Найти тему
ParfoPhrenia

Кто нам делает флаконы?

Оглавление

Сейчас имена парфюмеров на слуху не только у парфманьяков, а даже у нормальных пользователей, счастливо избежавших зависимости и не страдающих накопительством флакончиков.

Но ведь парфюмерная индустрия — это не только парфюмеры, перед талантом которых мы преклоняемся, и маркетологи, которых принято ругать порой за фантастические, не имеющие отношения к реальности, пирамиды ароматов и легенды, в которые они заворачивают ароматные создания. Почему-то о тех людях, которые "одевают" эти ароматы, придумывают для них флаконы, слышно не так чтобы часто.

Давайте поговорим о них. Будет пять имён.

Рене Жюль Лалик – ювелир и возмутитель спокойствия

(1860 — 1945)

К работе со стеклом и изготовлению парфюмерных флаконов Рене Лалик пришел, когда уже состоялся как известный ювелир, законодатель моды на украшения и амбассадор стиля модерн. Во многом этой новой страсти поспособствовало знакомство с парфюмером Франсуа Коти. Коти был крайне недоволен своими флаконами, считал, что они не отражают идею, сам дух ароматов, пока не увидел работы Лалика.

Поначалу Рене предстояло лишь создавать эскизы флаконов, доверяя воплощение стеклодувам завода «Баккара», но результат Коти не нравился. Так Рене Лалик сам взялся за дело. Производство этикеток и флаконов для Франсуа Коти началось в 1907 году. Первый флакон, который Коти заказал у Лалика, стал "одеждой" для нового тогда цветочного аромата, название которому дал известный сорт розы - "жакмино".

Рене создавал не только парфюмерные флаконы для Coty, но и для Guerlain, D'Orsay, Houbugant. В общей сложности Рене Лалик разработал флаконы для более чем 250 ароматов.

За свою жизнь Лалик получил шестнадцать патентов на технологии изготовления стекла. Цветное стекло, градиентная окраска, стекло с патиной – все это воплощение изобретательского таланта Лалика. Рецепт изготовления опалесцирующего стекла не разглашается компанией Lalique до сих пор.

Лалик считал, что настоящий творец должен постоянно пробовать что-то новое и даже возмутительное. Так, для духов Le Baiser du Faune от Molinard он создал флакон с целующимися фавном и пастушкой (центральное фото на картинке выше). Это иллюстрация сцены из балета «Послеполуденный отдых фавна».

Его дело продолжил сын Марк. Вы наверняка видели флакон его работы - L'Air du Temps для Nina Ricci с парой хрустальных голубей на крышке.

Серж Монсо - легендарный мастер

(1930- 2019)

-2

Творческая жилка и страсть к театру еще в юном возрасте привела Сержа в студию французского актера-мима Марселя Марсо.

«Сходство процесса театральной постановки с процессом построения дизайна парфюмерного флакона поражает. По сути, флаконы — это своего рода актеры, которые способны сыграть уникальную историю аромата… а дизайнер — это режиссер пьесы, «текстом» которой являются духи».

Начав свой творческий путь в качестве сценографа в театре, Мансо вскоре стал декоратором интерьеров и витрин магазинов.

Так он познакомился с Эленой Рубинштейн. Однажды дизайнер раскритиковал сделанный для Элены флакон духов Skin Dew, и тут же получил предложение придумать лучший вариант. Вызов был принят, и духи Рубинштейн в новом флаконе достигли большого успеха…

В 1964 он основал собственную дизайн-студию. Его первыми большими работами стали флаконы для Fiji Guy Larochе и Climat Lancôme. За ними последовало сотрудничество с Azzaro, Cartier, Cerruti, Dior, Estée Lauder, Guerlain, Givenchy, Hermès, Narciso Rodriguez, Rochas и многими другими брендами.

Всего за свою творческую карьеру Мансо создал более трёхсот флаконов. Серж Мансо ушёл из жизни в феврале 2019 года в возрасте 88 лет.

Пьер Динан – лицо эпохи

(1932 г)

-3

Вы в своей жизни наверняка держали в руках, как минимум один флакон, созданный Пьером Динаном.

