Найти тему

Действительно ли Мария-Антуанетта сказала: «Пусть едят торт»?

«Пусть едят торт» — очень известное изречение, которое относят к Марии-Антуанетте, когда происходила французская революция именно она была королевой Франции. Как пересказывают этот случай, королеве доложили, о крестьянах у которых нет хлеба, и они испытывают голод, на что она выдала уже известный всем ответ. Естественно торт стоит дороже чем хлеб и эту историю стали преподносить в укор Марии-Антуанетте, которая показала, что не знает, как живет простой народ. Но говорила ли королева это на самом деле.

Стоит отметить, что сама фраза, про которую идет речь, на французском языке выглядит так: «Qu'ils mangent de la brioche», но она всё-таки переводится не «Пусть едят торт», а «Пусть едят бриошь». Бриошь представляет собой хлеб, но с маслом и яйцами, но на суть истории это не влияет. Но торт и бриошь разные вещи, хотя оба относятся к десерту. Самое главное, что у историков нет документального подтверждения этой фразы Марии-Антуанетты.

Как выяснилось, фольклористы давно обнаружили похожие высказывания и на других континентах, но подробности в каждой версии разные. В 16 веке в Германии существовала сказка, в которой барышня из дворянского рода спрашивает, почему голодные люди не едят крозем, сладкий хлеб. По своей сути эти рассказы просто являются легендами.

-2

Возможно первым кто применил эту фразу, был Жан Жак Руссо, философ из Франции. В 1767 году он предложил свою версию этого события, это изречение он отнес к «Великой принцессе». Мария-Антуанетта тогда действительно была принцессой, но ещё совсем юной, поэтому трудно представить, что Руссо писал про неё.

В то время работы Руссо были популярны у революционеров, и некоторые предполагали, что эту фразу по ошибке определили к Марии-Антуанетте и стали тиражировать среди населения с целью дискредитировать королеву. Но современные историки не относятся серьезно к таким высказываниям, так-как не находили этой цитаты в листовках, газетах и другой литературе у революционеров.

Писатель из Франции Альфонс Карр в 1843 году рассказал, что ему попалась на глаза эта фраза в книге которая вышла в свет в 1760 году. По мнению Карра его находка доказывает, что слова, приписываемые к Марии-Антуанетте всего лишь слухи.