Найти в Дзене
Непотопляемый Перчик

Масленица: старинные традиции празднования, приметы и запреты

Оглавление
 Юрий Верещагин. Масленица
Юрий Верещагин. Масленица

Каждый год славяне отмечают Масленицу, один из самых известных старинных народных праздников, который посвящён проводам зимы и встрече долгожданной весны. Испокон веков весна воспринимается как начало новой жизни, поэтому люди почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. Согласно одной версии, люди старались задобрить весну, шедшую на смену зиме, — умаслить ее. Отсюда праздник и получил свое название — Масленица.

Истоки этого торжества лежат в стародавних языческих временах, когда древнеславянские мудрецы приурочили Масленицу к весеннему равноденствию (солнцестоянию), то есть празднование всегда приходилось на 22 марта. Отмечали её на протяжении двух мартовских недель: семь дней до весеннего равноденствия и столько же после него. В этот период славяне устраивали веселые, шумные массовые гуляния, чтобы тем самым помочь весне поскорее прогнать надоевшую зиму. Наши пращуры свято верили, что если не веселиться на Масленицу, то наступивший Новый год будет тяжелым, неурожайным и, следовательно, бедным и безрадостным.

Однако после принятия христианства дата празднования изменилась и стала зависеть от священного праздника Пасхи, а сами гуляния сократились до семи дней. Согласно церковным канонам, Масленица стала неделей прощения, покаяния и примирения, а также подготовки к Великому посту, длящемуся 40 дней.

Краткая история праздника Масленицы

Этот праздник под иным названием — Комоедица — появился на Руси задолго до принятия христианской веры. Своими корнями он уходит в язычество и связан с днем весеннего равноденствия, когда день становится длиннее ночи и пробуждается природа. Раньше люди старались задобрить бога весеннего солнца и плодородия Ярило, а также бога Велеса, отвечавшего за крупный рогатый скот, землю, леса и богатство. Язычники верили, что Велес, который мог превращаться в медведя, является одним из высших богов славянского пантеона.

Поэтому, кроме главного смысла — встреча наступления Весны и начала Нового года, праздник также носил характер почитания славянского Медвежьего бога — Кома. Ныне мало кто знает, что в старину на Руси комами называли медведей. Медведи, просыпающиеся от зимней спячки, являлись символом пробуждения весны. А язычники поклонялись Кому. По традиции первые праздничные блины торжественно относили в лес, где их раскладывали на пнях-колодах в качестве угощения для пробудившихся от зимней спячки медведей. Мужики, чествуя Хозяина Леса (воплощение самого бога Велеса), особым медвежьим плясом призывали его на трапезу и просили в течение всего года не драть домашний скот и не хулиганить на пасеках.

Именно эта стародавняя традиция нашла отражение в пословице: «Первый блин комам (то есть не как, а кому — медведям), второй блин знакомым, третий родне, а четвертый мне».

После того как первый блин относили косолапому хозяину леса, в поселениях начиналось пышное празднество, продолжавшееся целую неделю. В этот период люди веселились, устраивали богатые застолья, гулянья с песнями и плясками, проводили многообразные ритуалы, прыгали через костер. Мужчины на Комоедицу в кулачных боях мерились силушкой и прославляли Ярилу.

Этот старинный праздник под названием Масленица был принят христианством, однако празднование стали отмечать не по солнечному (языческому), а по лунному календарю, поэтому в православии у Масленицы плавающая дата. Сейчас Масленица является предпраздником для Великого поста у христиан. В этот период людям следует постараться примириться со своими врагами, недоброжелателями, простить былые обиды, очистить свои душу и мысли перед Великим постом.

Христианская церковь называет Масленицу Сырной седмицей или Мясопустной неделей. В рамках подготовки к Великому посту на этой неделе запрещено употреблять мясо, но можно питаться сырами и другими молочными продуктами. Как в стародавние времена, так и сейчас главным угощением являются блины. Их пекут каждый день и в больших количествах.

Масленичная (Сырная, Мясопустная) неделя формально разделяется на две неравные части: с понедельника по среду — узкая, с четверга по воскресенье — широкая. Во время первого периода занимаются в основном уборкой, готовкой и подготовкой к празднованию. Во второй период, соответственно, устраиваются пышные гуляния и запрещается любая работа по дому.

