ЧАСТЬ II. Голод не тетка… Рюмка водки на столе: ешь ананасы – рябчиков жуй…
И вот на сцену выходит..выходит на сцену легендарный БУФЕТ со товарищи- витриной, десертницей и поставцом…
Немного «топонимики»- « buffet» - слово французское и в дословном переводе- грандиозный-шумный-большой праздник. Между прочим «конфета»- слово его родственник- тк обозначает лакомство «как праздник»… CON-как FETE-праздник
Посему пришедшая от французов мода на посудные шкафы от вельмож распространилась в народ… но главное- что сохранилось и до сих пор- это архитектурные изыски и неповторимость этого предмета мебели ( по моде, стилю, размеру и даже наполнению кошелька владельца) и как украшение интерьера- с целью быстренько организовать Вам праздник ( праздничный ужин) в столовой где и располагался сей девайс.
Классическая компоновка: буфета - подстолье ( поставец широкий не менее 40-60 см а то и больше)- верхний шкаф-надстолье ставился на серединную перевязку- консоль обычно с точеными мощными балясинами- для удобства размещения блюд к подаче( или сладостей или фруктов..) В верхней части ( рюмочном отделении) размещались бокалы- лафитники- фужеры- стопки- рюмки или чем будут угощать гостя и штофы- графины ( ну а теперь просто бутылки)- с винами- ликерами- водкой –аперитивами…Обычно-эта часть была остеклена и вот тут художественного подхода- не отнять
В боковых шкафчиках- пеналах обычно хранили комплекты сервизов. Имелись как правило приборные ящики - и ящики для салфеток и мелких аксессуаров для сервировки.
Подстолья снабжались и выдвижными вкладными досками для нарезки хлеба- фруктов или подготовки блюд к подаче на стол
И все ЭТО как правило запиралось на ключ! Тк прислуга- прислугой а серебро фамильное должно быть под замком.
Тем более частенько гостиная совмещалась с тк называемой приемной или людской куда могли зайти и ожидать хозяина или хозяйку разные люди за своими нуждами …(в загородных усадьбах-особо было распространено).
И мода на мебель- тож была.-все архитектурные стили- на ковер! Тут тебе и барокко и ренессанс…готика эклектика и конструктивизм
Вот французских рук дело:
А вот про ореховую десертницу и её восстановление- у Надежды Симоненко- отлично показан весь процесс а изящество форм- налицо( к сожалению не в статьях- но полистать можно и найдете еще много чего полезного для Вас. Ждем-с окончательный пост когда балюстрадки- навершие-м все детали встанут в единое целое…
А вот уже а ля Бретонский стиль…Для твердых духом мужчин «мой дом- моя крепость»…Охотничьи элементы были не только на кабинетных шкафах- и АП! Как резной декор буфетов…
Стиль «Генрих II»- подтверждение брутальности хозяев .В основном из массива и для очень высоких потолков- потому как навершия от «генрихов»- отдельное произведение искусства как и дверки- целые сцены в дереве или композиции на охотничью или фруктово-цветочную тему…
И даже готический стиль можно найти и ездить не надо позабуграм и не к Анне Болейн- а в особняк Стахеева в Москве плиз- и готики- в полный рост…А заодно и про другие стили в эклектичном убранстве особняка узнаете…
Не буду затевать здесь историю про Сцессион, про А.Муху ГаудИ и других ярких представителей модерна-Ар Нуво,
( пластичность форм- от Musee Ecole Nansi)
и не буду описывать, что и наши отеч. Архитекторы и художники по предметам ДПИ не стояли в стороне - jдни вокзалы Шехтеля чего стоят с ажурными дебаркадерами Шухова и залом пассажиров 1-го класса-интерьер сохранился и вокзал работает до сих пор. И буфет для пассажиров- и картинный зал - тоже был!
Вот у Светланы «Я и здесь молчать не буду»- есть отличная статья про конструктивный модерн одной из московских усадеб- купца В.Д.Носова (слава Богу дошла до наших дней).
