В 1980-е годы Группа Б Чемпионата мира по ралли на равных соперничала с Формулой-1 по популярности. Мощность и динамика раллийных машин были сопоставимы с характеристиками болидов Формулы-1, вот только ездили они по лесах и горным перевалам, в непосредственной близости от стволов вековых деревьев и, в буквальном смысле слова, в шаге от пропасти. Тысячи зрителей стекались на раллийные этапы и, несмотря на опасность, выстраивались «живым коридором» вдоль трасс – в сети масса видео, на которых зрители разбегаются прямо перед несущимися на огромной скорости машинами. Самые отъявленные болельщики старались дотронуться до раллийного болида, что заканчивалось весьма печально. Знаменитая гонщица Мишель Мутон рассказывала, что пару раз механики обнаруживали в ее машине оторванные у зрителей пальцы… Конечно, автопроизводители стремились поучаствовать в этом «Празднике безумия» и европейское подразделение корпорации Ford не могло оставаться в сторонe!
Изначально инженеры Ford разрабатывали проект раллийного автомобиля на базе модели Escort, но в итоге построили RS200 с нуля! Для того, чтобы побеждать Peugeot 205 T16, Lancia Delta S4 или Audi Quattro S1 был нужен экстраординарный «инструмент»! Будучи среднемоторным автомобилем небольшого размера, специально созданным для ралли, RS200 ощущался как духовный преемник легендарного Lancia Stratos.
Механической частью RS200 занимался конструктор болидов Формулы-1 и победившего в Ле-Мане Jaguar XJR-9 Тони Саутгейт. В базе был установлен 1,8-литровый четырехцилиндровый двигатель Cosworth с турбонаддувом, а коробку передач, как это ни странно, разместили спереди. Журналист Крис Харрис описал данное решение как «Nissan GT-R, едущий задом наперед», зато развесовка по осям была идеальной. Помимо этого, автомобиль оказался невероятно маневренным. Центральный дифференциал распределял крутящий момент между осями в пропорциях 50/50, 70/30 либо 100/0 в пользу задних колес, в подвеске применялись двойные амортизаторы. Выглядело все очень серьезно!
Дизайн был разработан в итальянской студии Ghia, а производством занимались специалисты британской компании Reliant. Да, те кто собирал трехколесные недоразумения Reliant Robin, над которым глумился знаменитый хулиган журналист Джереми Кларксон в шоу Top Gear. Согласно требованиям Международной федерации автоспорта, Ford должен был построить 200 дорожных автомобилей для омологации, но, конечно, не построил. Чиновников от автоспорта дурили все. В не очень хорошем фильме «Большая гонка. Ауди против Лянчи» отлично показано, как Чезаре Фьорио забалтывает представителей FIA в ресторане пока дорожные Lancia 037 перегоняются на другую парковку, чтобы потом их повторно посчитали… Может в случае с Ford таких вопиющих моментов не было, но собрали только около 150 машины из необходимых 200.
Ford RS200 был пугающе быстр! В дорожном исполнении двигатель Cosworth развивал около 250 л.с., а в гоночном – более 600 л.с. (данные разнятся), обеспечивая динамику в районе 3,5 секунд до «сотни» (дорожный RS200 разгонялся до 100 км/ч примерно за 6 секунд). RS200 дебютировал в ралли в сезоне 1986 года и показал многообещающие результаты в условиях жесткой конкуренции. Но вступил в бой RS200 слишком поздно, дни сумасшедшей группы Б уже были сочтены. На ралли Португалии Хоаким Сантос на Ford RS200 врезался в толпу зрителей – трое погибли, более 30 получили ранения, а Lancia Delta S4, управляемая Хенри Тойвоненом, вылетела с дороги и сгорела дотла – пилот и штурман погибли. Это фактически положило конец Группе Б, и Ford RS200 не успел сполна раскрыть свой потенциал. Позже RS200 добился определенного успеха в ралли-кроссе, побеждал в подъеме на Пайкс-Пик, но это не тот результат, на который рассчитывали в Ford. Возможно, это и не плохо - человеческие жизни дороже выигранных гонок!
Не снискал большого успеха и дорожный Ford RS200. Автомобиль был слишком грубым для повседневной эксплуатации, а качество сборки (помните, кто за это отвечал?!) оставляло желать лучшего даже по меркам мелкосерийного производства. А стоил RS200 дороже Ferrari 328… По данным аукционного дома RM Sotheby’s последний дорожный RS200 был куплен только в 1995 году, то есть через 8 лет после постройки. Зато сегодня RS200 обрел культовый статус и может стоить 500 000 – 700 000 долларов.
Есть особо ценные экземпляры, например, Ford RS200 Evolution, выпущенный в количестве 24 штук. Автомобиль получил другой двигатель мощностью около 600 лошадиных сил в гражданском исполнении. В 1991 году шведский гонщик Стиг Блумквист (чемпион мира по ралли 1984 года) разогнал RS200 Evolution с места до 100 км/ч за 3,07 секунды, установив мировой рекорд, продержавшийся 12 лет! Вот так Ford.
Также по теме безумной эпохи ралли:
К сожалению, хороших фотографий раллийного Ford RS200 в "естественной среде обитания" не очень много :( Не успели нащелкать.
Сергей Клюшниченко
Фото Classic Driver, RM Sotheby's, Alex Pendolf