В Масленичную неделю у каждого дня есть свое название и старинные традиции, ритуалы, запреты, которые и в наши дни люди стараются соблюдать. Далее кратко рассмотрим основные из них.

Традиции Масленичной недели

1. Понедельник — первый день празднования, именуется - Встреча Масленицы.

Главным атрибутом Масленицы являются блины, в славянской языческой традиции символизирующий Солнце. Наряду с другими масленичными блюдами (масло, сырники, пироги, овсяный кисель, варенье, меды и пр.), им отводится важная роль в праздничных традициях. Итак, главной традицией в понедельник является выпекание первого блина. Однако первую партию самим съедать нельзя — её следует отдать бедным, для того чтобы те смогли помянуть души их умерших родственников.

Масленица — семейный праздник. С первого же дня на блины можно приглашать родных и друзей, а также устраивать для них различные застольные игры.

Утром свекор и свекровь по традиции отправляли невестку в гости к их родителям, а вечером уже сами к ним присоединялись, чтобы накормить сватов своими блинами. Во время встречи все вместе решали, где, когда, в какое время состоятся семейные гулянья, кто на них будет приглашен.

В этот день (или даже накануне) в поселениях общими усилиями народ заканчивал подготовительную работу для увеселений: устанавливал карусели, качели, возводил снежные крепости, делал ледяные горки, балаганы, торговые палатки. Также делали чучело уходящей зимы (в язычестве его называли Марена, Мара). Его возили по улицам, встречая Масленицу.

2. Вторник — Заигрыши (Сватовство)

Вторник традиционно был днем начала масленичных гуляний, уличных игр и забав, когда после строительства ледяных горок и снежных крепостей наступало время для активных игр, развлечений, в которых с раннего утра принимали участие и взрослые, и дети. В древности молодежь собиралась, чтобы покататься с горок на санках, лыжах, устраивала баталии в снежных крепостях. В число забав входило перетягивание каната. Смельчаки, стараясь показать свою ловкость и сноровку, пытались покорить ледяной «масленичный столб», чтобы достать с вершины закрепленные призы. А любимой частью празднования была езда на запряженной тройке лошадей.

На месте, где устанавливали чучело Зимы, молодежь под гармонь и балалайки устраивала пляски, хороводы, пела песни. По улицам перемещались скоморохи, шутками и прибаутками развлекая народ и угощаясь подаяниями щедрых хозяек. Кроме них, по улицам ходили ряженые, исполняя разные образы: от медведей до цыган и ведьм. Главными героями вторника были красноречивые Дед-зазывала и Петрушка, их задачей было развлекать гостей во время народных гуляний. Они заглядывали в дома на огонёк, приглашали жителей деревни на праздник. Хозяева не могли отказать таким гостям и принимали с почестями, щедро потчевали, накрывая богатый стол.

Заигрыш — это не только время для игр и забав, но и хорошая возможность для молодых людей приглядеть для себя вторую половинку. Все масленичные обряды, по сути, сводились к смотринам и сватовству. Во время гуляний молодые люди приглядывались друг к другу, парни присматривали себе невест, девушки засматривались на парней и гадали, кто же из них первым пошлет сватов. В этот день женихи наведывались в гости к своим потенциальным невестам, чтобы получше приглядеться не только к девушкам, но и к их семьям.

Во время гуляний родители молодых присматривались к будущим родственникам и порой в шуточной форме начинали сговариваться о предстоящем свадебном торжестве. Если семьи достигали договоренностей, то свадьбы обычно праздновались сразу по завершению Великого Поста на Красную Горку. По поверьям, заключение союза в этот день сулило долгий и счастливый брак до самой смерти.

Те же люди, кто уже состоял в браке, зазывали в гости родственников и знакомых. Считалось, чем изобильнее накрыт праздничный стол, тем богаче будет год.

3. Среда – день с красноречивым называнием Лакомка.

Это последний день Узкой Масленицы, после которого начиналась Широкая Масленица, когда праздничная неделя набирала обороты в самых шумных развлечениях и веселых забавах.

