с видом на какое-либо строение в Павловске (виды не повторяются), с другой - надписью золотом в растительном картуше "Павловск".

Декоративная тарелка (блюдо) 1977-го года с лозунгом "Сохраним красоту и богатство природы". Обычно в год очередного юбилея Советской власти тема лозунгов для декоративных тарелок и блюд была политическо-исторической. Однако к концу "семидесятых" Советское руководство всё больше и больше копирует актуальную для тогдашнего Запада "экологическую" повестку. Из серии "Мы культурные, правда-правда! Мы - такие же, как вы!"

Блюдо 44,3 см. "Сохраним красоту и богатство природы". 1977.  Автор формы Борисов А.И., автор росписи Фирсова Е.Г. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Блюдо 44,3 см. "Сохраним красоту и богатство природы". 1977. Автор формы Борисов А.И., автор росписи Фирсова Е.Г. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

Чайно-кофейный сервиз "Петродворец". 1979. Создан на новой тогда форме "Сударыня" от Н.П. Славиной. Видим надглазурное сиреневое крытьё и виды Петродворца в квадратных золочёных рамках и в овальных медальонах.

На рубеже 1970-х-1980-х гг. Фирсовой создаются две запомнившиеся любителям фарфора росписи на чашках формы "Майская" костяного фарфора: "Одуванчики" и "Анна Андреевна Ахматова"...

Очень интересная "разнотравная" роспись "Поле" на фасоне "Весенний" (форма "Весенняя")... 1980.

В разные годы (в 1982 и в 1985) Е.Г. Фирсова расписывает декоративные блюда под общим названием "Родная земля". Смотрим изображения в галерее ниже

Вазы от Владимира Михайловича Городецкого, расписанные Елизаветой Григорьевной Фирсовой, а также роспись на восстановленной "воронихинской" форме "Ампирная" XIX-го века...

Чайно-кофейный сервиз "Колокольчик" на форме "Витая". 1983. Роспись - то, что называется нежная.

Очень большой (по количеству предметов) столовый сервиз "Зелёный орнамент" был создан в 1983-м году. Формы для сервиза были взяты как от Лепорской А.А., так и от Яковлевой С.Е.

Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!