Будущий гуру парфюмерного дизайна в юности мечтал стать скульптором. Однако так вышло, что его призвали на военную службу, так он попал в Азию. И все же творческое начало дало о себе знать и Динану удалось совместить службу и обучение в Королевской художественной школе Камбоджи, а также вместе с археологической экспедицией более года он изучал азиатские храмы и скульптуры. В одном из интервью Динан сказал:

«Мои исследования архитектуры оказались очень полезны для создания парфюмерных емкостей, ибо процесс проектирования флакона во многом схож с архитектурным проектированием. Флакон духов – это своего рода маленький домик».

По возвращении домой во Францию Динан устроился в химическую компанию. Фирма собиралась запустить новый продукт, но упаковка никуда не годилась. Динан предложил свой эскиз, который одобрило руководство. И как результат - перевод на должность исполнительного директора по рекламе. Вскоре перспективного дизайнера переманило крупное рекламное агентство, где Динан занял позицию арт-директора. Одним из важных клиентов агентства была компания Rochas. Благодаря дружбе с Элен Рошас Динан познакомился с Сальвадором Дали и Ивом Сен-Лораном. Свой первый заказ выполнил в 1959 году — им стал флакон для Madame Rochas.

«Я создал этот флакон, и после этого уже не останавливался в творчестве. Однако – чтобы вы знали – в первой серии было всего лишь 600 флаконов!»

После этого о дизайнере узнали в модной индустрии и вскоре он открыл своё ателье. Среди его клиентов были Пьер Балмен, Кристиан Диор, Пьер Карден и многие другие ключевые фигуры в мире моды того времени.

Одна из самых известных работ автора — знаменитый флакон аромата Opium, выпущенного модным домом Yves Saint-Laurent в 1977 году. Рассказывают, что однажды Сен-Лоран сообщил дизайнеру, что хочет создать восточный аромат. На это Динан задал модельеру вопрос, что лично для него значит Восток. Сен-Лоран ответил, что это фейерверки, подобные тем, которые можно увидеть, если сильно надавить ладонью на закрытые глаза. Динан попробовал это и увидел красно-золотые и фиолетовые вспышки. Так родился цвет легендарного флакона. По другой легенде в брифе было указано, что нужно воссоздать картинку, увиденную Сен-Лораном при приёме ЛСД - «Что-нибудь огненное, цветное, яркое, оранжевое, фиолетовое». А та и другая легенда сходится на том, что форма отсылает к инро — коробке, в которой самураи носили пряности, соль и лекарства.

«За каждым малоизвестным брендом скрывается личность с историей, и ее нужно рассказать миру с помощью флаконов», — уверен дизайнер. Ему понравилось работать с Яном Вильгельмом Альгремом, основателем Vilhelm Parfumerie. Узнав о страсти Яна к хоккею на льду, Пьер Динан создал флакон в форме шайбы, декорировав его волнами, представляющими собой движение и скорость.

За пол века своей творческой жизни Динан создал более 500 флаконов, многие из которых по сей день можно найти в массовой продаже. А его дизайнерскому ателье Atelier Dinand принадлежит авторство эскизов более чем для 1000 флаконов. Среди самых известных — культовые Eau Sauvage Dior, Azzaro Pour Homme Azzaro, Calandre Paco Rabanne, Obsession и Eternity Calvin Klein.

Забавное: «Obsession - это был поучительный заказ. Ко мне обратился неизвестный для меня американский дизайнер и попросил разработать флакон для своего первого аромата. В качестве оплаты он предложил половину суммы выплатить акциями своего предприятия. Я отказался… Черт, через год весь мир знал про Кельвина Кляйна и его аромат! Его акции через год стоили в десятки раз больше! Вот так я пришел к мысли, что мне надо смыслить больше, чем только лишь в дизайне».

Тьерри де Башмакофф - французский дизайнер с русской душой

(1960 г.)

-4

В отличие от вышеупомянутых мастеров, Тьерри выбрал свою профессию, ещё когда учился в средней школе: уже тогда он лепил из пластилина флаконы для парфюмов. И с 45-ю такими пластилиновыми моделями в 80-х он отправился покорять Париж. Его заметили и в него поверили.