Хозяйки с раннего утра пекли блины, которые складывали в аппетитные башенки, считавшиеся главным украшением на праздничном столе. Хотя блины признавались основным блюдом праздника, но помимо них на столе всегда присутствовали другие вкусности: запеченная рыба, жареные драники со сметаной, вареники, тушеная картошка с грибами. В этот день особое внимание хозяйки также уделяли сдобе, на стол подавались пироги с разными начинками, курник, медовые пряники.

Народное поверье гласит: «Чем богаче стол на Лакомку, тем лучше семья будет жить в этом году». Поэтому все хозяюшки старались состряпать что-нибудь повкуснее да накормить домашних и гостей посытнее.

По стародавней традиции в среду зять приходил к теще на блины, которые она пекла специально для него. Причем зять мог прийти с родственниками и друзьями. В этот день теща старалась быть особенно милой и щедрой, всячески пытаясь угодить зятю, вдоволь его накормить. От этого обычая пошло выражение «Пришел зять, где сметаны взять?»..

Сложилась такая примета: чем больше мужчина съест тёщиных блинов, тем счастливее, богаче и дольше будет жить с женой. При этом, если зять налегал на сладкие блины, то нрав у него покладистый, а если больше внимания уделял блинам с солёной начинкой, то характер у него сложный.

Зятьев могло быть несколько, и все они славили своих тещ, обыгрывали шутливые сценки с переодеваниями. Пришедшие вместе с ними гости должны были нахваливать тещу перед зятем, приговаривая, как ему с ней очень повезло. Считалось, чем гостеприимнее теща, тем лучше будет относиться к её дочери новая семья.

В этот день многие «будущие зятья», ранее получившие согласие своих невест на свадьбу, также захаживали к «будущей теще» в гости. В этом случае семья невесты проводила «смотрины» жениха. Из-за этого обычая у Лакомки появилось другое название — Смотрины.

Если день был погожим, то многие люди выходили после обеда из своих домов погулять на свежем воздухе. В это время на центральных площадях поселений открывались торговые лавки, палатки, в которых продавались различные лакомства: петушки на палочках, медовые пряники, орехи в меду, ромовые бабы, смоква. Если на улице было морозно, то здесь же можно было согреться, выпив горячий чай, медовуху и сбитень — старинный восточнославянский напиток, который готовили из меда, воды, пряностей, лечебных трав. Употребление алкоголя в этот день было под запретом.

Стоит отметить, что в Лакомку наши предки обращались к домовому с просьбой вернуть все потерянные вещи. И, по заверениям многих, пропажи действительно находились.

4. Четверг - Разгул или Разгуляй (Широкий четверг).

Так он называется, поскольку именно в этот день организовывали самые масштабные народные гуляния, весёлые игры и развлечения. В древности считалось, что именно в этот день зима начинает окончательно уступать место весне, поэтому люди старались провести его радостно, весело, тем самым привлечь благоприятные изменения в свою жизнь.

Когда начиналась широкая Масленица, все хозяйственные работы прекращались и разворачивались настоящие гулянья. Народ вовсю предавался всевозможным потехам, игрищам и забавам: все желающие катались с горок на санках (салазках, чунках), на качелях и каруселях, устраивали катания на лошадях, в санях, играли в снежки. Гуляния сопровождались веселыми хороводами с песнопениями.

В этот день обычно проходили кулачные бои «стенка на стенку», где молодые люди, красуясь перед девушками и невестами, старались продемонстрировать свою удаль и стать.

В четверг также традиционно разводили костры, их жгли специально, чтобы растопить остатки снега и поскорей позвать в гости красавицу-весну. В пламя кидали старые ненужные вещи, таким образом избавляясь от всего, что мешало жить. Вокруг костра водили хороводы, а одной из любимых забав были прыжки через него. Влюбленные пары прыгали вдвоём, считалось, что если во время прыжка руки не разорвались, то возлюбленных ждёт счастье и скорая свадьба. Смысл большинства игрищ, как и всей Масленицы, заключался в том, чтобы выплеснуть накопившуюся за зиму негативную энергию.

Шумные компании детей и молодежи ходили по домам с бубнами, рожками, трещотками, распевая колядки. Встречавшие хозяйки угощали праздничных гостей лакомствами и передавали приветы их родителям и родственникам.

