Поэзию прекрасного можно отыскать во всяком проявлении нашего потрясающего бытия. Существуют очевидные примеры, такие как литература и живопись. Есть крайности, в которых найти прекрасное не каждому дано, например, заброшенные шахты по добыче алмазов или города-призраки. Существует деятельность, напрямую не связанная с искусством, но в которой не в меньшей степени проявляются способности человека к творчеству. Кулинария может рассказать о своём создателе больше, нежели любая характеристика. Блюдо в состоянии передать мысли повара, посредством своих произведений общающийся с гурманами. Такое общение может стать началом крепкой привязанности, а в случае с Доденом Буффаном и его кухаркой Эжени, к брачному союзу на рубеже осени жизни.
Француз вьетнамского происхождения Чан Ань Хунг известен своими романтическими картинами. Он любит рассказывать истории любви, и, главное, умеет делать это так, что фильм не становится банальной мелодрамой, а наполненной множеством деталей взаимоотношений полов и предметов материального мира драмой. Плавное течение времени в его лентах схоже со степенной манерой чтения стихов, многосложных и в тоже время понятных каждому зрителю. В рецепте любви режиссёр закрепляет собственный почерк, утверждает его и бетонирует окончательно.
Фильм с первой минуты и до финальных титров прекрасен, его смотришь не отрываясь два с лишним часа. Магия, которую производят на кухне конца 19 века Мажимель и Бинош, завораживает. Мы следим за сценами, которые порой длятся несколько минут и не понимаем, как это сделано. Весь процесс приготовления пищи аутентичен времени. Все рабочие поверхности чугунные, готовка осуществляется на древесных углях (плита, духовка). Камера летает за героями, словно упёртый ученик, готовый на всё, ради внимания происходящего. Слюноотделение – единственный изъян при просмотре этой работы. Поедание свежих овсянок или готовка костного мозга и его проба, тут есть опасность захлебнуться. Такое кино надо смотреть сытым.
Бенуа Мажимель, наверное, впервые готовил, или он сильно волновался, его руки тряслись в самые ответственные моменты, это невозможно скрыть. В отличие от Жюльет Бинош, которая действовала словно шеф-повар с многолетним стажем. Их навыки, приобретённые за один день до съёмок или с годами, нельзя скрыть от камеры, неотрывно следящая за ними, их руками и движениями. Кажется, всё посвящено кулинарии и всему, что с ней связано. Но создатели используют процессы на кухне в качестве стяжки, которая служит основой для раскрытия многогранных, далеко не самых простых, отношений гурмана и кухарки. Ко всему прочему сценаристы утяжеляют драматическую составляющую. И когда думается о концовке, довольно скорой, фильма, зрителю предлагают пережить трагедию вместе с Буффаном, следовать за его горем и находить отдушину и выход, смысл нового существования.
Рецепт любви похож на все работы Вонга Кар-Вая вместе взятые, здесь чувствуется азиатский колорит, интересно сочетающийся с французской кухней. Эта трагичная история, рассказанная с лёгкостью взбитого белка, что не умоляет переживаний героев. От просмотра фильма может наступать ступор, как от живописи, которую увидел, наткнулся внезапно, и от которой катастрофически нет сил и воли оторвать взгляд.
P.S.: «Счастье-это когда ты неустанно продолжаешь ценить уже имеющееся».