Родился Тьерри в парфюмерной столице Франции — Грассе. И вся семья так или иначе была связана с парфюмерией.

Тьерри считает, что в его жизни было две поворотные точки. Первая, когда к нему обратилась модельер Соня Рикель, с просьбой «осовременить» флакон для Septieme Sens. Вторая — создание флакона для Isabelle Canovas, изготовленного в виде помпона, который был эмблемой марки.

Тьерри де Башмакофф не навязывает свое видение или свой стиль, поскольку в приоритете - отразить суть и философию бренда. Такая творческая пластичность даёт возможность творить без границ - де Башмакофф очень плодовитый мастер. На его счету уже более двух тысяч флаконов для духов.

Откуда такая фамилия? Мать — итальянка, отец — русский, бабушка — швейцарка, дедушка — потомок знаменитых русских родов Башмаковых и Суворовых, эмигрировавший из советской России в 1918 году. Документы, касающиеся своих предков, Тьерри де Башмакофф аккуратно хранит и показывает всем желающим.

Интересно, что существует флакон духов «Букет России», сделанный Тьерри в сотрудничестве с фабрикой «Новая Заря».

"Высокий флакон красного стекла ручной работы с притертой пробкой, украшенной двуглавым орлом. Это издание предназначалось для самых именитых гостей Кремля."

А с 2004 года дизайнер официально сотрудничает «Новой Зарей».

В 2010-м (год России во Франции), чтобы подчеркнуть свою принадлежность к русским корням, Тьерри де Башмакофф выпустил аромат имени себя - De Bachmakov от The Different Company. Для создания аромата, Тьерри пригласил Селин Эллена (дочь Жан-Клода Эллена), которая вместе с дизайнером возглавляет парфюмерный бренд The Different Company.

"Аромат воплощает ностальгию по родине: он пахнет снегом, алкоголем, свежим степным ветром и сибирскими лесами."

Дизайнер помнит свои корни, читает Гоголя и Достоевского, и мечтает, чтобы русская Новая Заря достигла уровня Guerlain.

Марк Атлан – гений минимализма

-5

Американец с французскими корнями, Марк Атлан руководит собственной студией Marc Atlan Design, Inc., созданной в Лос-Анджелесе в 1999 году. Он разрабатывает флаконы и упаковки для духов, рекламные кампании и каталоги, логотипы и фирменный стиль для брендов. Его работы отмечены большим количеством международных наград в сфере дизайна, среди которых премии Red Dot, Gold Pentaward, Gold One Show, победа в номинации «Лучший дизайн упаковки» конкурса FiFi Awards, считающегося своеобразным парфюмерным аналогом «Оскара».

Карьера Атлана началась в 1989 году в Париже. За год до получения диплома по графическому дизайну он устроился на свою первую работу, напрямую связанную с креативной средой: его наняли в бюро фэшн-консалтинга в качестве художника. Именно это во многом повлияло на его дальнейший профессиональный путь.

Первыми клиентами были учреждения культуры и люксовые бренды — дихотомия, в которой Атлан учился находить баланс между художественной и коммерческой средами.

«Творческий прорыв случился в 1993 году, именно тогда начался мой 6-летний период сотрудничества с Comme des Garçons. За это время я много работал над дизайном упаковки ароматов и помог сформировать фундаментальный облик этого влиятельного и дальновидного бренда. Это был один из самых плодотворных и запоминающихся периодов в моей карьере» — цитата из интервью порталу Friends of Friends.

Атлан ломает стереотипы, его минимализм – это вызов привычному восприятию, он создает «столкновение традиционного предмета роскоши с повседневностью для неожиданного контраста».

Кроме Comme des Garçons Атлан также сотрудничал с Maison Margiela, Helmut Lang, Tom Ford, Marc Jacobs и другими брендами. Среди крупных работ Марка Атлана также можно выделить рекламные кампании для H&M, David Beckham и Chaumet.

-6

Еда
6,93 млн интересуются