Знали ли вы, что словосочетание «COCA-COLA» является одним из самых употребимых в мире вот уже многие годы? Предлагаю окунуться в историю бренда, чтобы понять, почему напиток столь популярен.
Фармацевты XIX века были хорошо знакомы с веществом «кокаин», врачи прописывали его в качестве обезболивающего препарата. Полковник Джон Пембертон придумал изготавливать напиток из листьев коки и ореха кола. Сначала в основе его было вино, а после введения в Америке сухого закона, напиток стал безалкогольным. Тогда же напиток и был назван «coca-cola» и запатентован. В тот же период был придуман знаменитый логотип, который, кстати, почти не претерпел изменений до сих пор. А придумал его простой бухгалтер, работавший на Пембертона. Хозяин обратился к нему, потому что у бухгалтера был красивый почерк.
Впервые напиток стал появляться на аптечных полках в 80-е годы XIX века как средство, избавляющее от головной боли, кишечных расстройств, зависимости от морфина и даже импотенции, а также в качестве успокоительного средства. Причем первоначально coca-cola продавалась на розлив в очень концентрированном виде, покупатели должны были его еще разбавить водой. Продажи такого неудобного лекарства шли не совсем удачно, пока один из фармацевтов не придумал разбавлять напиток содовой вместо обычной воды. Тогда товар стал более интересен публике, потому что в Америке были популярные газированные напитки.
Отчего-то создатель питья не особо заботился о продвижении своего творения, вероятно, не увидел в нем потенциала, а потому продал производство мигранту Асу Кендлеру, который, наоборот, понял, что с помощью инструментов маркетинга можно сделать из вкусного напитка лидера продаж и заработать. Над составом Кендлер тоже поработал, он убрал оттуда кокаин. Coca-cola перестала продаваться как лекарство. При новом владельце шипучка приобрела доминирование на рынке безалкогольных напитков во всем мире.
В 1893 году была открыта компания «Coca-cola», а спустя несколько лет открылся первый завод по производству напитка в промышленных масштабах, тогда же он стал продаваться в стеклянных бутылочках. При этом напиток продолжал продаваться и в розлив. Товар быстро стал набирать популярность, его активно рекламировали. Кендлер начал выпускать также сувенирную продукцию и канцелярию с рекламой бренда.
Почему-то Кендлер тоже решил избавить себя от процветающей компании, он продал ее в самом расцвете за 25 миллионов долларов некоему Вудраффу. Семья бизнесмена всерьез занялась модернизацией маркетинговой политики бренда. В 30-е годы XX века лицом компании стал Санта-Клаус, напиток стал позиционироваться как необходимый атрибут рождественских праздников. Для магазинов, где продавалась кола, компания стала приобретать специальные прозрачные холодильники с собственным логотипом, чтобы покупатели могли наслаждаться холодным напитком в жару. Также появились упаковки колы «на большую компанию».
Во время Первой мировой войны «Coca» начала производить товар в жестяных банках для удобства употребления солдатами, а также сделала цену напитка для солдат максимально дешевой (себе в убыток), но репутация фирмы резко возросла за счет этих манипуляций.
Компания росла, начала создавать новые вкусы под другими названиями. Во второй половине XX века настоящий фурор вызвала диетическая кола, в которой вместо сахара стали использовать сахарозаменитель. В 1985 году колу начали пить даже космонавты на орбите.
В СССР кола пришла лишь в 1988 году и моментально обрела популярность.