С этим днем связано множество традиций и запретов. Так, никто не должен был сидеть дома, все старались как следует повеселиться. На Руси издревле верили, что все, кто не развлекается в этот день, весь следующий год будут несчастными. Равно как нельзя грустить, чтобы не навлечь на себя тоску и уныние на грядущий год. Традиционно в этот день запрещается злословить и сплетничать. Люди стараются быть доброжелательными друг к другу, ведь это время для радости и веселья, поэтому важно сохранять дружественную атмосферу. Перед началом Великого поста важно очиститься морально от разных прегрешений. Поэтому в Широкий четверг следует просить прощения за старые обиды, и принято говорить: «Кто старое помянет, тому глаз вон».

5. Пятница — Тещины вечерки.

Второй день широкой Масленицы традиционно проводили в кругу семьи. В этот раз в гости к зятю с ответным визитом наведывалась теща, да не одна, а с большой компанией – подругами, родней, соседями, которым женщина хотела показать, какую хозяйственную дочь вырастила и удачно выдала ее замуж за достойного мужчину.

Блины в этот день выпекала дочь — жена зятя. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким. Семейные посиделки за праздничным столом скрепляли отношения между родными, а общее веселье напоминало о скором приближении долгожданной весны и тепла.

Важная составляющая тещиных вечерок — укрепление семейных связей, а также воспитание молодых супругов. Теща делилась с ними премудростями и опытом семейной жизни. А дети, в свою очередь, должны были с уважением и благодарностью принимать наставления. В пятницу зять должен был отправить за тещей позываток — компанию ряженых друзей. Также была традиция посылать за матерью жены упряжку лошадей, запряженных в сани. Проигнорировать эту традицию и не позвать в гости тещу считалось в деревне непростительным позором.

В доме зятя накрывался богатый стол в знак уважения к теще. Молодым супругам скупиться было нельзя, поскольку считалось, что чем пышнее накрыт стол и довольнее теща, тем ладнее будет семейная жизнь молодых. Также считалось, что чем разнообразнее начинки для блинов и богаче стол, тем больше зять уважает тещу. В народе по этому поводу говорили: «Хоть тещины блинки и сладки, да сегодня угощают зятьки». В этот день основной обязанностью зятя было развлекать мать своей жены, показывать почтение к ней и выражать гостеприимство.

С этим днем связано много примет и запретов. Так, запрещается предаваться унынию, жаловаться на близких и родственников другим людям, поскольку это могло испортить отношения до следующей Масленицы. Также не следует выбрасывать старые вещи и выметать пол возле порога. Наши предки верили, что таким образом можно вымести удачу, поселившуюся в доме.

6. Суббота — Золовкины посиделки

Название шестого дня Масленицы говорит само за себя: молодые жены с почетом приглашали в дом на блины золовок (сестер мужа), а вместе с ними подружек. Невестки старались приготовить всем гостям небольшие гостинцы, это считалось хорошей приметой. Если золовки были незамужними, то невестка должна была пригласить на общие посиделки своих подруг, свободных от брачных уз. Если сестры мужа уже были замужем, то невестка звала свою замужнюю родню. От брачного статуса золовок зависел и досуг собравшихся. С незамужними полагается обсуждать сплетни и потенциальных женихов, гадать на суженого. А если и хозяйка, и гостьи уже нашли своих спутников по жизни, то разговор должен протекать в русле домашних забот.

На Масленицу традиционно пекли много блинов, поэтому девушки и женщины гадали по ним. В этот день было принято угощать гостей блинами на кефире. Важно было сделать их с большим количеством дырочек, так как они символизировали деньги в ближайшем будущем. Особенное внимание обращали на первый блин, если у него были ровные края, то считалось, что замужество будет удачным. Если блинчик получится румяным посередине, то муж будет верным, а если по краям, то станет ходить налево.

Золовкины посиделки считались своеобразными смотринами молодой жены. Гости оценивали блюда, которые были приготовлены хозяйкой, а также, как она общалась с незнакомцами. В итоге молодая хозяйка могла получить общественное одобрение, а это было важным для дальнейшей семейной жизни, благополучие в которой часто зависело от хорошего контакта с соседями.