Так же обстановку тех лет и стиля ( все предметы аутентичны и родные ТОГО времени что большая редкость) можно увидеть в мемориальной квартире Г.М.Кржижановского – отличная статья про интерьер квартиры в стиле модерн , затеянной владелицей- женой купца Варыханова -Варварой Варыхановой в 1904 году а позже она продала этот домик компании «Сименс и Гальске» куда затем волею судьбы и после ссылки пришел работать Г.М.Кржижановский.
И только благодаря его таланту электротехника и отличного инженера и автору Плана ГэлРо и сохранилась подлинная обстановка тех лет.
Здесь- немного о самой работе Глеба Максимилиановича (отличные фотки интерьера в статье Я.Сорока)
Для более распространенного потребителя практиковался стиль Югенд- предвестник да и современник Модерна.
Так в Петербурге были достаточно обширные мебельные мастерские работающие в югендстиле и модерне. Буфеты модерн до сих пор еще встречаются у народа в обстановке и диву даешься сохранности витражей Тиффани- очень модных тогда в интерьере.
А вот статья про мученика модерна в «Оживших деревяшках» Светланы из Евпатории
Фарфорово-фаянсовые производства тоже не стояли в стороне- сколько еще пробегает пластичных форм блюд, десертниц и ваз…Бронзы – подсвечников и декора в ластике Ар Нуво…Красота!- тут отправлю Вас в каталоги Владимира Артамонова- здесь на Дзене.
Вот например каталог МальцОвского стекла( царских времен)
Найдете и атрибутируете по ним множество вещей- в том числе и посуды – а может и из Вашего буфета? посмотрите цену и вар-ты исполнения- бесценный аккаунт- рекомендую.
А теперь- про выживших и вставших снова в строй.
Мой товарисч спасенный из хрущевки- типичный представитель конструктивного модерна (около 1905гг)- как раз уже каркас- массив дуба и заполнения в них. Компоновка- классическая- подстолье- рюмочный верх и пенальцы по боковинам. Верхние части даже открыты как у десертниц- так что даже симбиоз. Но резьба-декор была полностью утрачена так же как ручки и навершие..
Корона- найдена случайно-не родная но тот же дуб и те же года-хорошо подошла. Корона придала еще более полный абрис и акцент стиля модерн. Так что я сторонник восстановления наверший.
А как она похожа по стилю на шкаф из кв-ры Кржижановского!!! Вот так атрибуция и начинается.
Затем еще есть карандашная надпись на заднике- «Пушкарская ул…. дом 52…кв. …»- тут плиз топонимические розыски и вот что понимаю: Дом №52 как раз угловой в стыке с Бармалеевой ул.. построен в 1901 г. по проекту техника А. И. Гаврилова.До 1917 г. дом принадлежал Русскому страховому обществу «Помощь».
Вот и примерная датировка моего страдальца- от 1901 до 1904 + время на обустройство здания после строительства- так и получатся где-то 1905 год…тем более схожесть орнамента шкафа и найденной мною короны к буфету, его адрес- поразительны… Схожесть только в одном: Компания Сименс и Гальске и Русское страховое общество имело корни германского капитала и оба были национализированы в один год- 1917 декретом Советской власти…
Придуман способ имитации травления орнамента на гранках рюмочного отделения- не хватало глазу для полной стилистики.
Резьба кр.дерева снята с почти убитых дверок ( с мусорки- спасибо подборщикам) более старшего возраста- но по цветочному рисунку также вписалась как родная И теперь они НЕДЕЛИМОЕ целое.
Внутри- конечно полочки елочка( пришлось доделывать комплекты реек-держателей),доставить для «легкости» зеркала в рюмочное отделение а старые заполнения с верха колонок и срединной части- наоборот убрать- тк осыпающаяся амальгама мне ни к чему. Зато там теперь как бы ореховый кап..
Удачно найдены ручки по стилю и размер-пара- для приборных и салфеточных ящиков.
Отклонение от аутентичности- подсветка....И куда же без нее в XXI веке?
Итог: 2 войны и 3 революции-не помеха для очумелых рук и из гадкого утенка можно сделать усладу для глаза (и удобство для посуды-утвари). Тут Вам и любовь к стилю и удобство хранения и хорошо посидеть с друзьями за круглым столом на венских стульях…
Быстрый праздник- и как-то БЕЗ СУЕТЫ…
Думаю-бабушки будут довольны…