Кульминацией этого дня был обряд целования мужа женой. Молодой выходил в центр комнаты и целовал жену, а после гости целовали девушку, приговаривая при этом: «Спасибо на Масленице!» Публичная демонстрация любви должна была подтвердить крепость отношений супругов. После этого собравшиеся расходились. После гадания и восхищений кулинарными навыками молодой жены девушки могли присоединиться к народным гуляниям.

Надо отметить, что этот день был самым скромным на гуляния за всю Масленицу. Люди проводили субботу либо дома, либо в гостях, православные старались посетить церковь.

С шестым днем Масленицы связано много традиций и запретов. Например, не рекомендуется ссориться и вступать в конфликты, а также давать пустые обещания. Также считается, что не стоит начинать новые дела и рабочие проекты, так как они могут не принести желаемого результата. Как и на протяжении всей недели, в этот день не стоит есть мясные продукты.

Если люди мало едят и не веселятся в этот день, то они могут навлечь на себя беду. А если гости съедят много и оставят стол пустым, то год будет счастливым и прибыльным для хозяев застолья.

Иногда хозяева в этот день угощали блинами даже домашних животных, приговаривая такие слова: «Чтобы скотина в доме не переводилась!»

7. Воскресенье -Проводы (Прощеное воскресенье), финал масленичной недели.

Воскресенье называется прощеным, поскольку в этот день принято просить друг у друга прощения за все обиды, которые нанесли за год, и говорить в ответ: «Бог простит, и я прощаю». Также принято поминать усопших и посещать кладбища, где покоятся родные.

Днем, как правило, люди мылись в бане, а вечером собирались на главной площади, чтобы торжественно сжечь чучело Зимы. Это символизировало проводы зимы и приход весны. В этот день на ярмарках устраивались чаепития с калачами и блинами, люди водили хороводы вокруг чучела, пели и танцевали, а затем торжественно сжигали его. Во время этого действа люди загадывали желание, чтобы вместе с чучелом сгорело все плохое, что было в их жизни, а пепел, оставшийся после сожжения, собирали, чтобы посыпать им поля. Наши предки верили, что этот обряд поможет повысить урожайность в будущем году.

Есть один старинный обряд для привлечения удачи в жизнь. Во время сжигания чучела необходимо бросить в огонь монету и проговорить слова: «Чтобы деньги не перевелись, калю монеты, не скуплюсь. Обновленное железо пуще волка сторожит».

После прогорания костра монету находили и носили всегда с собой. Она поможет защитить владельца монеты от денежных невзгод, убытков и привлечет в его судьбу благополучие. Также существует поверье: если во время Масленичной недели человек угостит большое количество людей блинами, то весь год он не будет знать ни горя, ни печали, ни проблем с деньгами.

Несмотря на то, что Масленица — является народным радостным праздником, в нем, помимо ранее упомянутых, имеется еще ряд запретов.

Например, нельзя разрезать блины ножом. Считается, что из-за использования острых предметов в дом может прийти беда.

Еще не стоит на Масленичной неделе рассказывать людям о своих снах. В древности считалось, что озвученные ночные кошмары быстро сбудутся, а хорошие сны, наоборот, никогда не исполнятся.

На Масленичной неделе нельзя оставаться в одиночестве и заниматься финансовыми вопросами, чтобы не упустить счастье и избежать неприятностей.

Это последний день, когда можно было есть непостные продукты. Всё, что осталось после празднования, обязательно нужно было доесть либо раздать бедным. Если все-таки часть продуктов оставалась, то её сжигали, поскольку считалось плохой приметой выбрасывать еду или дать ей испортиться.

Поскольку в христианстве чревоугодие является большим грехом, то не стоит объедаться на Масленицу. Особенно это касается тех, кто собирается соблюдать Великий пост.

Заканчивая обзор старинных традиций празднования Масленицы, от чистого сердца желаю всем веселой Масленицы, вкусных блинов и благополучия!

С уважением, Евгений Павлов-Сибиряк, автор книг - Преодолевая страх, Невероятная мистика. Приобрести книги со скидкой 10% вы можете -ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ. Послушайте рассказы -ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